Не так-то просто найти свою дорогу в жизни молодому поколению, вдвойне сложнее сделать это ребятам, у которых серьезные проблемы со здоровьем. Им, как никому другому, необходима помощь на первом этапе взрослой самостоятельной жизни. Как же им помочь найти свое место в обществе?

Именно этому вопросу был посвящен республиканский семинар-совещание руководителей образовательных учреждений для детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, а также ребят с ограниченными возможностями здоровья, который прошел в Мензелинской специальной (коррекционной) общеобразовательной  школе-интернате.

Подобное совещание проводилось здесь впервые, но место было выбрано неслучайно. Директоров школ-интернатов пригласили сюда для того, чтобы они смогли ознакомиться с опытом работы именно этого учреждения и применить его у себя. Но обо всем по порядку.

«Доступная среда»

Для знакомства с Мензелинской школой-интернатом и обсуждения проблемы адаптации воспитанников таких учреждений было отведено два дня. Первый день семинара прошел в Доме детского творчества. Кстати, перед открытием пленарного заседания ребята из интерната дали небольшой концерт, после чего участники совещания с отличным настроем приступили к работе.

Первой выступила начальник отдела педагогической поддержки и реабилитации Министерства образования и науки РТ Надежда Бычкова. Она рассказала об основных тенденциях развития общего и специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Наглядным примером перехода к новому этапу в развитии образования, по словам Надежды Бычковой, стала Мензелинская школа-интернат. Именно здесь первым в нашей республике был создан Попечительский совет, который помогает детям получить профессию и устроиться на работу. О том, как все начиналось, рассказала начальник управления делами ОАО «Татэнерго», председатель Попечительского совета Гузалия Ахмадиева.

Вспомним, как все начиналось

–Наше сотрудничество с этой школой началось в 2001 году. Когда-то в Актанышском районе работала школа-интернат, и сегодняшний вице-премьер - министр энергетики РТ Ильшат Шаехович Фардиев прекрасно ее знал, поскольку возглавлял тогда администрацию района. Со временем учреждение закрылось, а детей распределили по различным школам-интернатам республики. В 2001 году, будучи уже генеральным директором ОАО «Татэнерго», Ильшат Фардиев решил заехать в Мензелинскую школу-интернат. Он узнал, что большинство детей из Актанышского учреждения попало именно сюда. Тогда он сказал: «Это судьба, дети идут за нами, а значит, мы должны вернуться к нашим ребятам».

Вот тогда приняли решение создать Попечительский совет.

Главное в воспитании – труд

Конечно, сложности на первом этапе были. В интернате часто менялось руководство и педагогический коллектив, поэтому главной задачей стала организация команды учителей. Понятно, что это непростая работа, требующая не только физических, но и душевных затрат. Но костяк педагогов остался, а возглавил команду молодой энергичный директор – Камиль Назмиев.

– Мы подумали: педагоги у нас есть, теперь надо создать детям такие условия, чтобы они чувствовали себя как дома, - продолжила Гузалия Хамзиевна. - Ну и, конечно, ребят нужно было чем-то занять. Помимо того, что дети учатся в школе, они ведь выполняют и какую-то работу по дому: готовят кушать, занимаются уборкой, в магазин ходят и так далее. А почему же у наших ребят нет таких обязанностей? Когда вырастут, что они будут уметь в своей жизни?

Мы тут же назначили дежурных в столовой, чуть позже установили в интернате стиральные машины. Для девочек открыли швейные, а для мальчиков - столярные мастерские.

В школе-интернате работает много кружков - кулинарный, швейный, рисования, столярный, музыкальный, работают компьютерный класс, гимнастический зал. Около 80% воспитанников детского дома с увлечением занимаются там в свое свободное время. У детей есть огромное желание показать результаты своей работы. Поэтому энергетики систематически организовывают  выставку-продажу изготовленных детьми поделок, чтобы на вырученные деньги можно было приобрести пряжу, мулине, бисер, столярные материалы и прочие расходные материалы, а также направить на развитие детских творческих проектов. В этом проявляется самостоятельность воспитанников, которые учатся зарабатывать и расходовать собственные деньги. Творчество является реальным путем социальной адаптации детей с ограниченными физическими и умственными возможностями.

Есть на территории Мензелинской школы-интерната и теплица, и огород, где трудятся ребята. Они сами заготавливают на зиму овощи, делают компоты и даже запасаются целебными травами. Словом, работа здесь кипит.

С энергетиками по жизни

– Все это хорошо, но вот на что хотелось бы обратить внимание. Мы, когда выпускаем наших детей, всегда с ними обсуждаем, кто и куда хочет попасть. Ребят тянет на малую родину, в тот город, где у них есть родственники. Действительно, там детям в окружении близких людей  гораздо легче будет вставать на ноги, – подчеркнула Гузалия Ахмадиева.

Чтобы как-то облегчить жизнь своим воспитанникам, Попечительский совет школы-интерната решил ввести такую практику. Теперь за каждым выпускником  закреплено предприятие энергетики, которое будет сопровождать детей сначала в училище, а затем поможет с трудоустройством.

За два дня семинара-совещания его участники побывали на открытых уроках в  Мензелинской школе-интернате, ознакомились с работой круглогодичного, очень комфортного загородного лагеря «Полянка». Гости увидели, как благодаря неравнодушию энергетиков республики интернат стал для многочисленных его воспитанников без преувеличения родным домом. Но на этом ставить точку рано, продолжение следует, а значит впереди – новые проекты и хорошие новости для ребят с непростой судьбой.