Китай согласился предоставить кредит на 400 млрд. рублей на проект высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва – Казань без госгарантий от России.

Как сообщил «Коммерсанту» источник, знакомый с ситуацией, Китай запрашивал госгарантии на всю сумму кредита, но минфин РФ отклонил просьбу, это поддержали минтранс и минэкономики. В минэкономики подтвердили: «С китайской стороной достигнуты договоренности, что РФ гарантии не предоставляет».

Протяженность ВСМ Москва – Казань – 770 км, стоимость – до 1,2 трлн. рублей. Дорога может стать и частью ВСМ Москва – Пекин (7 трлн. рублей). Проект будет идти по принципу ГЧП в форме концессии, где концедент – РФ, а концессионер – специальная проектная компания (СПК). СПК будет консорциум, лидером которого является дочерняя структура ОАО РЖД «Скоростные магистрали», а акционером – КНР. Китайская сторона будет участвовать и в капитале СПК, и в долговом финансировании.

Как рассказывают два собеседника газеты, легкость, с которой китайская сторона пошла на уступки по гарантиям, объясняется тем, что они присутствуют в самой концессионной конструкции. В финмодели ВСМ предусмотрена минимальная гарантированная доходность концессионера – возмещение разницы между планом и фактическим доходом от ВСМ. Предельная дельта параметров на срок эксплуатации свыше 600 млрд. рублей. Если пассажиропоток будет сильно ниже от планового (от 10 млн. человек в год), Китаю компенсируют возврат долга и обеспечат требуемую доходность.