НА РЕКОНСТРУКЦИЮ АЭРОПОРТА КАЗАНИ В 2010 ГОДУ ВЫДЕЛЕНО 100 МЛН. РУБЛЕЙ

В ближайшие годы миндортрансу РТ предстоит освоить огромные суммы, исчисляемые миллиардами рублей. Ключевыми проектами станут дорожные развязки Казани к Универсиаде-2013, реконструкция столичного аэропорта с объемом финансирования почти 6 трлн. рублей и строительство платной автомагистрали «Шали (М-7) – Бавлы (М-5)» стоимостью около 100 млрд. рублей. Об этом и других проектах в своем интервью рассказал министр дорожного хозяйства РТ Ленар Сафин.

В ПРИОРИТЕТАХ - РАЗВЯЗКИ И АЭРОПОРТ

—Ленар Ринатович, расскажите о планах и задачах развития транспортного комплекса Татарстана. Какие проекты реализуются в рамках подготовки к Универсиаде 2013 года?

— Вопросы развития транспортной инфраструктуры, которая призвана обеспечивать территориальное и экономическое единство страны, актуальны всегда. Республика Татарстан  находится в центре России, и соответственно ее транспортная сеть является одной из развитых.

Особую роль и значение транспортный комплекс республики приобретает в преддверии Универсиады 2013 года, когда город примет более 13 тыс. спортсменов из разных уголков земного шара, а количество зрителей в отдельные дни проведения соревнований может достигнуть 130 тыс. человек. Транспорт — это визитная карточка республики. И от того, насколько качественно и своевременно мы будем оказывать услуги, будет зависеть первое впечатление гостей о Татарстане в целом.

Перед нами стоит несколько задач. Во-первых, обеспечить надежное и безопасное транспортное обслуживание участников соревнований в соответствии с требованиями международной федерации университетского спорта, а в идеале — их превысить. Во-вторых, обеспечить современную и качественную дееспособность всей транспортной системы города, в том числе, не задействованной в обслуживании студенческих игр. Ведь все объекты дорожно-транспортной системы должны эффективно и надежно функционировать в долгосрочной перспективе. В-третьих, важно произвести рациональное расходование бюджетных средств при условии оптимального соотношения между затратами на транспортное обслуживание и его качеством, надежностью и безопасностью.

На сегодняшний день проработан перечень необходимых для проведения Универсиады объектов улично-дорожной сети Казани, затраты на реализацию которых составляют 39 миллиардов рублей. До 2013 года планируется построить и реконструировать около 60 километров автодорог, 12 транспортных развязок и путепроводов, 15 пешеходных переходов. Изменения транспортного комплекса в рамках обеспечения Универсиады будут происходить с учетом развития улично-дорожной сети, общественного городского транспорта, терминалов внешнего пассажирского транспорта, совершенствования систем управления дорожным движением и пассажирским транспортом.

— Каким проектам будет уделено особое внимание?

— Особое внимание будет уделяться модернизации международного аэропорта «Казань». Данный проект предусматривает строительство новых пассажирских терминалов, реконструкцию объектов аэродромной инфраструктуры, а также организацию скоростного пассажирского сообщения от железнодорожного вокзала до аэропорта.

На сегодняшний день аэровокзальный комплекс «Казань» включает терминал-1, пропускная способность которого составляет 640 человек в час, и бизнес-терминал-2, обслуживающий 100 человек в час. Аэропорт связывает Республику Татарстан воздушными линиями с Уралом, Сибирью, Крымом, центральными районами России

и является транзитным на внутренних и международных линиях, осуществляя перевозки пассажиров и грузов страны Ближнего Востока и Европейского союза. По итогам деятельности за первое полугодие 2010 года предприятием обслужено около 410 тыс. пассажиров, что на 52 процента больше показателя аналогичного периода прошлого года. Выполнено наземное обслуживание воздушных судов 120 различных авиакомпаний и авиапредприятий России, дальнего зарубежья и стран СНГ. Кстати, 1 сентября 2010 года международный аэропорт «Казань» открыл новый рейс до Москвы, который ежедневно выполняет авиакомпания «Аэрофлот» на комфортабельных воздушных судах Airbus 319/320, что, безусловно, способствует росту пассажиропотока.

НА SIEMENS ЗА 20 МИНУТ

— Расскажите подробнее о поэтапной работе над реконструкцией аэропорта.

— Проект модернизации и развития международного аэропорта «Казань», разработанный немецкой компанией «Фрапорт», планируется реализовать в несколько этапов. К 2011 году (первый этап) планируется сдать в эксплуатацию терминал 1А пропускной способностью 1,2 миллиона пассажиров в год. Его строительство начато в сентябре 2009 года. Площадь здания аэровокзала составит 19 200 квадратных метров, где будут расположены залы ожидания, оборудованы стойки регистрации, кабины паспортного контроля, выходы на посадку, пункты контроля безопасности. В коммерческой зоне планируется разместить пункты обмена валюты, туристические агентства, стойки заказа такси. К тому же, на первом этапе планируется строительство многоуровневой крытой автостоянки. К Универсиаде (второй этап) на месте существующего предполагается возвести еще один терминал на 2 миллиона пассажиров в год площадью примерно 25 500 квадратных метров.

В рамках федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России 2010-2015 годы» с 2012 года предусмотрена реконструкция искусственных покрытий взлетно-посадочной полосы аэропорта «Казань», рулежных дорожек и перрона с устройством водосточно-дренажной системы, замена светосигнального оборудования, систем водо- и электроснабжения, установка очистных сооружений. Общий объем финансирования из федерального бюджета составляет 5957,6 миллиарда рублей. Однако, учитывая сжатые сроки подготовки к Универсиаде, правительством Республики Татарстан было инициировано, а министерством транспорта Российской Федерации

поддержано внесение изменений в целевую программу, в части переносов реконструкции на 2010-2013 годы, образом, в текущем году из федерального бюджета выделено 100 миллионов рублей на ведение проектных работ в рамках реконструкции объектов аэродромной инфраструктуры международного аэропорта «Казань».

В рамках подготовки к Универсиаде их важнейших проектов является организация скоростного пассажирского сообщения от железнодорожного вокзала. Общий объем финансовых средств, необходимый для реализации данного проекта составляет 7885,3 миллиона рублей. Перевозя пассажиров по скоростной магистрали, современные электропоезда Siemens Desiro Rus, способные развивать скорость до 160 километров в час, Время поездки от вокзала до аэропорта составит 20 минут.

НА МЕТРО У ФЕДЕРАЛОВ НЕТ ДЕНЕГ

— Ленар Ринатович, строительство объектов транспортной инфраструктуры к Универсиаде-2013 уже ведется?

— В дорожную составляющую Универсиады 2013 года входят как автомобильные дороги, так и многоуровневые транспортные развязки. На сегодняшний день существует оптимальный перечень объектов для обеспечения передвижения по городу с минимальными временными затратами, в том числе, от Деревни Универсиады до мест проведения спортивных состязаний. Начаты строительные работы на семи транспортных развязках города, 14-ти дорожных участках, 13-ти пешеходных переходах. В том числе, ведется активное строительство развязок на перекрестке Декабристов — Ямашева, что возле ДК Химиков. Для транспортного движения будет создано четыре полосы. Скоро здесь будут прокладывать новые рельсы для скоростного трамвая, курсирующего от проспекта Ямашева по улице Ленской до железнодорожного вокзала.

Еще одна долгожданная двухуровневая развязка строится на перекрестке Ямашева — Амирхана. Здесь также будет четыре полосы — по две в каждую сторону. Транспорт, едущий по проспекту Ямашева, будет пересекать перекресток снизу, автомобили, передвигающиеся по улице Амирхана — сверху. К 2013 году обе эти развязки должны быть открыты. Также будет построено и реконструировано около 26 км автодорог и 7 пешеходных переходов. Кстати, 30 августа открылся подземный пешеходный переход на пересечении проспектов Ямашева и Амирхана, завершилась реконструкция улицы Подлужной с организацией правостороннего съезда с моста «Миллениум» на улицу Подлужную до улицы Толстого и уже на стадии завершения строительство дороги к деревне Универсиады.

В сентябре текущего года будет начато строительство транспортных развязок на пр. Победы с пересечением улиц Зорге и Сахарова, на перекрестке Фермерского шоссе и Оренбургского тракта, возле Танкового кольца, на пересечении проспекта Амирхана — улицы Чистопольская, проспекта Ямашева — улицы Гаврилова.

Немаловажно отметить, что строительство объектов дорожной инфраструктуры осуществляется без значительного изменения организации дорожного движения в Казани. Для этого строятся объездные дороги, организуется временное движение транспорта по ближайшим улицам, производится частичное ограничение движения на участках, подлежащих строительству и реконструкции.

Республика уделяет большое внимание строительству метро. Сегодня, как вы знаете, функционирует шесть станций метрополитена: «Проспект Победы», «Горки», «Аметьево», «Суконная слобода», «Площадь Тукая» и «Кремлевская». К Универсиаде планируется завершить строительные работы на станциях «Козья слобода», «Заводская», «Московская» и «Декабристов», которые свяжут не только отдаленные районы города с центром, но и объекты студенческих игр. Таким образом, первая линия метрополитена будет состоять из 10 станций общей протяженностью 17 303 километра. Всего из бюджета республики в текущем году на строительство метро предусмотрено 2 млрд. рублей. Средства из федерального бюджета на этот год не предусмотрены.

Главный приоритет в реализации наших планов — соблюдение всех технологических требований необходимых для эффективного и качественного функционирования транспортной и дорожной сети республики и ее столицы. К Всемирной универсиаде транспортная инфраструктура города будет во всеоружии и в дальнейшем будет готова к любым масштабным мероприятиям международного уровня, а главное, станет более комфортной для населения.

100 МЛРД. РУБЛЕЙ В ПЛАТНЫЕ ДОРОГИ ТАТАРСТАНА

— Насколько значительно отразятся изменения транспортной сети на облике города в будущем, в частности, на историческом образе Казани?

— Думаю, что в целом современные транспортные сети и развязки только украсят город и придадут ему динамичности. Что касается исторической части Казани, то она, наоборот, будет разгружена от транспортных потоков и таким образом станет более комфортной для горожан и гостей столицы РТ.

— Какие инвестиционные проекты, реализуемые в области дорожного строительства в Республике Татарстан, являются наиболее приоритетными?

— В настоящее время одним  из самых приоритетных   проектов  дорожного  строительства в республике, реализация которого осуществляется с 2005 года, является строительство платной автомагистрали «Шали (М-7) - Бавлы (М-5)» в развитие нового маршрута федеральной автомобильной дороги «Казань-Оренбург». Реализация данного проекта, направленного на формирование единой транспортной системы Российской Федерации, позволит обеспечить соединение федеральных автомобильных дорог М-7 «Волга», «Казань — Оренбург», М-5 «Урал», создаст условия для проезда транзитного транспорта в объезд Казани, п. Алексеевское, Альметьевска, Бугульмы и ускоренного движения транспортных потоков по направлениям «Казань-Уфа» и «Казань — Оренбург». Проект планируется к реализации на условиях государственно-частного партнерства. Общая протяженность автомагистрали по территории Республики Татарстан — 294 километра. Объем инвестиций по проекту составляет около 100 миллиардов рублей. Приятно отметить, что трасса «Шали (М-7) — Бавлы (М-5)» входит в состав российского участка МТК «Европа — Западный Китай», в реализации которого Татарстан занимает лидирующее место. К концу 2010 года планируется открытие движения на участке «Сорочьи Горы — Шали», а в 2013 году будет введена в эксплуатацию II очередь мостового перехода через Каму у села «Сорочьи Горы». Полностью завершить строительные работы планируется в 2018 году.

«Стройэкспертиза»