Сергей Когогин и Рубен Варданян (слева направо) Сергей Когогин и Рубен Варданян (слева направо) Фото: ©Михаил Кутузов, РИА «Новости»

«КОНСОРЦИУМ ИМЕНИ ВАРДАНЯНА» ВЕРНЕТ АКЦИИ С КИПРСКИХ БЕРЕГОВ В РОССИЙСКУЮ ЮРИСДИКЦИЮ

Процесс деофшоризации, который КАМАЗ начал после знаменитого призыва президента РФ Владимира Путина, обнажил суть кипрских тайн компании. Накануне «Ведомости» опубликовали структуру акционеров КАМАЗа, упрятанную в известной кипрской компании Avtoinvest Limited. Издание при этом ссылается на источники, близкие к «Ростеху» и миноритарию КАМАЗа — основателю «Тройки Диалог», а ныне президенту и партнеру инвестбутика «Варданян, Бройтман и партнеры» Рубену Варданяну.

«БИЗНЕС Online» отмечал ранее, что КАМАЗ взял курс на перевод акций в российскую юрисдикцию. В октябре 2015 года было зарегистрировано ООО «Автоинвест», пишут «Ведомости». 30% капитала «Автоинвеста» принадлежит гендиректору КАМАЗа Сергею Когогину, 50% — «Пирсон холдинг лимитед» из Белиза и 20% — «Ноэлия холдингс» с Британских Виргинских островов. Бенефициар «Ноэлии» — сам Варданян, говорит его знакомый. А «Пирсон» принадлежит президенту «Ви холдинга» Виталию Мащицкому. Близкий к «Ростеху» человек это подтверждает.

Именно это ООО получит от Avtoinvest принадлежащие ему сейчас 23,54% акций КАМАЗа. Бенефициары и их доли при этом не изменятся. Исходя из распределения долей, получается, что Мащицкий контролирует 11,77% КАМАЗа, Варданян — 4,708%, Когогин — 7,062%.

Сегодня руководитель пресс-службы КАМАЗа Олег Афанасьев отказался комментировать состав акционеров и их доли в ответ на запрос «БИЗНЕС Online», сославшись на отсутствие информации и полномочий в этой сфере. Однако в конце 2012 года сам гендиректор КАМАЗа признавался, что владеет пакетом более 5% акций автогиганта. «Первые [акции] я купил сам в 2003 году, став генеральным директором, — сообщил он. — Дальше мною были получены акции в результате опциона».

На закрытии биржевых торгов в понедельник, 23 мая, обыкновенные акции КАМАЗа оценивались по 36,8 рубля за бумагу, а капитализация составляла 26,026 млрд. рублей. Исходя из этого, долю Когогина можно оценить на сегодня в 1,84 млрд. рублей.

Чтобы увеличить, нажмите

МЫТАРСТВА АКЦИОНЕРОВ КАМАЗА

Напомним, офшорная история КАМАЗа началаcь в 2004 году, когда группа инвесторов под руководством в то время владельца и председателя совета директоров «Тройки Диалог» Варданяна начала процесс консолидации пакетов акций предприятия с целью последующей перепродажи стратегическому инвестору. Такая же параллельная операция шла и на АвтоВАЗе.

Под консолидацию попал и пакет правительства РТ, который достался ему в 2000 году в качестве уплаты налогового долга в $145 миллионов. Для их приватизации еще в 2005 году было создано ОАО «КАМАЗ-Капитал», в уставной капитал которого минземимущество РТ внесло 11,6% акций автогиганта, а акционеры, связанные с «Тройкой» (несколько офшоров), — скупленные ранее 18,3%. В 2008 году компания Avtoinvest Limited выкупила долю республики в этом совместном предприятии и стала владельцем 29,53% обыкновенных акций завода.

Параллельно появилась и еще одна копилка — тоже кипрская компания Dekodelement Services Limited. В ней было сложено 14,85% обыкновенных акций КАМАЗа. Для оперативного управления офшорными операциями создается третий кипрский офшор Mikam Holdings Limited, куда в качестве директора и члена совета директоров был делегирован заместитель генерального директора ОАО «КАМАЗ», бывший генеральный директор ОАО «КАМАЗ-Капитал» Ахат Урманов.

В 2008 году сообщалось, что «Тройка» довела свой пакет в КАМАЗе до 54%. Однако в конце того же года 10% акций приобрел Daimler AG, который позже докупил еще 5% (1% — напрямую, 4% — через ЕБРР). Однако на этом все и заглохло. Первоначальные надежды «Тройки» на то, что немецкий концерн скупит весь пакет и станет контролирующим акционером, не оправдались.

По сведениям главы «Ростеха» Сергея Чемезова, консорциум имени Варданяна «спит и видит», как бы избавиться от акций, да подороже По сведениям главы «Ростеха» Сергея Чемезова, консорциум имени Варданяна спит и видит, как бы избавиться от акций, да подороже Фото: kremlin.ru

По сведениям главы ГК «Ростех» Сергея Чемезова, консорциум имени Варданяна спит и видит, как бы избавиться от акций, да подороже. После того как платить отказался «Ростех», география поиска покупателя расширилась: «Они [консорциум акционеров] сейчас ведут переговоры с китайскими партнерами, с немецкими. Насколько мне известно, с немцами не договорились о цене: консорциум хочет дорого, немецкие партнеры — дешево. А мы на данный момент все-таки решили не выкупать», — твердо заявил Чемезов.

В октябре 2013 года сам КАМАЗ все-таки выкупил у Avtoinvest Limited 3,72% своих акций, передав их стопроцентной «дочке» — ФЛК «КАМАЗ». Сумма, уплаченная кипрскому офшору, согласно отчетности предприятия, составляла 2,9 млрд. рублей. Сам Когогин в интервью «Ведомостям» объяснил, что пресловутый консорциум ранее купил эти акции у КАМАЗа за 2,2 млрд. рублей, рассчитывая на перепродажу Daimler. Деньги для этого они взяли у ФЛК «КАМАЗ», то есть у самого же автогиганта. В 2013 году же сделку развернули обратно — консорциум вернул займ, по которому платил проценты, а КАМАЗ выкупил акции. Тем не менее, как мы уже писали, «группа товарищей», похоже, внакладе не осталась: стоимость выкупа оказалась на 79% выше рыночной цены бумаг на тот момент, а разница между ценой покупки и продажи составила 728 млн. рублей.

Впрочем, стопроцентная деофшоризация вряд ли возможна. Такую оценку Когогин высказал в апрельском интервью «России-24». Не все иностранцы готовы переходить в российскую юрисдикцию, а на рынке обращается достаточно много акций КАМАЗа. На тот момент, по словам Когогина, российскому «консорциуму частных инвесторов» имени Рубена Варданяна оставалось согласовать перевод своих акций в Россию с Daimler.

Сейчас структура акционеров КАМАЗа выглядит так: корпорация «Ростех» (49,9%), кипрская Avtoinvest Limited (23,54%), германский Daimler AG (15%), американская KAMAZ International Management (4,25%, афилирована с американским инвестфондом KKR), а также ООО «Финансово-лизинговая компания «КАМАЗ» (3,72%).

Если предприятия, собственники которых скрываются за офшорами, не переведут акции в российскую юрисдикцию, они потеряют возможность получать господдержкуФото: kamaz.ru

В ВОЗВРАЩЕНИИ ОФШОРНЫХ КАПИТАЛОВ ПОД РОССИЙСКИЙ ТРИКОЛОР КУДА БОЛЬШЕ ЭКОНОМИКИ, ЧЕМ ПОЛИТИКИ

Перевод акций в российскую юрисдикцию «БИЗНЕС Online» попросил оценить экспертов. Замдиректора аналитического департамента «Альпари» Наталья Мильчакова подчеркивает, что это решение акционеров связано с изменением политики государства в отношении офшорных владельцев российских компаний. «Напомню, что президент России в конце прошлого года в ежегодном послании Федеральному Собранию заявил, что российские компании с российскими активами, зарегистрированные в любой иностранной юрисдикции (не обязательно в офшорной зоне), теперь будут обязаны платить налоги в соответствии с российским законодательством, а не законодательством иностранного государства, где они зарегистрированы, — отмечает эксперт. — Кроме того, если российские предприятия, собственники которых скрываются за офшорами, не переведут акции в российскую юрисдикцию, они потеряют возможность получать господдержку, а также кредитоваться в ВЭБе».

Естественно, что такой финансовый кнут не радует ни сами компании, ни их акционеров: перекредитоваться на Западе в условиях санкций практически невозможно, поэтому сейчас важно не упускать выгодных возможностей кредитования и госзаказов.

А при смене офшорного флага на российский триколор меняются, к примеру, ставки налогов.

«С 2015 года повысилась ставка налога на дивиденды для нерезидентов (иностранных физических и юридических лиц) с 5 до 15 процентов, — говорит Мильчакова. — Раньше финансовые отношения между офшором, зарегистрированным на Кипре или в иной офшорной зоне, и российской подконтрольной организацией строились так: подконтрольная организация перечисляет офшору как своему акционеру дивиденды, уплачивает в России налог на дивиденды. Далее офшор может вернуть уплаченные дивиденды обратно подконтрольной организации в виде займа или иной сделки без налогов, так как с офшорными зонами у нас действует соглашение об избежании двойного налогообложения. Таким образом, часть чистой прибыли подконтрольной организации раньше проводилась через вполне легальную офшорную схему и возвращалась обратно в компанию совершенно официально».

Теперь такие схемы использовать коммерчески невыгодно, так как ставка налога на дивиденды увеличилась втрое, и опасно юридически, потому что российские налоговые органы стали внимательнее проверять крупные корпорации, контролирующим акционером которых является офшор. То есть сейчас подобную схему могут объявить уходом от налогов, а тогда предприятию грозят санкции. Экономики тут гораздо больше, чем политики.