Нуриевский фестиваль стартует «Эсмеральдой» московского «Кремлевского балета» Нуриевский фестиваль стартует «Эсмеральдой» московского «Кремлевского балета» (фото: kazan-opera.ru)

ПРИВЫЧНАЯ СТАВКА — НЕ НА РЕПЕРТУАР, А НА ИСПОЛНИТЕЛЕЙ

Сегодня на сцене театра оперы и балета имени Джалиля стартует ежегодный международный фестиваль классического балета имени Рудольфа Нуриева. В афише все выглядит так же, как было и при основании: «Лебединое озеро», «Жизель», «Дон Кихот», ставка — не на репертуар, а на исполнителей — приглашенных танцовщиков, обрамляют которых лучшие местные силы. Чтобы увлекать зрителей одним и тем же меню на протяжении 29 лет, что существует фестиваль, его руководителям надо уметь крутить менеджерские фуэте, а учитывая современную экономическую ситуацию, даже двойные. Насколько виртуозно освоен этот трюк, можно будет судить только в финале фестиваля. Сейчас же можно попробовать спрогнозировать, какие спектакли станут главными событиями фестиваля.

1. ПРЕМЬЕРНАЯ «ЭСМЕРАЛЬДА»

Этот балет — один из самых старых, сохраненных для нас временем: впервые он был поставлен в 1848 году в Лондоне Жюлем Перро, одним из авторов «Жизели». Но от той «Эсмеральды», в которой блистала Фанни Эльслер, как и от всего наследия великого хореографа, почти ничего не сохранилось. Она выжила благодаря тому, что в Петербурге ее уже в конце XIX века несколько раз по-своему ставил Мариус Петипа. Роль несчастной цыганки была одной из любимых в репертуаре Матильды Кшесинской, которая была очень пикантна на сцене в танце с живой козочкой, которую эксцентричная прима поселила в своем роскошном доме. В Москве «Эсмеральду» под названием «Дочь Гудулы» ставил в начале ХХ века модернист Александр Горский, причем тоже с огромным успехом, а в 1950-м в театре имени Станиславского и Немировича-Данченко — Владимир Бурмейстер, один из лучших мастеров советского драмбалета. В Петербурге «Эсмеральда» тоже шла «вторым экраном» — в театре имени Мусоргского, нынешнем Михайловском.

В версии Андрея Петрова можно увидеть главные сохранившиеся шедевры предшественников — па д’аксьон Эсмеральды, Пьера Гренгуара и цыганочек в хореографии Петипа и па де де Дианы и Актеона Петипа и Вагановой

Но в последние годы интерес к старинному балету вспыхнул с новой силой благодаря успеху мюзикла, тоже основанного на романе Гюго. В версии Андрея Петрова, руководителя труппы «Кремлевский балет», можно увидеть главные сохранившиеся шедевры предшественников — па д’аксьон Эсмеральды, Пьера Гренгуара и цыганочек в хореографии Петипа и па де де Дианы и Актеона Петипа и Вагановой. Дополнительный бонус спектакля — его густонаселенность персонажами, что в хорошую погоду позволяет увидеть на сцене целую россыпь звезд.

2. «ОНЕГИН» БОРИСА ЭЙФМАНА НА ФОНЕ АВГУСТОВСКОГО ПУТЧА 1991 ГОДА

Вообще-то в Казань труппа Бориса Эйфмана привозит два спектакля последнего десятилетия — «Онегин» и «Роден». Но жизнеописание французского скульптора и перипетии его отношений с ученицей и любовницей Камиллой Клодель вряд ли способны взволновать так, как первая на отечественной почве попытка оживить в танце легендарный роман в стихах. Хореограф, чье сознание, как у каждого бывшего советского школьника, отягощено памятью об энциклопедии русской жизни и русской душе, взялся с помощью Пушкина решать важнейшие вопросы отечественной реальности.

Действие балета Эйфман перенес почти в современность, что, как показывает опыт оперных постановок, роман Пушкина может пережить вполне безболезненно. Три друга — Онегин в малиновом пиджаке, Ленский с гитарой, одетый в камуфляж Гремин — в каком-то кабаке смотрят новости. Ельцин, Собчак-отец, танки на Манежной, толпы на Дворцовой — узнаваемые документальные кадры путча 1991 года становятся точкой отсчета истории. Впрочем, либретто могут себе позволить благоглупость — это с успехом доказывают спектакли-долгожители Петипа. Балету нужна лишь яркая эмоция и гениальная хореография. По накалу с Эйфманом могут соревноваться, пожалуй, лишь природные стихии — извержение вулкана или столкновение комет. Его персонажи бьются в конвульсиях чувств, вызывая сильнейшее сопереживание зала танцовщикам, самоотдача которых грозит физическими увечьями.

3. «ЖИЗЕЛЬ»: БРИТАНСКО-РУССКИЙ ВЗГЛЯД

С одной стороны, поразить публику в «Жизели» почти невозможно: хрестоматийный балет за почти два века своей истории утрамбован редакторами и исполнителями так тщательно, что умудряется иметь почти универсальную редакцию, а различия в тексте главных партий может найти разве что профессиональный балетоман, если вооружен военно-полевым биноклем.

Но именно английская версия «Жизели», «в ногах» ведущих солистов Королевского балета Великобритании Сары Лэмб и Мэтью Голдинга наиболее отличается от отечественной «казенки». В ней сохранилось множество тех деталек, дошедших до нас прямиком из первой парижской постановки 1841 года. Как ни парадоксально, в Лондоне они сохранились благодаря Тамаре Карсавиной, выдающейся русской балерине, настойчивому репетитору и хранителю истории, а у нас были вычищены железной рукой советских редакторов. Возможно, благодаря этой цельнокройности «Жизель» и дожила до наших дней, но сегодня такие детали, как спасение Альберта на могильном кресте или призывающий его к танцам жест Жизели, означающий, что она не в силах бороться со своей виллисовой природой, возвращают персонажей из пантеона стойких революционеров к их слабой человеческой природе.

Оксана Скорик в роли Одетты-Одилии (фото: ©Игорь Руссак, РИА «Новости»)

«ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО» С ОКСАНОЙ СКОРИК В РОЛИ ОДЕТТЫ-ОДИЛЛИИ

Вероятно, сегодня ни одна балерина не вызывает в России таких бурных, страстных и кипящих дискуссий, как свежеиспеченная прима Мариинского театра. До верхней ступени в иерархии прославленного театра она добралась небыстро — для этого ей понадобилось 9 сезонов. Но главные партии она стала танцевать почти с первых шагов карьеры, при этом поражая такой степенью робости, что за ней многие не замечали ни феноменальной красоты линий, ни благородства академической выучки.

При этом девушка оказалась с характером: она вынесла многолетние вирусные атаки в интернете, когда под микроскопом была зафиксирована и предъявлена миру каждая ее оплошность на сцене, и добилась технической стабильности. А выданный балерине в партнеры Евгений Иванченко, один из самых надежных мариинских партнеров, позволяет надеяться, что спектакль будет выдающимся — такие в карьере Оксаны Скорик уже бывали.

5. «БАЯДЕРКА»: ПРИВЕТ ОТ НУРИЕВА

Заручиться согласием на приезд представителей Opera National de Paris удается далеко не каждому театру: парижане не только высоко несут знамя своей избранности в балетном мире — они живут в жестком графике работы на двух сценах, где показывают спектакли с бесперебойностью военного конвейера.

Тем не менее в разгар сезона для Казани выделено слаженное па де труа — Леонора Болак, Сэ Ын Пак и Франсуа Алю, уже обстрелянные не одной гастрольной «Баядеркой». В Париже она идет в версии Рудольфа Нуриева, которая значительно отличается от привычной российским балетоманам. Осваивать незнакомую редакцию легче, сохраняя внутренние связи с партнерами, а казанцам это даст шанс увидеть в своем старом спектакле непривычные рудименты.

Все материалы «БИЗНЕС Online» о Нуриевском фестивале-2016 читайте в нашем спецпроекте.