Юрий Ларионов Юрий Ларионов (слева): «Цены на билеты растут не на тот процент, как доллар и евро»

«МЫ ЗАПОМНИЛИ ВАШ ВОПРОС»

Сегодня в Зеленой гостиной театра оперы и балета перед журналистами презентовали Нуриевский фестиваль-2016. Правда, среди спикеров пресс-конференции отсутствовал главный человек в ТАГТОиБ им. Джалиля, его всемогущий директор Рауфаль Мухаметзянов приболел. Тем не менее даже в отсутствие главного «Карабаса-Барабаса» классического искусства в республике и №2 в рейтинге «БИЗНЕС Online» самых влиятельных деятелей культуры Татарстана представшие перед журналистами организаторы и творцы сохранили привычный победный тон, ибо, как и всегда, билеты на спектакли феста были сметены в считанные часы после старта их продаж.

— Цены на билеты растут не на тот процент, как доллар и евро, — похвастался социально ответственный замдиректора театра Юрий Ларионов. — Были 1600 билеты, сейчас — 1800. Если гала был 3500, в этом году на Эйфмана у нас 3 тысячи, понимаете? Почему мы всегда с трудом идем на повышение? К нам ходит творческая интеллигенция, медицинская, техническая — та категория, которая не получает баснословные зарплаты. Мы здесь, конечно, зарабатываем, но тратим, естественно, больше. Речь идет об удовлетворении эстетических потребностей наших зрителей.

В этом году зрителей ждет довольно спорное новшество. Закроет Нуриевский фестиваль не традиционный гала-концерт, от которого решили отказаться вовсе, а знаменитый Санкт-Петербургский театр балета Бориса Эйфмана со спектаклями «Евгений Онегин» и «Роден». На первый взгляд могло показаться, что все дело в экономии средств, все-таки на гала нужно зачастую собирать артистов со всего мира, а нынешний экономический кризис солидно ударил по оперному театру, где принято делать ставку на приглашенных артистов. Вот и в текущих спектаклях оперного репертуара именитых певцов из числа «легионеров» в главных партиях все чаще заменяют солисты местной труппы, скромной как по количеству, так и по качеству.

Однако, по данным собеседников «БИЗНЕС Online» в балетных кругах, затраты на Нуриевский фестиваль могли даже вырасти из-за замены гала-концерта на балеты Эйфмана, поскольку именитый хореограф привык к солидным гонорарам. Просьба нашего корреспондента подтвердить или опровергнуть эту информацию вызвала некоторое замешательство среди участников пресс-конференции.

— Трудно сказать. Стоит проверить, так ли это. Мы запомнили ваш вопрос, — ответил Ларионов.

— Эйфман — крупнейший русский хореограф на сегодняшний день, который активно работает с самым большим успехом. Почему-то возникают вопросы, почему он на фестивале, — немного вскипел худрук балетной труппы театра Владимир Яковлев. — Для меня это странно. По-моему, все должны быть рады, что в наше время есть такой хореограф с таким театром самобытным. Это еще одно подтверждение того, что театр, несмотря ни на какие сложности, старается показывать только качественную продукцию, хороших хореографов и хороших актеров. Я предполагаю, почему этот вопрос задан, — потому что иногда в прессе раздаются вопросы в адрес нашего театра, что мы чуть ли не все республиканские гранты себе присвоили. Нет, мы республику не ограбили.

— Мы вообще по финансированию девятый по России театр. Впереди нас и Пермь, и Свердловск — да кого только нет! — вставил замдиректора театра.

Напомним, что только по гранту президента РТ, который ежегодно распределяется между ведущими культурными учреждениями, в 2015 году ТАГТОиБ им. Джалиля получил 155,8 млн. рублей из общей суммы в 241,3 млн. И картина не меняется из года в год.

«МЫ НЕ ЗНАЛИ, ЧТО ПРЕЗИДЕНТ ПРИДЕТ, ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ...»

Сам фестиваль, стартующий завтра, продлится до 28 мая. Откроется балетный форум премьерой романтической «Эсмеральды», которую покажут целых два раза: 11 мая — в исполнении местных артистов, днем позже выступят танцоры Кремлевского балета. В ТАГТОиБ им. Джалиля подхватили популярный нынче вирус всевозможных переносов, когда вместо оригинального спектакля в качестве премьеры на казанской сцене покажут видавший виды балет, который уже 10 лет шел в столице.

Жанна Богородицкая Жанна Богородицкая: «Собор Парижской Богоматери» — это уже практически бренд»

Отметим, в отличие от «Собора Парижской Богоматери», изначально в балетной версии бессмертного романа Виктора Гюго предусматривался счастливый конец — пустой и легкомысленный офицер Феб де Шатопер превратился в традиционного героя-любовника. Однако художественный руководитель театра «Кремлевский балет» Андрей Петров, занимающийся постановкой, предупредил: хеппи-энда не будет.

— В той редакции, которая появилась 10 лет назад на сцене нашего Кремлевского балета, я старался вернуться к первоисточнику, — рассказал журналистам Петров. — Но не только к Гюго — Перро, который был первым постановщиком этого балета, ставил его, находясь в определенных обстоятельствах. Тогда в Петербурге ему запретили делать трагический финал. Я знаю, что на других европейских сценах это делают. Мне кажется, что счастливая концовка в этом спектакле не может иметь место.

Нынешней исполнительнице роли Эсмеральды «первого состава» — артистке ТГТОиБ им. Джалиля Кристине Андреевой — помогала прима Кремлевского балета, танцевавшая роковую цыганку 10 лет назад, Жанна Богородицкая. Причем второе действие спектакля худрук «кремлевской» труппы ставил специально под нее.

— Героиня Эсмеральда — безумно интересная личность. «Собор Парижской Богоматери» — это уже практически бренд. И я должна была донести до зрителя эту историю. И от общей любимицы в начале спектакля девочка Эсмеральда проходит сложный жизненный путь до ее трагической гибели. Там потрясающая драматургия, и для артистки это очень интересно. Я работала не только с Кристиной, но и с другими артистами... Видела, как Квазимодо — совершенно некрасивого человека — играют те, кто танцует принцев, шикарно двигаются, хороши собой. И вдруг им нужно надеть горб, нанести уродливый грим. Но им это тоже интересно — сыграть другого человека, совсем не похожего на себя.

К слову, горбуна с золотым сердцем в обоих спектаклях будут играть татарстанские артисты: Михаил Тимаев (он же и Ромео, и Спартак, и принц Зигфрид из «Лебединого озера») и Артем Белов (Батиста в «Спартаке», Ганс в «Жизели», Бирбанто в «Корсаре»).

В афишу фестиваля также вошли «Жизель» Адана, «Лебединое озеро» Чайковского, «Дон Кихот» и «Баядерка» Минкуса, шедевры советской хореографии «Шурале» Яруллина и «Анюта» Гаврилина, авторские постановки джалилевского театра — «Спартак» в хореографии Георгия Ковтуна и Dona Nobis Pacem («Даруй нам мир») Владимира Васильева на музыку Мессы си минор Баха, а также балет «Шурале» — специально к 130-летию со дня рождения Габдуллы Тукая.

В фестивале примут участие 30 приглашенных танцовщиков и дирижеров, в том числе прима-балерина Королевского балета Ковент-Гарден Сара Лэмб и ее коллега Мэтью Голдинг, которые исполнят главные роли в «Жизели» 13 мая, на этот спектакль в Казани всегда стараются зазвать больших звезд. Также среди гостей балетного форума артисты Парижской национальной оперы, Большого и Мариинского театров, Национального балета Нидерландов и т. д. К сожалению, не все приглашенные исполнители смогли приехать, и дело не только в финансовых вопросах.

— К сожалению, артисты балета подвержены травмам. Очень жаль, что Людмила Коновалова, солистка Венской оперы, которая специально готовила партию Анюты для этого фестиваля, буквально несколько дней назад получила травму спины. Надеюсь, все не очень серьезно, во всяком случае, приехать она не сможет, у нас произойдет замена — выступит солистка Большого театра Дарья Хохлова, — рассказал журналистам Яковлев.

И еще маленький штрих к казанской «Эсмеральде», которая откроет Нуриевский фестиваль. Пикантности этому спектаклю добавляет тот факт, что в 2013 году супруги Владимир и Людмила Путины, придя на постановку Кремлевского балета, в антракте поделились с корреспонденткой канала «Россия-24» своими впечатлениями о балете и неожиданно... объявили о разводе. Говорят, что на второе действие президент России и его экс-супруга уже не остались. Правда, комментировать свое отношение к громкому заявлению Путина, сделанному на его спектакле, руководитель Кремлевского балета, отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online», не стал.

— Что касается того, что президент был... — задумчиво произнес Петров. — Да, мне очень приятно, что он дал высокую оценку балету. Да, факт такой есть, у нас есть и другие факты. Президент в Кремле — ему до нас только дорогу перейти. Он может в любое время прийти. Мы должны работать так, чтобы, когда бы он ни пришел, все были в форме.

— Мы не знали, что он придет, что будет делать заявление. Мы просто работали, — добавила Богородицкая, танцевавшая в том «историческом» спектакле.