Увеличить выручку НЕФАЗу удалось главным образом благодаря растущим поступлениям от продаж автобусов на внутреннем рынке Увеличить выручку НЕФАЗу удалось главным образом благодаря растущим поступлениям от продаж автобусов на внутреннем рынке

РОССИЙСКИЕ ПРОДАЖИ АВТОБУСОВ ПОДДЕРЖАЛИ НЕФАЗ

Прежде чем перейти к отчетности НЕФАЗа, несколько слов по общей ситуации на российском рынке автобусов. Он сокращается уже три года к ряду, последние пару лет теряя в объеме пятую часть. По данным аналитической компании «АСМ-холдинг», в 2014 году объем рынка (включая микроавтобусы), уменьшился на 21,3% до 47,4 тыс. единиц. В прошлом же году внутренние продажи автобусов, согласно исследованию Russian Automotive Market Research, упали еще на 18,42%.

Еще хуже обстоят дела у производителей и продавцов грузовиков, о чем мы не раз подробно рассказывали. Рынок тяжелых грузовиков, по подсчетам КАМАЗа, сократился в прошлом году на 45% после падения на 25% годом ранее, а в 2013 году продажи новых коммерческих автомобилей просели на 29%. Схожие данные приводит и агентство «Автостат».

Впрочем, общее сжатие рынка не слишком смутило нефтекамцев. Согласно опубликованной отчетности, выручка ОАО «НЕФАЗ» выросла на 4,6% до 8,66 млрд. рублей по итогам 2015 года. Прирост, конечно, небольшой, но и он гораздо лучше динамики контролирующего акционера, ПАО «КАМАЗ», который потерял 17% оборота до 86,7 млрд. рублей. Вот только в итоге производитель автобусов все же остался на бобах: чистый убыток в 393 млн. рублей стал абсолютным антирекордом компании.

Увеличить выручку НЕФАЗу удалось главным образом благодаря растущим поступлениям от продаж автобусов на внутреннем рынке: объем реализации здесь прибавил почти 600 млн., на 22,1%, до 3,3 млрд. рублей. Вторым драйвером роста стали прицепы и полуприцепы, продажи которых увеличились на 346 млн. рублей до 1,94 млрд. рублей. Как ни странно, не подвели и грузовики: в отличие от «старшего брата», этот сегмент производства НЕФАЗа совершил стремительный рывок — его оборот вырос с 3 млн. в 2014 году до 210 млн. рублей.

==table1075==

Ярко выраженным аутсайдером же стала спецтехника (спецнадстройки), продажи которой упали на 22,3% до 2,42 млрд. рублей. Государство умеряет свои аппетиты в части закупок техники для ЖКХ, минобороны, МВД и других ведомств, что могло отразиться и на НЕФАЗе.

На внешних рынках компания отступала практически по всем направлениям. Экспортные продажи просели на 125 млн. рублей до 175 млн. рублей, причем виновником резкого спада оказалась все та же спецтехника. В целом спад на внешних рынках логичен, ведь основные импортеры башкирской техники — развивающиеся страны, в том числе соседи по СНГ, экономику которых за последние два года потрепало не меньше, чем российскую.

==table1076==

УБЫТОЧНЫЕ ГРУЗОВИКИ И ПРИЦЕПЫ

Что нисколько не удивляет, так это опережающий рост себестоимости, которая прибавила 9,6% до 8,15 млрд. рублей. Напомним, что аналогичным недугом, но в более тяжелой форме, страдает главный акционер, он же главный партнер — КАМАЗ, у которого основные издержки в 2015 году вообще превысили выручку.

У НЕФАЗа все оказалось не настолько запущено: предприятие получило валовую прибыль 513 млн. рублей, хотя это на 336 млн. рублей меньше, чем в 2014 году. Основную долю (50%) валовой прибыли обеспечила спецтехника, реализованная на внутреннем рынке, но прибыль по этим контрактам упала наполовину до 261 млн. рублей. Отгрузки спецтехники на экспорт и вовсе привели к убытку на 45,3 млн. рублей против прибыли 41,5 млн. рублей в 2014 году, что могло быть обусловлено резким ослаблением валют стран СНГ.

==table1077==

Что откровенно радует, так это рост валовой прибыли в 3,2 раза до 196 млн. рублей по направлению «Автобусы». Для такого повышения отдачи ранее был положен задел: в прошлом году завершилась локализация производства комплектующих для автобуса Bravis, конвейерное производство данной модели стартовало под занавес 2012 года. Еще сильнее, в 3,7 раза до 72 млн. рублей, улучшилась отдача по направлению «Запчасти», заставляя вспомнить анекдот, герои которого отлично знали, что больше всего можно заработать именно на запчастях.

Увы, убыточным уже на стадии основных издержек оказалось производство грузовиков (-24 млн. рублей) и прицепов (-22 млн. рублей). Возникает логичный вопрос: стоит ли заводу «тащить» эти убыточные побочные направления при не самой удачной рыночной конъюнктуре?

==table1078==

И еще. Для лучшего понимания ситуации с выручкой и контролем себестоимости на предприятии следует учитывать внутрикорпоративное взаимодействие КАМАЗа и НЕФАЗа, в том числе «внутрисемейных» денежных потоков. Так, объем полученных нефтекамцами от челнинцев продукции и услуг подрос на 150 млн. рублей до 2,7 млрд. рублей, составив треть в общих издержках. И, напротив, обеспеченная КАМАЗом выручка — 6,5 млрд. рублей, или три четверти от общего объема — снизилась на 50 млн. рублей.

В 2014 ГОДУ ЗАВОД СОКРАТИЛ 15% РАБОТНИКОВ, В 2015 — 16%

Что делать с невостребованными по причине сокращения производства рабочими? Этот вопрос стал одной из болевых точек КАМАЗа. Правда, благодаря вмешательству Рустама Минниханова и финансовой поддержке федерального центра челнинцам удалось обойтись без массовых сокращений. За год штат сотрудников автогиганта усох лишь на 6%, или на 2223 человека, до 34313 сотрудников.

Ситуация на НЕФАЗе сложилась схожая, но выход из нее менеджмент нашел более радикальный. Но начнем с расхождений, обнаруженных нами в отчетной документации компании. Среднесписочная численность работающих на предприятии за 2015 год составила 5306 человек. Авторы пояснительной записки уточняют, что годом ранее показатель составлял 6310 человек — это соответствует значению, указанному в ежегодном отчете предприятия за 2014 год (6313 человек). Однако в отчетности за четвертый квартал 2014 года указана численность 5724 человека — по всей видимости, составители учли только квартальные данные. В то же время данные отчета за четвертый квартал 2015 года и пояснительной записки за 2015 год совпадают — 5306 человек. Мы обратились в ОАО «НЕФАЗ» и ПАО «КАМАЗ» с просьбой прояснить ситуацию, но компании не стали комментировать отчетность нефтекамского предприятия.

Приняв итоговые результаты за истинные, мы обнаружим, что среднесписочная численность завода в прошлом году сократилась на 1004 человека, или 16%. Напомним, что за 2014 год численность сократилась на 1104 человека, или 15%, так что массовые сокращения на НЕФАЗе носят отнюдь не разовый характер — это стратегия, в которой четко расставлены приоритеты по сокращению издержек.

Что ж, судя по составу затрат на производство, на оплате труда менеджмент сэкономил 86 млн. рублей. Правда, составители пояснительной записки утверждают, что «экономический эффект за счет снижения затрат на оплату труда составил 82 миллиона рублей». Однако если сравнить фонд начисленной заработной платы за 2015 год — 1,63 млрд. рублей и за 2014 год — 2,18 млрд. рублей (такие цифры приводятся в отчетах за четвертые кварталы), то разница составляет 550 млн. рублей.

==table1079==

Остается списать это на... своеобразие, скажем так, квартальной отчетности-2014, о котором мы упоминали выше. В годовом отчете-2014 отмечается, что фонд оплаты труда составил только 1,64 млрд. рублей (а вот это уже «бьется» с другими числами) при средней зарплате 21,65 тыс. рублей. Если применить простой способ определения средней заработной платы, то за прошлый год благодаря увольнениям и сокращениям она должна была вырасти на 4 тыс. до 25,6 тыс. рублей.

В любом случае стоит ли строго судить оптимизаторов, если в уставе компании прописано: «цель деятельности предприятия — извлечение прибыли в интересах акционеров», а отнюдь не содержание большого штата и выплата больших зарплат рабочим? Смущает другое. Совсем иначе обстояли дела с выплатами правлению, состоящему из 7 человек, включая генерального директора НЕФАЗа Николая Пронина. Расходы на топ-менеджмент выросли в 1,7 раза: с 13,81 млн. рублей до 23,195 млн. рублей, то есть средний доход члена правления вырос со 164 тыс. рублей до 276 тыс. рублей в месяц. Впрочем, это может быть как раз «наградой» за проведенную оптимизацию. Акционеры, требуя от руководства предприятий снижать издержки всеми возможными путями, могут выплачивать премии сэкономленной суммы за эффективную работу.

Как бы то ни было, несмотря на проявленное менеджментом усердие, НЕФАЗ получил 129 млн. рублей операционного убытка против 207 млн. рублей операционной прибыли в 2014 году.

Можно отметить, что на 57 млн. рублей до 241 млн. рублей выросли выплаченные проценты, хотя кредитный портфель НЕФАЗа слегка похудел — на 28 млн. рублей до 1,98 млрд. рублей. По всей видимости, сказался бурный рост стоимости кредитных ресурсов в начале прошлого года.

Также ослаб баланс прочих статей. Предприятие получило отрицательное сальдо прочих расходов и доходов в размере 109 млн. рублей против положительного сальдо 18 млн. рублей годом ранее. Основная причина — рост отчислений в оценочные резервы (на 84 млн. рублей до 101 млн. рублей) и отрицательных курсовых разниц (на 30 млн. рублей) до 57 млн. рублей.

Все эти факторы и привели НЕФАЗ к рекордному убытку за всю историю раскрытия финансовой информации предприятием, при том что годом ранее нефтекамцы получили 36 млн. рублей чистой прибыли.

Между тем на днях пресс-служба КАМАЗа сообщила: по итогам первого квартала 2016 года НЕФАЗ увеличил реализацию продукции почти на 200% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Объем продаж за этот период составил 2 млрд. рублей. Наибольший рост отмечен в сегментах пассажирских автобусов — в 6 раз, прицепной техники — в 2,5 раза. Как заявляет материнская компания, в 2016 году НЕФАЗ планирует увеличить долю рынка в сегментах пассажирских автобусов до 26% и грузовой прицепной техники до 25%. Также запланировано увеличение выручки по всем продуктовым группам на 16% до 10 млрд. рублей.

Что ж, напомним, что сам КАМАЗ тоже увеличил выручку в января-марте 2016 года, вот только получил при этом рекордный убыток для первого квартала. Будем надеяться, что у НЕФАЗа дела пойдут лучше.

==table1080==