Ильдар Ягафаров Ильдар Ягафаров

СУТЬ СОБРАНИЯ СВОДИЛАСЬ К ТОМУ, ЧТОБЫ ОБЪЯСНИТЬ, ЧТО ДЕНЕГ НА РАЗВИТИЕ КИНО НЕ БУДЕТ

Многие устали от бесконечных разговоров и сами ищут финансирование своих проектов. И найдут, и снимут! Нужно понимать, что культура как ребенок: если им не заниматься, у него будут другие фавориты и другие идеалы. Национальная культура и кино в частности — это наше будущее, та мягкая сила, без которой наша республика может потерять свое лицо, и никакие экономические, политические, социальные победы не будут иметь ценности, если не появятся новые имена в литературе, в музыке, изобразительном искусстве, театре и кино. И все экономическая мощь должна обязана работать на это. Ведь если кто-то в мире скажет, что он читал вашего писателя или видел этот фильм,и это талантливо — вот здесь и произойдет главная победа. А по сути, происходит постоянная эмиграция талантов и восторженные всхлипы по поводу их побед, не имеющих к нам никакого отношения.

В республике в Год кино создана комиссия. Собиралась она один раз, в начале года. Суть собрания сводилась к тому, чтобы объяснить, что денег на развитие кино не будет. Больше собраний не было. Точка. А может, собраться еще раз и обсудить готовые сценарии и постараться выделить отдельные гранты на полнометражные проекты? Да и просто познакомиться с кинематографистами, обсудить общую стратегию с представителями власти. Нужно встречаться и договариваться. Конечно же, спасибо нашему министерству культуры: все расходы по кино сейчас на их плечах. И то, что выделяется, — это реальная картина финансовых возможностей ведомства. Минкульт РТ в этом году выделяет 4 млн. рублей на производство фильмов. На все: и на полный метр, и на документальные картины. 3 млн. будет выделено на производство молодежных короткометражек и проектов. Это, кстати, прорыв. Молодые кинематографисты теперь будут иметь возможность воплощать свои идеи. Планируется выделение средств на книгу Елены Алексеевой об истории кино в Татарстане, очень бы хотелось увидеть ее к началу ежегодного кинофестиваля.

Недавно в союзе кинематографистов РТ была создана молодежная секция — резерв союза кинематографистов. У некоторых членов союза давно витала мысль собрать молодые таланты, чтобы не превращаться в междусобойчик. На встречу пришли около 40 человек, хотя их гораздо больше, которые сегодня реально делают кино или анимацию. Мы посмотрели их работы, может быть, где-то не хватает сильных сценариев, над которыми надо работать, но у многих действительно есть талант. За ними стоит сила, которую мы должны использовать. Это оператор Алексей Матросов, Айдар Шарипов, режиссеры Рустем Рашитов, Ильшат Рахимов, Павел Москвин, мультипликаторы Артур Шамшатдинов, Даниил Файзрахманов и многие другие. Возглавил секцию Кузьма Морозов, член Общественной палаты РТ. Задача секции — систематизировать сценарный фонд молодежи и планомерно начинать запускать их проекты. Потом нужно отправлять их учиться дальше — была бы наша воля, отправили бы 20 человек сразу, и вернулась бы команда.

ОТ «МУЛЛЫ» ДО ИГРОМАНИИ

Конечно, кадры нужно готовить заранее. 25 апреля в Казань приезжали преподаватели из академии Никиты Михалкова для того, чтобы отобрать с помощью экзаменов тех, кто будет учиться в Москве и получать профильное кинематографическое образование. Этот конкурс проходил через минкульт РТ, и отбирали на актерский, режиссерский и операторский факультеты.

У каждого есть свои проекты. Хотелось бы также сказать, что в союзе сформирована команда руководителей, помимо председателя, назначен руководитель сценарного фонда Мансур Гилязов и заместитель по общим вопросам Виктор Клячкин. Знаете, хотелось бы, конечно, возложить основную нагрузку по производству фильмов на наших зрелых режиссеров, людей с большим опытом работы, но с бюджетом в 4 млн. на все говорить о запуске серьезных проектов говорить сложно. Тем не менее люди ищут деньги в Москве у спонсоров, не стоят на месте. 2016 год без фильмов не останется.

Очень важный вопрос экспертного совета. В программе союза была прописана задача перевести экспертный совет под начало союза кинематографистов, и мы готовы взять на себя такую ответственность. Во-вторых, распределение грантов для молодежи тоже осуществить в рамках союза. Пора уже создавать кинопроизводство в одном месте, хотя бы в рамках молодежных проектов. Надо пробовать, пока все по старинке. Мы ведь создали сценарный фонд, прочитали сценарии, сформировали основной костяк. За счет бюджета молодежных проектов можно снять до 6 короткометражек, представляете? Если грамотно распорядиться средствами.

Мне известны несколько сценариев, которые могут принять участие в конкурсе полнометражного кино. «Казанские парни» — история похожа на «Любовь в большом городе». За основу взят спектакль в Камаловском театре, который шел с 1991 года до 2001, причем с аншлагом. На основе этого раскрученного материала было бы неплохо сделать хорошую комедию со всеми современными реалиями. Это будет музыкальная комедия, которая могла бы иметь успех в регионах России, где живут татары. Вторая картина — на философскую тему, основанная на спектакле, который тоже шел в театре имени Камала — «Мулла» по пьесе Туфана Миннуллина. Тут тоже можно снять хороший полнометражный фильм, в 15 - 20 съемочных дней уложиться. Интересная история у Фарида Давлетшина — снять кино о игромании с социально направленным сильным сюжетом: как у детей меняется психика после ночных бдений со стрелялками? Салават Юзеев готов снимать картину по собственной пьесе, с успехом прошедшей в театре. Идеи есть, и все ищут возможность воплощения.

Прошло 4 месяца Года кино. Хотелось бы, чтоб результат в конце года оценивали не по проведенным круглым столам, а по проделанной работе по запуску талантливых, нужных зрителю фильмов.

Ильдар Ягафаров