Темой очередных дебатов, прошедших в татарстанском отделении ЕР, стали развитие сельского хозяйства и продовольственная безопасность в условиях импортозамещения

ГОРОД ПРОДОЛЖАЕТ ЭКСПЛУАТИРОВАТЬ СЕЛО ЗА СЧЕТ БЕШЕНОГО ДИСПАРИТЕТА ЦЕН

«Зачем вы пишете о праймериз и дебатах «Единой России»?» — спрашивают нас читатели, подчеркивая, что никакие это не дебаты, где соперники оппонируют друг другу и идет борьба платформ и личностей. Предполагается, что в Америке происходит примерно так, где штаты выбирают, кто будет осенью в финале соперничать друг с другом — от демократов до республиканцев. Отвечаем: да, дебатами и не пахнет. Соперники поглаживают друг друга (через вопросы доверенных лиц). Но... Во-первых, какая-никакая, но публичная заявка на то, куда нам идти, озвучивается на этих площадках. И оглашается подчас очень серьезными людьми — министрами, депутатами и олигархами. Для страны, где публичная политика отсутствует как класс, это уже неплохо. Во-вторых, на дебатах сходятся вместе люди, которые в жизни являются открытыми или скрытыми соперниками. И это возможность через дебри политеса прочувствовать их скрытую полемику, увидеть разные жизненные и государственные философии. Так было и накануне.

Тема очередных дебатов, прошедших в татарстанском отделении ЕР, звучала как песня: «Развитие сельского хозяйства: продовольственная безопасность в условиях импортозамещения». И уже с первой минуты определились лидеры и аутсайдеры. Впрочем, того факта, что некоторые из кандидатов выполняют роль, мягко говоря, статистов (не на этих, а на других площадках встречаются и откровенные шуты и клоуны), не отрицали и они сами. Так, техник диспетчерской службы компании «Татнефтедор» Рамиль Исхаков пришел на дебаты вообще без группы поддержки: «Надеюсь, 22-го числа моя группа меня поддержит», — несколько комично оправдался он.

«Продовольственная безопасность — понятие масштабное, государственное, — начал дискуссию министр сельского хозяйства и продовольствия РТ Марат Ахметов, чей уход в Госдуму фактически предрешен. — Наша республика как один из основных крупных субъектов России по аграрным вопросам в плане обеспечения себя продовольствием самодостаточна. Главный индикатор импортозамещения для нас — прирост продукции сельского производства. В Татарстане в 2015 году мы произвели на 54 миллиарда рублей продукции больше, чем в 2014-м. Это 7,7 процента роста. Это и есть наш реальный вклад в импортозамещение в стране в части решения задач продовольственной безопасности. Порядка 25 миллиардов рублей продукции вывозим за пределы республики: продаем в соседние регионы излишки, в основном сырье, но в то же время завозим в республику и готовые продукты — в этом году привозная продукция была закуплена на 70 миллиардов рублей. Задача на будущее заключается в том, чтобы серьезно проанализировать, что мы ввозим из готового ассортимента, а что могли бы производить у себя. Потенциал Татарстана позволяет не ограничиваться этими объемами, мы вполне способны в два раза больше производить продукции сельского хозяйства, а российские рынки еще на 250 тысяч тонн мяса татарстанского прироста могут взять на себя, по молоку — тем более!»

Исхаков рассказал о том, что французскому фермеру предоставляется 6 видов кредитования с процентной ставкой от 3% до 8%. Для молодых фермеров — 2,4%. В России эта ставка в пределах 15 - 20%. «Надо увеличить льготное кредитование, снизить процентную ключевую ставку и убрать посреднические фирмы», — перечислил Исхаков факторы продбезопасности.

По мнению Марата Ахметова, самое важное для развития сельского хозяйства — решить проблемы диспаритета цен на продукцию и сделать труд сельчан более престижным и высокооплачиваемым

Скрытый оппонент нынешнего главы минсельхоза РТ — совладелец мощного агрохолдинга «Красный Восток-Агро» и первый заместитель председателя думского комитета по аграрной политике Айрат Хайруллин — перевел разговор сразу на более высокий уровень проблематики. Он привел данные по производству основных видов продукции в России: «По производству мяса птицы Россия давно уже самодостаточна, по свинине близка к самообеспечению, по овощам и фруктам — вопрос ближайшей пятилетки. Но вот по молоку и говядине страна будет зависеть от закупок еще не менее 10 лет».

И далее в лице Хайруллина заговорил политик федерального масштаба: «Для России продовольственная безопасность тесно связана еще и с демографией. Считаю, что одна из приоритетных задач в этом направлении — заселение страны. А для этого и надо развивать сельское хозяйство, потому что люди селятся там, где есть работа и жилье. Разрушение сельского хозяйства в 1990-е привело не только к зависимости от импортного продовольствия, но и изменило структуру экономики страны, заселенность и демографию. Наибольший удар по аграрной России нанесли не столько Гражданская война, коллективизация, репрессии, война, индустриализация страны, сколько отрыв крестьянина от земли и твердая уверенность сельских жителей в том, что будущее их детей должно быть связано не с селом, а с городом, поскольку там жить намного легче и дешевле. К сожалению, средняя зарплата в городе в два раза выше, чем на селе. Это связано с тем, что в нашей стране, как и 100, и 25 лет назад, сегодня продолжает эксплуатироваться село городом за счет бешеного диспаритета цен. Только реальное импортозамещение позволит нам трудоустроить порядка 4 миллиона человек в сельском хозяйстве, в перерабатывающей промышленности и примерно столько же — в смежных отраслях, связанных с сельским хозяйством».

В общем-то, после этого спича стало понятно, что перед нами как минимум будущий министр сельского хозяйства. Жалко, что не Татарстана. Безусловно, такому полету мысли нужны как минимум просторы России.

Менеджер компании «Комплекссклад» Дина Хидиятуллина считает, что успех в деле импортозамещения — только в комплексном развитии аграрного сектора экономики: «Развитие сельского хозяйства необходимо развивать комплексно. Это и зарплата, и инфраструктура, и инвестиции. Надо больше выделять денег и на фермерские хозяйства. В совокупности все эти факторы и привяжут человека к земле. Инфраструктура села сейчас — очень плохие дороги, нет интернета, не ловит сотовая связь. Все это заставляет людей уезжать из села. Необходимо поддерживать сельского человека в его начинаниях. Если есть у государства дополнительные средства, их нужно вкладывать именно в село».

Айрат Хайруллин вопрос продовольственной безопасности тесно связывает с демографической проблемой

КОНТРСАНКЦИИ — ШАНС ПОДНЯТЬСЯ ВЫШЕ

После выступления кандидатов Кондратьев задал участникам дебатов традиционный вопрос: «Что бы вы предложили по обсуждаемой теме включить в предвыборную программу партии «Единая Россия»?» Ахметов посчитал самым важным для развития сельскохозяйственного направления решить проблему диспаритета цен на продукцию, сделать труд сельчан более престижным и высокооплачиваемым и ввести в практику для тружеников этой отрасли длинные дешевые деньги. Именно эти пункты и должны попасть в партийную программу. Хайруллин, поддержав коллегу, также отметил, что, ко всему прочему, необходимо реализовывать отраслевой подход в развитии разных сельскохозяйственных направлений. Исхаков помимо поддержки сельского хозяйства видит также необходимость поддержки и малых городов. По мнению Хидиятуллиной, одно из главных мест в программе должно быть отведено контролю розничных цен на продукты питания.

После дебатеры перешли к ответам на вопросы. Стоит отметить, что вопросы были направлены в основном, конечно, Хайрулину с Ахметовым. Оставшиеся два кандидата откровенно скучали. Вопросы со стороны команды поддержки кандидатов прозвучали самые разные. Спрашивали о пользе, которую принесут республике китайские инвесторы, о поддержке фермерских хозяйств и регулировании выплаты арендной платы земельных паев сельских жителей, о стратегии развития Татарстана-2030.

У Хайруллина поинтересовались, как можно вернуть на село молодежь. «К сожалению, искусственно этого сделать невозможно, — честно ответил он. — Уровень зарплаты определяется доходностью отрасли, а сегодня сельское хозяйство не позволяет получать достойную зарплату. В деревне должны быть условия жизни лучше, чем в городе, — это мировая практика. Только тогда на село вернется молодежь. Государство должно активно и всесторонне поддерживать село. По-другому мы не сможем вернуть молодежь. Чем выше его поддержка, тем ниже цены на продовольствие. Откуда образовался диспаритет цен? Почему сегодня низкая доходность в сельском хозяйстве? Почему низкие зарплаты? Да потому что мы пытаемся улучшить жизнь горожан за счет сельского производителя, а ему на все повышают цены. Если мы будем трамбовать сельского производителя... Он у нас сейчас и так жертва... Мы его трамбуем как можем. Хотите удобрения купить? Пожалуйста, вот вам на 20 процентов дороже! Хотите солярку купить? Пожалуйста, на 15 процентов вам дороже! Ах, вы зерно хотите продать? Извините, на 10 процентов дешевле, чем в прошлом году. Хотите молоко продать? На 1 рубль дешевле, чем в прошлом году. Вот в чем проблема! У нас не хватает сегодня государственной поддержки и государственного регулирования сельскохозяйственного рынка продовольствия. Срочно необходимо усилить поддержку государства! Пока мы этого не сделаем, мы ситуацию не переломим. Сейчас у сельского хозяйства появился реальный, но единственный шанс — в связи с контрсанкциями — подняться выше: у сельчан появился реальный сбыт продукции. И этим моментом надо пользоваться максимально».

Ахметову из зала поступил вопрос, касающийся низкого качества продуктов питания, которые продаются в татарстанских магазинах, в частности сливочного масла: «А вы любите пироги? Мой муж любит пироги, и я их часто пеку. Купила я масло вчера, растопила и была в шоке — вода, а наверху немного что-то плавает... Что делать-то со сливочным маслом? Как обезопасить население от некачественной продукции?» «Эту проблему мы изучали и изучаем, — ответил Ахметов. — То масло, которое зачастую можно купить в магазинах, настоящим не является. И таковым оно стало не на татарстанском заводе. Это перекупщики закупают масло на наших предприятиях, переделывают спред под сливочное масло, на этикетках обозначают как «Масло сливочное» и продают по завышенной цене. Нужно принять закон, который бы обязывал каждого производителя четко маркировать свой товар».

По мнению Дины Хидиятуллиной, одно из главных мест в предвыборной программе должно быть отведено контролю розничных цен на продукты питания

ПОПУЛЯРИЗИРОВАТЬ СЕЛЬСКИЙ ТРУД ЧЕРЕЗ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ...

Под занавес каждый из участников обратился к избирателям, резюмируя свое выступление. Таков, как говорится, формат.

«Единая Россия» в ближайшем времени при разработке госполитики и решении вопросов продовольственной безопасности должна определиться: сельское хозяйство — это бизнес или образ жизни страны? — заявил Ахметов, чем продемонстрировал то, что он способен мыслить не менее масштабно, чем Айрат Назипович. — Необходимо, чтобы в деревне было престижно жить и работать. Тогда и будет обеспечена продовольственная безопасность страны».

«Это для меня бесценный опыт: пройду — хорошо, не пройду — тоже неплохо, — поблагодарил ЕР Исхаков и, ратуя за развитие сельского хозяйства, заметил. — Ресурсы и полезные ископаемые в стране когда-нибудь закончатся, а в еде человек будет нуждаться всегда».

По мнению Хидиятуллиной, нужно популяризировать сельский труд, в том числе при помощи социальных сетей. «Сельский труд нуждается в популяризации. Именно через социальные сети можно этим заниматься. Есть игра «Ферма». Если соединить ее с реальностью, то есть дать фермам в игре настоящие названия деревень, то у людей начнут появляться ассоциации, которые они могли бы воплотить в реальности. Интернет — это будущее, и нужно пользоваться этими возможностями», — отметила она.

Хайруллин еще раз увязал вопрос продовольственной безопасности с демографической проблемой (очевидно, что это стало его так называемой фишкой): «Продовольственная безопасность всегда связана с демографией. До 1990 года Россия прирастала на 1 миллион человек ежегодно, происходило это именно за счет села. А в конце 90-х сельская молодежь начала массово переезжать в города и сломала демографические пропорции. Надо вернуться к прежним позициям — это не только обеспечит продовольственную безопасность страны, но и создаст миллионы рабочих мест в смежных отраслях, а значит, и демографическая ситуация выправится. Мы способны будем кормить даже половину мира».

Скажи про полмира слова другой человек, можно было бы назвать его популистом и сумасшедшим. После слов Хайруллина, крупнейшее в России коровье стадо которого лидирует по производству молока в стране, подумалось: а может, поручить эту человеку реализовывать его же почти ленинские лозунги? А вдруг получится?

Кстати, итоги праймериз будут подведены на голосовании 22 мая. Но читатели «БИЗНЕС Online» могут сделать это уже сейчас — в своих комментариях.