«ТАТАРЫ ЗА ЧТО БЫ НИ ВЗЯЛИСЬ, У НАС ВСЕ ПОЛУЧАЕТСЯ»

Как известно, Габдулла Тукай очень рано осиротел, после чего его долгие годы буквально передавали из рук в руки, а однажды даже продали на Сенном базаре. Одними из самых счастливых поэт называл два года, которые он провел в Кырлае, в семье Сагди абзыя (Сагдетдина Салихова), который усыновил мальчика. Именно там живут его известные персонажи — Шурале и Су анасы (Водяная). «Есть аул вблизи Казани, по названию Кырлай... Хоть я родом не оттуда, но любовь к нему хранил, на земле его работал — сеял, жал и боронил. Он слывет большим аулом? Нет, напротив, невелик, а река, народа гордость, — просто маленький родник. Эта сторона лесная вечно в памяти жива. ...Всякий разум я теряю, только вспомню я Кырлай», — писал поэт в своей самой известной поэме «Шурале». «Кырлай — это место, где впервые раскрылись мои глаза на окружающий мир», — вспоминал Тукай.

Накануне в Кырлае открылся литературно-скульптурный парк, он создан по инициативе депутата Госсовета РТ, генерального директора ПАО «Таттелеком» Лутфуллы Шафигуллина. На деньги меценатов и трудами сотрудников компании восстановлен дом Сагди абзыя, на месте его захоронения создан мемориал, у речки вновь есть колодец, из которого пил воду маленький Апуш. Рядом с домом — фигуры Сагди абзыя, мальчика Апуша и героев сказок Тукая — Водяной, Шурале, Былтыра. На подворье — огромные книжные страницы с цитатами из тукаевских произведений и высказываниями известных людей республики о творчестве поэта.

Перед открытием парка госсоветник РТ Минтимер Шаймиев, руководитель аппарата президента РТ Асгат Сафаров, начальник главного архивного управления при кабмине РТ Ирада Аюпова посетили государственный литературно-мемориальный музейный комплекс Габдуллы Тукая. Экспозиция в этом году пополнилась архивными документами Сагди абзыя. К его могиле почетные гости возложили цветы. Первый президент РТ был в хорошем расположении духа и много шутил. Впрочем, этому располагала и погода. Со словами «Татарам лишь бы что-нибудь отрезать!» он вместе с главой Арского района Ильшатом Нуриевым и Шафигуллиным перерезал красную ленту. Делегация двинулась к литературно-скульптурному парку. Гостям рассказали, что металлические скульптуры созданы по новейшим технологиям, с применением лазерной обработки материала.

— На молекулярном уровне? — обратился Шаймиев к архитекторам и скульпторам.

— Мы долго выбирали. Восстанавливаем древнюю технологию выкладки металла, по которой работали кузнецы. А для обработки использовали лазер, — ответил один из скульпторов.

— Я такого еще нигде не видел, — удивился госсоветник и напомнил историю строительства мечети «Кул Шариф». — Никто не поверит, но мы с Камилем Исхаковым в течение двух месяцев каждый день приходили к строительству мечети. Ловили цвет. Мы хотели, чтобы цвет мечети не менялся при любых погодных условиях. Мы приходим, смотрим, а гальванические цеха работают без остановки — если нам не нравится, они тут же переделывают. Еще пробуем, еще пробуем. И так два месяца! В итоге сегодня этот бирюзовый цвет не теряется, даже когда облачно.

Остановившись возле одной из гигантских страниц с цитатами и прочитав вслух стихотворение Тукая, Шаймиев долго стоял качая головой: «Всего в нескольких строках он смог передать столько смысла! Гениально! Гениально! Я считаю большим счастьем то, что могу читать Тукая в оригинале — на татарском языке. Для этого нужно окончить настоящую татарскую школу. Если не знаешь татарского, как бы ты ни любил Тукая, все равно до конца не поймешь всего смысла его слов». Остановился Шаймиев и у сосны, которую, по некоторым данным, весной 1893 года посадил сам Тукай. «Молодцы! Молодцы! Татары за что бы ни взялись, у нас все получается», — произнес Шаймиев.

НАДО ВСЕХ ГЛАВ РАЙОНОВ СОБРАТЬ И ПРИВЕЗТИ СЮДА

Подошли к скульптурной композиции Шурале и Былтыра.

— Нужно подержать рог у Шурале, тогда будешь счастлив, — серьезно сказал Шафигуллин, схватившись за рог лешего.

— А если рога вырастут? — ответил Шаймиев. — В одном из своих стихотворений Тукай написал: «Трясет бородой». Вот за бороду и я подержу, — так и не решившись дотронуться до рога Шурале, в очередной раз отшутился госсоветник.

— Козловский (личный фотограф Шаймиеваприм. авт.) говорит, что у Шурале нос точно как у еврея! — посмотрев на Шурале, пошутил и народный поэт Роберт Миннуллин. — Тем самым он хочет сказать, что Шурале не татарский, а еврейский!

— Может быть, может быть, — ответил Шаймиев. — Надо было в лесу оставить еврея и татарина! Вот тогда бы мы увидели, чьи бы пальцы застряли... Кто бы из них кого обхитрил? Трудно сказать...

Проходя мимо грядки, вспомнили, как будущий поэт сильно поранил ногу, когда собирали картошку. «А кто не резался? — припомнил Шаймиев. — Все мы резались! Порежешь ногу, тут же присыпешь рану землей. Вот поэтому половина из нас и умерла. Это был отбор, естественный отбор. Хорошо еще, что появился солидол! Он нас спас!» У реки, подойдя к роднику, Шаймиев слушал чтение поэмы «Водяная» («Су анасы»). «Вот, смотрите, какой глубокий смысл, — отметил он. — Какой воспитательный аспект! Как он рассказывает о том, что чужого брать нельзя. В детстве я боялся, думал: не я ли забрал этот гребень? Настолько правдоподобно все звучало».


— Надо всех глав районов собрать и привезти сюда, — продолжил Шаймиев. — Все мы хотим поставить кому-нибудь памятник, увековечить чью-то память обязательно на самом козырном месте — где-нибудь в центре большого города. А здесь, в деревне, такую красоту создали. Хорошо, что в свое время мы взялись за облагораживание родников в деревнях. И нефтяники в этом направлении много сделали.

— В руках Водяной не хватает сотового телефона, — пошутил Миннуллин, намекая на меценатство «Таттелекома».

— Здесь Wi-Fi есть! Везде! — видимо, на всякий случай заверил руководитель пресс-службы «Таттелекома», поэт Рустам Закуан.

— В эти дни воочию убедился, что все сделанное нами по части сохранения духовного и материального наследия удается передавать из поколения в поколение, — нашутившись, перешл к серьезным темам Шаймиев. — Душа радуется, что столько делается в части духовного возрождения, несмотря ни на какие сложности. В душах людей появилось чувство — дорожить прошлым и передать его детям. И, что очень важно, мы должны работать так, чтобы и нам было что передать следующему поколению. Это простая, понятная, но очень важная философия. Мы меняемся, мы становимся другими. Если следовать короткой биографии Тукая, столько можно было бы еще создать произведений и сделать музеев... Нам еще не раз нужно прочитать биографию Тукая. Родившись и живя в таких условиях... Он от природы гений. Каждому из нас Всевышним даны способности, и их нужно суметь раскрыть, несмотря ни на что. Я поражен. Никто ведь не сказал Шафигуллину «давай делай». Он сам пришел к этому. Это вызывает восхищение — здесь был обычный огород, а его превратили в такую красоту.

— Я здесь учился, здесь жил, — рассказал Шафигуллин. — Идея обустройства парка возникла сама собой после прочтения книги «Беседы с Тукаем» Зиннура Мансурова. Каждый что-то должен сделать для своей нации. Это главный вопрос, который каждый человек должен задать сам себе. Группа неравнодушных людей объединилась и создала это подворье и парк. Каждый человек, даже ничего не знающий о Тукае, должен понять, кто он такой, — такова задача этого парка.

— Будет ли решена проблема дорог в деревне Кушлавыч, там, где родился поэт? — задали вопрос журналисты Нуриеву.

— Проблема не может не решиться, — заверил он. — Об этом знает президент, и он обещал нам помочь. Есть такой проект — туристический маршрут «По следам Тукая», думаю, проблемы с дорогами в рамках этой программы будут учтены.

— К Тукаю дорога всегда будет! — поддержал его Шаймиев. — Когда не было никаких дорог, в самые сложные годы сюда проложили дороги. То, что они должны быть еще лучше, я согласен. К Тукаю не зарастет тропа народа...