©Максим Богодвид, РИА «Новости»

НИЗКИЕ НЕФТЯНЫЕ ЦЕНЫ ДОБРАЛИСЬ ДО ВЫРУЧКИ

Накануне ПАО «Татнефть» опубликовало свежий бухгалтерский отчет по стандартам РСБУ. Как следует из документа, выручка крупнейшей компании Татарстана в первом квартале 2016 года снизилась на 10,7%, или 12,3 млрд. рублей, до 103,2 млрд. рублей. Однако чистая прибыль пострадала гораздо меньше, сократившись лишь на 4% — с 20,77 млрд. рублей в первом квартале прошлого года до 19,94 млрд. рублей по итогам первого квартала 2016 года. И в отчетности обнаружился факт, проливающий свет на эту загадку.

Но обо всем по порядку. Искать «врага», обвалившего выручку нефтяников, долго не придется. Средняя цена российской нефти марки Urals за прошедший год снизилась в 1,65 раза: с $52,76 за баррель в январе-марте 2015 года до $31,99 за баррель в январе-марте 2016 года. При этом средний курс доллара вырос на 18,5% до 74,91 рубля. Нетрудно подсчитать, что рублевая цена бочки черного золота снизилась с 3334 рублей за баррель до 2396 рублей за баррель, то есть сразу на 28,1%.

Итак, падающие котировки погнали мощную волну негатива, которую плавающий курс рубля не смог полностью остановить. Но все же выручка упала не столь глубоко, как баррель, а значит, низкие цены частично компенсировались увеличением добычи. Об этом же говорит и отчет: головная компания «Татнефть» в январе-марте добыла 6,847 млн. тонн нефти, или на 5,4% (351 тыс. тонн) больше, чем за аналогичный период прошлого года. Напомним, что «Татнефть» наращивала производственные обороты и в течение всего 2015 года с мощным спуртом в ноябре-декабре. В итоге команда Наиля Маганова тогда увеличила добычу на 2,7% до рекордных 26,93 млн. тонн.

Впрочем, компании все же пришлось пожертвовать наценкой. Это наглядно демонстрирует динамика себестоимости, которая в первом квартале сокращалась медленнее выручки: минус 5,7 млрд. рублей, или 7,9%, до 66 млрд. рублей. Отсюда прямое следствие — валовая прибыль «Татнефти» по итогам первых трех месяцев просела на 6,64 млрд. рублей до 37,22 млрд. рублей.

КРЕДИТНЫЙ ПОРТФЕЛЬ — НА СЕМИЛЕТНЕМ МИНИМУМЕ

Отметим интересный момент в отчетности: коммерческие расходы, включающие транспортировку, сбыт, хранение и т. д., сократились на 4,1% до 8,8 млрд. рублей. Однако никаких сообщений о снижении максимальных тарифов на прокачку нефти трубопроводами АК «Транснефть» за этот период не поступало. Так что компания могла перераспределить либо нефть в пользу переработки, либо поставки сырья и нефтепродуктов не в дальнее зарубежье, как это было в 2015 году, а на внутренний рынок и в страны СНГ — транспортные расходы это бы точно снизило. С уверенностью можно сказать, что вероятное распределение совершенно точно было не в пользу шинного комплекса компании, который продемонстрировал спад на 21,5%.

Так или иначе, операционная прибыль все же упала на 18,1% до 28,4 млрд. рублей.

Главным следствием того, что банковский сектор окончательно отошел от валютного шока прошлой зимы, стало снижение стоимости денег. В результате полученные компанией проценты сократились в 2,6 раза до 1,07 млрд. рублей. Сама «Татнефть» также сократила процентные выплаты на 72 млн. рублей до незаметных по масштабам ее бизнеса 50 млн. рублей. Собственно кредитный портфель компании похудел в 2,4 раза с 8,27 млрд. рублей на 31 марта 2015 года до 3,41 млрд. рублей на 31 марта 2016 года. Меньше он был только в 2009 году.

Можно лишь поаплодировать финансистам Маганова, которые использовали, похоже, все возможности для компенсации упавших цен на нефть. Помимо прочего, улучшился баланс прочих статей отчетности: отрицательное сальдо прочих расходов и доходов сократилось в 2 раза до 4,33 млрд. рублей. Авторы отчета не уточнили состав этих статей, но, как правило, львиную долю здесь занимают курсовые разницы. А значит, менеджменту компании удалось сильно смягчить влияние валютных колебаний.

«ТАТНЕФТЬ» ПЛАТИЛА ЗА «ДОЧЕК» ИЛИ ПЕРЕНЕСЛА НАЛОГОВЫЕ ПЛАТЕЖИ?

С учетом всех факторов, прибыль компании до налогообложения сократилась только но 12,4% до 25 млрд. рублей. Напомним, чистая прибыль «Татнефти» упала гораздо меньше, лишь на 4% с 20,77 млрд. рублей за первый квартал 2015 года до 19,94 млрд. рублей за первый квартал 2016 года. Причина кажущегося парадокса в том, что и сумма налога на прибыль упала в 1,7 раза с 10,16 млрд. рублей до 5,94 млрд. рублей. Наши эксперты не исключают, что в первом квартале прошлого года «Татнефть» могла платить налог не только за себя, но и «за того парня».

«В группе компаний «Татнефть» в соответствии с учетной политикой компаний в нее входящих допустимо перераспределение налога на прибыль между различными юридическими лицами, так как «Татнефть» является консолидированной группой налогоплательщиков (КГН). Это разрешено российским законодательством о бухгалтерском учете и прописано в учетной политике ПАО. Таким образом, в какой-либо отчетный период ПАО «Татнефть» могло уплатить налог на прибыль не только за себя, но и за дочерние компании», — говорит Наталья Мильчакова, заместитель директора аналитического департамента «Альпари». По ее словам, в этой ситуации у «дочек» возникает внутригрупповая дебиторская задолженность перед «Татнефтью», и в последующих отчетных периодах они ее гасят, а у самой «Татнефти» в последующих периодах, соответственно, уменьшается размер уплаченного налога на прибыль, ведь компания уже платит только за себя.

Наиль Маганов Наиль Маганов

«По-видимому, именно такая ситуация и возникла, если сравнивать опубликованную отчетность за первый квартал 2016 года с отчетностью аналогичного периода 2015 года. Но для более подробной информации и выяснения причин, почему это произошло, лучше все-таки смотреть консолидированную отчетность группы «Татнефть» по МСФО. Промежуточная отчетность по РСБУ весьма скупа на такую детальную информацию», — заключает Мильчакова.

Другую версию выдвигает эксперт-аналитик АО «Финам» Алексей Калачев, который считает, что год назад, в первом квартале 2015 года, «Татнефть» могла произвести своеобразную доплату за предыдущий период. «Возможно, здесь нашел отражение перенос некоторых налоговых платежей с предыдущего периода. В четвертом квартале 2014 года компания получила дополнительно прочих доходов в размере 14,3 миллиарда рублей, это была прибыль по курсовым разницам, однако роста налога на прибыль тогда не произошло. В бухгалтерском учете на отчетную дату доходы или расходы в виде курсовой разницы признаются, а в налоговом учете — нет, поскольку возникающая суммовая разница будет учтена в следующих периодах. Вероятно, именно поэтому мы видим в перовм квартале 2015 года рост налога, а роста прочих доходов, в том числе прибыли по курсовым разницам, нет», — говорит он.

«СНИЖЕНИЕ ВЫРУЧКИ — ВРЕМЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ»

Наталья Мильчакова — заместитель директора аналитического департамента «Альпари»:

— Нужно отметить, что опубликованные результаты «Татнефти» — итог деятельности компании только по российским стандартам и для инвесторов, и для рынка акций не является существенным. Рынок будет смотреть только на консолидированную отчетность компании по МСФО. Однако ясно, что на выручку оказали влияние низкие цены на нефть в первом квартале 2016 года по сравнению с предыдущим периодом. Тем не менее такой результат по выручке можно считать временным явлением, поскольку компания в первом квартале увеличила объем добычи нефти на 5,4 процента к аналогичному периоду прошлого года. Во втором квартале цена нефти растет, и объемы отгрузки сырой нефти тоже прибавляют. Соответственно, мы ожидаем, что за второй квартал произойдет рост выручки компании по РСБУ.

«ВО ВТОРОМ КВАРТАЛЕ 2016 ГОДА МОЖНО ОЖИДАТЬ УЛУЧШЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ»

Алексей Калачев — эксперт-аналитик АО «Финам»:

— Во втором квартале 2016 года можно ожидать улучшения показателей. Во-первых, скорее всего, и нефть в среднем будет подороже, и рубль покрепче (сейчас баррель уже стоит примерно 2990 рублей). Во-вторых, компания не просто наращивает добычу, но инвестирует в расширение производства: по данным ПАО «Татнефть», за три месяца 2016 года в новом бурении построена и сдана 151 скважина, произведен текущий ремонт 2379 скважин, на 664 скважинах произведены работы по повышению нефтеотдачи пластов.

Виталий Манжос — старший аналитик банка «Образование»:

— Что касается перспектив изменения финансовых показателей на второй квартал, то они выглядят позитивными. К концу апреля 2016 года стоимость барреля нефти сорта Brent превысила отметку в 46 долларов. По-видимому, во втором квартале 2016 года разрыв в стоимости нефти по сравнению с аналогичным периодом 2015 года будет сокращаться, что способствует улучшению квартальных показателей «Татнефти» по РСБУ с учетом возрастающих объемов добычи и реализации.

==table1042==