Сегодня в Казани состоялось открытие IV съезда градозащитных организаций России. Участники съезда, среди которых были член Совета Федерации Сергей Рыбаков, помощник президента РТ Олеся Балтусова, зампредседателя татарстанского отделения ВООПИиК Фарида Забирова и другие, обсудили ряд важных вопросов, в числе которых недостатки закона №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия».

«В последнее время создается ощущение, что с 73-м законом у нас серьезные проблемы, — начал свое выступление Рыбаков. — Ситуация с оформлением культурного наследия катастрофическая. Нет охранной зоны, охранных обязательств». Первой он обозначил проблему реставрации, отметив, что конкурсы на реставрацию объектов сегодня выигрывают непонятно откуда взявшиеся конторы. «Здесь необходимо решительное изменение законодательства», — подвел черту спикер, предложив ограничить количество организаций, имеющих право заниматься археологией.

Сенатор заметил, что реставрация на сегодня попала в условия стройки, когда на разработку проекта дается два-три месяца, при этом не учитывается, что это «наука, штучный подход». Ответственность архитектора за разработку проекта, по его словам, часто бывает размыта. «Нужен пункт о персональной ответственности», — заключил Рыбаков.

Координатор движения «Архнадзор» Рустам Рахматуллин в своем выступлении поднял тему достопримечательных мест, а Забирова, говоря об опыте Татарстана, отметила, что в качестве таковых в республике утверждены остров Свияжск и исторический центр Чистополя. «Для Казани я по заказу министерства культуры разработала пять достопримечательных мест, — рассказала зампредседателя ВООПИиК РТ, отметив, что на сегодня из них решение принято только по Соцгороду. «Там мы уже договорились, предметы охраны прописали. Туда вошел один памятник — Дворец культуры, и вся застройка до 1959 года считается очень ценной», — рассказала Забирова.