.
Градсовет Челнов обсудил три проекта застройки жилых домов и проект мойки с кафе

«В ЭТОМ ЖЮРИ ОДНИ АРХИТЕКТОРЫ»

Эскизные проекты четырех 24-этажных свечек в фоновском 65-м микрорайоне, многоэтажку в 58-м микрорайоне, высокотехнологичную автомойку на набережной Тукая и проект застройки жилыми домами 63-го микрорайона «Домкором» Мунира Гайнуллова как обычно горячо обсуждал накануне вечером градостроительный совет в Набережных Челнах. И началось обсуждение тоже горячо — с демарша, устроенного Факилем Гайфутдиновым — председателем городской организации союзов художников РФ и РТ и автором герба города.

Руководитель исполкома города Ринат Абдуллин, открывая заседание градсовета, напомнил присутствующим, что конкурс на эскизный проект мемориальной зоны в парке Победы, заявки на участие в котором принимались с 14 декабря по 12 февраля, завершен. Всего на конкурс, по словам сити-менеджера, было подано 11 заявок, жюри уже подвело итоги и определило победителей. Однако из-за недоработки подчиненных в прессе их имена озвучены не были. Исправляя эту ошибку, Абдуллин объявил, что победителем был признан проект казанских архитекторов Алии Фахрутдиновой и Дмитрия Ульянова. А за активное участие в конкурсе дипломами также наградили архитекторов Ильдара Мирхазианова и Ильдуса Халиуллина. Когда церемонимейстер зачитал, что дипломом награждается и Гайфутдинов, тот встал и сказал, что... отказывается от награды. На вопрос Абдуллина о причинах член градсовета ответил, что есть целый ряд факторов: «В парке должна быть скульптура, а архитекторы опять предлагают построить в мемориальной зоне какое-то здание. Это абсолютно неправильно! У нас в городе всего 15 памятников, я предлагал памятник. И знаете...»

Тут Абдуллин попытался было прервать отповедь председателя союза художников, объяснив все решением жюри, к которому не имеет отношения. Однако следом за первой получил и вторую порцию критики: «Это решение жюри тоже не соответствует изначальной постановке задачи, которая была прописана в постановлении №2098 в 1998 году», — заявил художник (тогда, по всей видимости, и была впервые поставлена задача разработать эскизный проект мемориальной зоны парка Победы прим. ред.).

— Факиль Фоатович, это ваше мнение, жюри рассматривало все проекты... — продолжил Абдуллин диалог с оппонентом.

— В этом жюри одни архитекторы, а у нас в городе 15 заслуженных художников, и ни одного из них в жюри не было. Естественно, архитекторы протолкнули свой вариант — и все, — кинул камень уже в огород своих коллег-архитекторов художник. На призыв Абдуллина не оскорблять жюри подобными высказываниями Гайфутдинов возразил, что на полумиллионные Челны приходится всего-то 15 памятников, и привел в пример соседнюю крохотную Елабугу, где их многократно больше. — Я по существу для парка Победы предложил очень оригинальный и умный вариант.

 Факиль Гайфутдинов
Факиль Гайфутдинов: «В парке должна быть скульптура, а архитекторы опять предлагают построить в мемориальной зоне какое-то здание. Это абсолютно неправильно! У нас в городе всего 15 памятников, я предлагал памятник. И знаете...»

— Ваш вариант ведь не отвергли. Ваша скульптура будет все равно установлена! — призвал художника не раздувать скандал Абдуллин.

— Но в другом месте в городе она будет установлена. Сама концепция нарушится, — возразил и на это Гайфутдинов.

— В детском саду, что ли, находитесь? Жюри же определяло победителей! Что за обиды такие? Тут многие могут быть обижены! Это конкурс! Самое главное, что творчески подошли, все проекты рассмотрели! — вскипел руководитель исполкома и предложил победительнице Фахрутдиновой, дабы закруглить неприятную тему, выйти к трибуне и рассказать о своем проекте. Победительница конкурса рассказала, что в структуре мемориальной зоны парка предусмотрено две аллеи: первая — это Аллея Героев, где будет оружие Победы, маленький музейный павильон, стелла памяти городам-героям и венок, куда можно будет возложить цветы в память о жертвах Великой Отечественной войны, а вторая аллея будет посвящена труженикам тыла — там будут располагаться скульптура, зона отдыха и красивые прогулочные зоны.

Конкурс на эскизный проект мемориальной зоны в парке Победы, заявки на участие в котором принимались с 14 декабря по 12 февраля завершен
Конкурс на эскизный проект мемориальной зоны в парке Победы завершен

— И будут установлены танки и бронетехника, которые так просили жители, — дополнил ее рассказ Абдуллин, заявив, что к реализации выигравшего проекта город приступит уже в этом году.

«ЧЕТЫРЕ СВЕЧКИ С ОБЕСПЕЧЕННОСТЬЮ ПАРКОВКАМИ В 50 ПРОЦЕНТОВ?»

Эскизный проект четырех 24-этажных домов, которые планируется построить в 65-м микрорайоне, сразу за гипермаркетом «Эссен», казанского архитектора Екатерины Лебедевой вызвал бурную критику не только архитекторов, но и руководителя Автозаводского района Раушан Усмановой и даже... видеооператора, производившего съемку мероприятия. Вместо планировавшихся здесь ранее двух многоэтажек и двух секционных домов, которые образовывали бы замкнутый двор, теперь предлагалось построить четыре «свечки», позволяющие, по мнению авторов проекта, освободить дополнительное место для размещения игровых площадок и парковок.

По проекту Лебедевой в четырех башнях планировалось ввести 1 034 квартиры — на 140 меньше, чем было предусмотрено в первоначальном проекте планировки микрорайона. Он же, по ее словам, предполагал также еще и строительство четырех наземных паркингов на 650 машино-мест каждый. Общеизвестно, что первоначально застройщиком микрорайона «Яшьлек» выступала стоящая сейчас на грани банкротства компания «Фон» Анатолия Ливады. Как объяснил «БИЗНЕС Online» уже после заседания градсовета Сергей Орлов — технический директор «Фона», его компания теперь планирует достроить в микрорайоне лишь четыре дома — 65/03, 65/06, а также третий и четвертый блоки дома 65/10, а вынесение и утверждение на градсовете вышеуказанного проекта фирме необходимы лишь для того, чтобы передать земельный участок другому инвестору, так как сам Ливада эти дома однозначно строить не будет. Однако и новый застройщик, по словам Орлова, пока тоже неизвестен.

Проект домов, которые планируют построить в 65-м микрорайоне

Количество машино-мест для четырех в общем-то нетипичных для Челнов «небоскребов», да еще на самой окраине города, по словам Лебедевой, было рассчитано согласно постановлению исполкома за №3710. «То есть планируется 1034 машино-места — ровно по количеству предполагаемых к постройке квартир, в том числе 28 машино-мест мы предусмотрели для маломобильных групп населения», — заявила докладчица. Однако вместе с этим она же заявила, что на самом участке, предназначенном для строительства высоток, запроектировано место лишь для парковки 510 машин, то есть только 50% от потребности. Недостающие по постановлению парковочные места, по ее словам, жителям домов нужно будет искать на соседних территориях в радиусе доступности, на парковке расположенного по соседству гипермаркета и в тех же самых многоуровневых парковках, которые были в первоначальном проекте планировки микрорайона.

— Вопросы есть? Вроде неплохой проект, — начал обсуждение Абдуллин, которого, вероятно, несколько «усыпили» слова архитектора о том, что проектом предусмотрено аж 1034 машино-места.

— Вопросы есть: как быть с обеспеченностью парковочными местами в 50 процентов? — спросил Ильдар Мирхазианов.

— Как 50 процентов? — удивился Абдуллин.

Ильдар Мирхазианов: «Вопросы есть: как быть с обеспеченностью парковочными местами в 50 процентов?»

Ситуацию с парковками начал объяснять Орлов. По его словам, на первоначальном проекте планировки микрорайона было предусмотрено строительство четырех паркингов. Дескать, если они будут построены, то вопросов с парковками у жителей не возникнет.

— А кто, интересно, будет строить эти парковки? — снова спросил Мирхазианов.

— Будут — не будут, это было в проекте планировки, который дважды прошел через публичные слушания, — не захотел развивать неудобную тему дальше Орлов.

Тут уже опомнился Абдуллин: «Я что-то прослушал, Екатерина? Вы же сказали, что, согласно постановлению исполкома, планируется 1034 машино-места, один к одному по количеству квартир».

Вместо планировавшихся здесь ранее двух многоэтажек и двух секционных домов, которые образовывали бы замкнутый двор, теперь предлагалось построить четыре «свечки»

— Расчет был сделан действительно один к одному, половину машино-мест мы размещаем в районе жилых домов, а оставшиеся в радиусе доступности, — заявила она ему в ответ, добавив, что предлагаемый ею вариант застройки вполне привлекателен, если учитывать, что в первоначальном проекте планировки вообще было предусмотрено лишь 100 машино-мест. — А у нас 510 парковочных мест на 1034 квартиры. Мы в любом случае улучшили показатели, — попыталась убедить присутствующих в своей правоте автор проекта.

— Вы не сдадите дома без парковок! — возмутился Абдуллин — Как-то странно вы подошли к проекту: дома построим, а потом, мол, кто-нибудь обеспечит их парковками. А кто будет строить эти многоуровневые парковки? — повторил он вопрос Мирхазианова. Лебедева вновь сослалась на то, что в первоначальном проекте планировки микрорайона многоуровневые паркинги были предусмотрены.

— Может быть, тогда вам этажи срезать, если у вас парковочных мест не хватает? — предложил выход из сложившейся ситуации Абдуллин. — Так не пойдет!

После этого свой гвоздь в крышку гроба проекта забил и видеооператор телеканала «СТВ» Дмитрий Кравченко, снимавший мероприятие: «Я живу в 65-м микрорайоне. Вы ради интереса попробуйте заехать туда вечером на машине! На шестиметровой дороге машины в три ряда паркуются! Там пройти невозможно! А вы тут рассказываете...»

После этих слов критика главы Автозаводского района Раушан Усмановой, которой проект не понравился из-за отсутствия у двух домов своего собственного дворового пространства и игровых площадок, была уже и не особо нужна. Проект, после того как Абдуллин поставил его на голосование, большинством голосов дружно завернули на доработку.

Проект жилой застройки «Домкора» Мунира Гайнуллова

«ЭТИ ЭКСПЕРТЫ ПОНЯТИЯ НЕ ИМЕЮТ О ПРАВИЛЬНОЙ ИНСОЛЯЦИИ»

На этом фоне удивительно гладко прошло обсуждение эскизного проекта жилой застройки, которую планирует осуществить в соседнем 63-м микрорайоне компания «Домкор» Мунира Гайнуллова. Здесь, согласно эскизному проекту застройки, должно появиться 975 квартир общей площадью 49,8 тыс. кв. метров. Юрий Мочалин — коммерческий директор «Домкора» — рассказал, что на площади в 5,1 га его компания планирует построить четыре многоэтажных жилых панельных дома 63/07, 08, 09 и 63/10 со встроенно-пристроенными помещениями на первых этажах. При этом 3,9 га имеющейся у компании земли, собственно, пойдет под сами дома, а еще на 1,2 га площади «Домкор» выполнит благоустройство. Проектировщики, по словам Мочалина, предусмотрели 244 открытых парковочных места, игровые площадки и зоны отдыха. А кроме этого на дополнительном участке планируется возвести и многоуровневый паркинг на 299 машино-мест и фитнес-центр, на крыше которого также планируется обустроить общедоступные игровые площадки для занятия спортом. При этом Мочалин не стал юлить с вопросом обеспеченности жителей парковками, а прямо заявил, что обеспеченность составит лишь 91%. После непродолжительного обсуждения с пожеланиями Абдуллина вместе со строительством первого дома начать сразу же и строительство паркинга градсовет большинством голосов одобрил проект застройки.

Третий проект, вынесенный на обсуждение градсовета, касался точечной застройки. Как объяснил руководитель исполкома, владелец «АНГ-Холдинга» Алексей Горшков имел земельный участок и, соответственно, желание построить жилой дом на Шишкинском бульваре. Каким образом и когда этот участок был получен Горшковым, Абдуллин объяснять не стал, сказав лишь, что исполком не был в восторге от идеи застройки на бульваре, поэтому предложил собственнику обменять этот участок на аналогичный в 58-м микрорайоне, на котором он теперь и хочет построить 18-этажный жилой дом на 119 квартир. Как рассказал директор ООО «Эксклюзив-проект» Алмаз Файзиев, представлявший проект, для дома предусматривается 115 парковочных мест, а рядом с домом планируется обустроить сквер. Заместитель генерального директора холдинга «Домкор» Ильдар Ахметгареев (бывший начальник управления строительства исполкома городаприм. ред.), увидев очертания сквера на демонстрируемых слайдах, спросил: «А это ваша земля, которую вы хотите отвести под зеленую зону?»

Проектировщики предложили весьма оригинальный вариант
размещения спортивной площадки на крыше дома

— Нет, муниципальная — последовал ответ.

Абдуллин тут же порекомендовал Файзиеву сосредоточиться на собственном участке и собственном проекте, не зарясь на участки вокруг, которые, судя по всему по реакции Ахметгареева, тоже кому-то в свое время уже были отведены.

— На нашем участке мы располагаем детскую площадку, площадку для отдыха и парковки в двух местах, — продолжил Файзиев, а после того как Абдуллин предложил задавать вопросы, один из архитекторов встал и заявил, что этот дом вообще не может быть «посажен» в указанное место, так как его затеняет стоявшая рядом башня 58/24.

«По нормам инсоляции проект никакой — башня не может выходить лоджиями на северо-восток и северо-запад», — категорично заявил архитектор.

— Вот, молодец, хорошо сказал! А башни через дорогу стоят, они что затеняют? — почти воскликнул от удивления Абдуллин. Файзиев, тем временем предложил провести экспертизу дома на предмет инсоляции.

— Я знаю, какая у нас экспертиза, давайте ваш проект, я вам докажу, что этот дом в это место «не садится». Эти эксперты понятия не имеют о правильной инсоляции, — заявил в ответ архитектор.

— Нормально сидит, и дом нормальный, — не согласился с ним Абдуллин и поставил вопрос на голосование. Как и следовало ожидать, после «установки» Абдуллина все чиновники — члены градсовета дружно проголосовали за, и проект 18-этажки был принят большинством.

Высокотехнологичная автомойка самообслуживания с кафе, которую планируют построить на набережной Габдуллы Тукая, между гипермаркетом «Эссен» и бассейном «Дельфин»

«ВМЕСТО АВТОМОЙКИ АКВАПАРК?»

На десерт был оставлен проект — как заявил директор ООО «Аквамобил-24» Евгений Курбатов — высокотехнологичной автомойки самообслуживания, которую планируется построить на набережной Габдуллы Тукая — между гипермаркетом «Эссен» и бассейном «Дельфин». Автомойка с кафе, как рассказал он, будет занимать 25 соток земли и работать планирует в круглосуточном режиме.

— Автолюбители, обменяв в терминале денежные купюры на специальные жетоны, смогут выбирать необходимый им вид мойки по весьма демократичным ценам, — начал презентовать проект Курбатов — Захотел сполоснуть машину, автолюбитель сполоснет ее за 50 рублей, захотел выбрал программу с шампунем под давлением теплой водой — пожалуйста. Ополаскивание, воск... И последняя программа очень удобная — машину вовсе не нужно протирать после мойки. Для мытья будет использоваться деминерализованная вода — «осмос», — рассказал Курбатов.

— Вы в этом году начнете строить? — спросил его Абдуллин и получил ответ, что стройку хотелось бы начать в этом году, но вообще его компания запланировала строительство шести подобных автомоек в городе. Но затем кто-то из архитекторов высказал мнение, что строительство автомойки на набережной Мелекески — это некомильфо, тем более в год, объявленный президентом РТ Годом водоохранных зон, поэтому, дескать, было бы лучше, если бы эту землю вообще выделили под зону отдыха или под детскую площадку. А еще лучше — под аквапарк.

— Каждый раз вы приходите на градсовет и как попугаи начинаете одно и то же говорить, — не сдержался Абдуллин. — Я вам еще раз объясняю: эта земля уже выделена, уже давно им была выделена, она в собственности. Здесь следует обсуждать проект, а не правомерность выделения земли.

— А сколько метров до воды? — спросили у Курбатова.

— 25.

— А вы готовы поработать над благоустройством берега Мелекески? — раздался еще один вопрос

После того, как был получен положительный ответ, Абдуллин, отметив в целом правильность постановки вопроса, уже обратился к архитекторам: «Уважаемые архитекторы, вы сейчас все такие активные здесь сидите, а что же вы «Эссену» не сказали, чтобы он берег в порядок привел, когда он строился? Где вы все были?

— А нас не спрашивали. Землю молча отводили, — ответил за всех Альберт Петров — гендиректор УКС «КамГЭСэнергострой».

После того как архитекторы начали высказывать претензии уже к цветовому оформлению автокомлпекса, Абдуллин предпочел не ставить проект на голосование, а предложил инвестору поработать над цветовым оформлением и представить проект уже в следующий раз.