В «УГЛУ» ЖДУТ ТОПОВЫХ РОССИЙСКИХ ТЕАТРАЛЬНЫХ КРИТИКОВ

В ближайший уик-энд Казань окажется если не театральной столицей России, то как минимум одним из самых актуальных городов страны в части театрального искусства. А местом притяжения известных столичных деятелей станет небольшой (на 75 мест) зал творческой лаборатории «Угол». К примеру, подтвердили свой приезд известные критики — автор «Коммерсанта» Роман Должанский (он же — заместитель худрука Евгения Миронова в Театре Наций) и автор «Ведомостей» Олег Зинцов... Как раз в ближайшую субботу «Угол» отмечает первый день рождения, однако не обещанный по такому случаю хозяевами фуршет в его стильно-суровых черных стенах заинтересовал такую солидную аудиторию: 23 и 24 апреля там состоятся премьерные показы спектакля отца-основателя «театра post» из Санкт-Петербурга Дмитрия Волкострелова. И профессионалы никак не могли остаться в стороне от новой постановки одной из главных молодых звезд отечественной режиссуры, тем более в столь неожиданном месте. Причем под неожиданным местом скорее подразумевается Казань, которая гораздо реже, чем бы этого хотелось, генерирует театральные события федерального уровня, чем, собственно, 75-местный зал «Угла», поскольку Волкострелов привык делать спектакли в камерном пространстве.

«БИЗНЕС Online» уже писал о будущей премьере, когда режиссер и его ассистент и соратник по «театру post» актриса Алена Старостина занимались отбором актеров. Всего на кастинг пришли около 90 человек (единственным ограничением был возраст — до 17 лет), из которых Волкострелов и Старостина после нескольких бессонных ночей отобрали шестерку счастливчиков, из которых большинство оказалось первокурсниками местного театрального училища, а одна барышня — классическая история — учится уже на третьем курсе, на кастинге соврав про свой возраст. Наконец, дополняет эту картину практически герой миниатюры знаменитого юмориста — студент кулинарного училища. Эта компания и составит актерский ансамбль спектакля «Карина и Дрон» по пьесе минского драматурга Павла Пряжко.

«ТЕАТР — ЭТО МЕСТО, ГДЕ СУЩЕСТВУЕТ ПОТЕНЦИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ВОПРОСОВ»

Накануне по случаю предстоящих событий — премьеры Волкострелова и дня рождения — в «Углу» состоялась пресс-конференция (кстати, собравшая неприлично малое число журналистов). То ли это недоработка организаторов, то ли местную прессу не слишком интересуют события, ради которых в столицу Татарстана приезжают прекрасно известные в стране критики «Коммерсанта» и «Ведомостей». В данном случае, наверное, оба тезисы верны. При этом совершенно не удивит, если в результате в федеральной прессе рецензий на «Карину и Дрон», независимо от того, как примут спектакль, будет больше, чем в местных СМИ. В любом случае, казанским журналистам, пишущим о культуре, в основной массе привыкшим заниматься восхвалением любых художественных творений земляков, явно требуется время, чтобы заметить наличие горизонта. Последний пример, доказывающий этот тезис, — «блестящее» отсутствие материалов о больших гастролях челнинских «Мастеровых». Работа таких художников, как Волкострелов, среди прочего, должна помочь нахождению этого горизонта.

Но вернемся к премьере в «Углу». «История, на наш взгляд, как и во многих текстах Пряжко, как кажется, ускользает от нас, ее очень сложно обнаружить и понять, что это за история, — говорил на вчерашней пресс-конференции о своем спектакле Волкострелов. — И в процессе, разборе и так далее я не уверен, что мы до конца поняли, о чем же эта история и что же там происходит. Может быть, и никогда не поймем. Может быть, мы будем работать только с отголосками этой истории и толком никогда не узнаем ее». Текст Пряжко «Карина и Дрон», смело экспериментирующего с драматургией, состоит из диалогов подростков, не связанных какой-то общей сюжетной линией. Да так, что к концу прочтения пьесы из бесконечной череды этих повседневных разговоров возникает ощущение, что эти подростки отнюдь не из Минска, а, скорее всего, с Марса. И сразу вспоминается другой спектакль тандема Волкострелов-Пряжко «Мы уже здесь», показанный в ходе дебютных гастролей «театра post» в Казани.

Кроме того, режиссер «Карины и Дрона», как и в недавней беседе с «БИЗНЕС Online», поблагодарил фонд «Живой город» и его директора Инну Яркову за возможность поработать с актерами-подростками и «что-то понять про поколение»: «Я не говорю, что мы даем какие-то ответы про эту самую современную реальность. Нет, мы точно так же задаем вопросы. Причем это не какие-то конкретные вопросы: что это за поколение? Вопросы могут быть разными. Но театр — это место, которое позволяет сформулировать эти вопросы и их нащупать. Театр — это место, где существует потенция возникновения вопросов».

«МЫ СТАРАЛИСЬ ИЗБЕЖАТЬ РОЛИ УЧИТЕЛЯ, ВОЖАТОГО»

Корреспондент «БИЗНЕС Online» задал неизбежный вопрос о том, даст ли повод герой поискового театра Волкострелов тому, чтобы кто-то из зрителей, возмущенный происходящим, покинул премьеру, или все-таки, учитывая в том числе и непрофессиональный актерский состав, сделает реверанс в сторону более традиционных театральных форм. «Условия, которые мы задаем, таковы, что зал покинуть не получится, — пошутил режиссер, но продолжил вполне серьезно. — От себя ведь не уйдешь. Я, может быть, не профессиональный режиссер и не владею этими традиционными театральными приемами. Ну просто как-то не умею. Может быть, и так, — ответил ученик Льва Додина и обладатель премии «Золотая маска». — Я неоднократно говорил, что так или иначе тебя ведет текст. Ты в любой ситуации работаешь с текстом, будь-то Беккет или Пряжко. И текст тебе диктует многие вещи...Все, что мы делаем, та форма, которую мы ищем, решения такие-сякие, они иллюстрируются текстом. А он, как и всегда у Пряжко, непростой. И традиционными театральными средствами к нему не получится подойти».

Поинтересовался «БИЗНЕС Online» и у Старостиной, насколько было тяжело вести диалог с молодыми актерами, приходилось ли брать на себя роль не только постановщиков спектакля, но и учителей, вожатых. «Мы старались избежать роли учителя, вожатого. Нам как раз интересен диалог с ребятами. И мы стараемся на каждой репетиции спросить, что ребята думают по этому поводу, чего они хотят, с чем они не согласны. Мы очень хотим этого диалога, он не всегда получается. Но быть воспитателями мы совсем не хотим», — был ответ актрисы «театра post».

Последний вопрос адресовался актерскому составу: «Многие зрители после работ Дмитрия Волкострелова остаются в некотором недоумении: «А о чем был этот спектакль?» Вы понимаете, о чем будет «Карина и Дрон?» За них ответил сам Волкострелов: «Кажется, сам режиссер не знает». Актеры сказали, что они не всегда понимают своих героев и даже ходили на косплей-фестивали, чтобы лучше вжиться в роли своих сверстников, поклонников аниме. Интересно, сами ребята, большинство из которых учится в театральном училище, понимают, какая нежданная удача свалилась на них в самом начале профессионального пути? Хочется верить, что да.