АУДИТОРИЯ РУНЕТА УЖЕ СРАВНИМА С АУДИТОРИЕЙ ТВ

Несмотря на то, что активная аудитория Рунета год от года растет, российские пользователи по-прежнему очень молоды, и предпочитают общаться в социальных сетях. Однако, как следовало из докладов, прозвучавших на конференции «Рунет:2010 аналитика, факты, события» на RIW 2010, ситуация постепенно начинает меняться: люди все больше интересуются новостями-онлайн, финансовыми сайтами и онлайн-торговлей. Соответственно пользователями все больше стали интересоваться оффлайн-компании.

НОВОСТИ-ОНЛАЙН УЖЕ ИНТЕРЕСНЫ ПОЧТИ ПОЛОВИНЕ «ЮЗЕРОВ»

За шесть лет активная аудитория Рунета выросла в два раза, составив к осени этого года 30 млн. человек. Однако наиболее оптимистичны исследователи по Москве и Питеру, ситуация в целом по стране неоднозначная. Тем не менее, уже любопытна структура интересов пользователей Рунета. Больше всего – 80% аудитории – занимаются в Сети поиском информации, новости-онлайн уже интересны почти половине «юзеров» - 48%.

По данным фонда «Общественное мнение», которые привел на конференции руководитель проекта «Мир Интернета» Павел Лебедев, существует очень активное ядро Рунета – это 10% пользователей, которые фактически в Интернете «живут». «100 процентов этих людей читают новости-онлайн, ищут информацию, а 87 процентов рунет-пользователей заинтересованы в онлайн-торговле – они хотя бы раз покупали товары в Интернете», - заметил эксперт.

Портрет этих людей: молодые мужчины, в возрасте 18-30 лет, в основном живущие в крупных городах и активно пользующиеся различными гаджетами, смартфонами. Среди городов, где живет авангард Рунета, отмечают не только столицы, но и, например, Екатеринбург. Аутсайдеры – Дальний Восток и Сибирь (что объясняется тем, что там высок процент проникновения Интернета, но пользуются им мало – он у них недешевый) и Краснодарский край. В Москве 36% аудитории вовлечены в финансовые практики, Питер отличается большим интересом к социальным сетям. Однако и в северной столице 51% пользователей читают новости-онлайн. По словам Лебедева, фактически сегодня Интернет – основной хороший медийный информационный канал для этих людей, победивший и ТВ, и обычные газеты.

СРЕДИ ТЕЛЕЗРИТЕЛЕЙ БОЛЬШЕ ЖЕНЩИН

Интернет в РФ уже почти сравнялся по влиятельности и аудитории с телеканалами. По словам Инессы Ишунькиной из компании TNS-Россия, размеры аудитории крупнейших интернет-сайтов и телеканалов уже сопоставимы.

«Но Интернет все-таки смещен в сторону более молодых пользователей, и среди его пользователей, в сравнении с потребителями ТВ-продукции, больше мужчин, - отметила эксперт, - Телеканалы направлены скорее на старшее население, и среди телезрителей больше женщин».

ПОПУЛЯРНЕЕ ВСЕГО В РУНЕТЕ АВТОСАЙТЫ, ПОГОДА И СОЦСЕТИ

Другие данные, и гораздо менее оптимистичные, привел Майкл Рид из ресерчинговой компании «comScore». По его словам, только 4% россиян по-настоящему используют Интернет (для сравнения: в США таковых 67%!). С другой стороны, Рид отмечает самый высокий рост аудитории Интернета за год именно в России. Всего в день, по данным этой компании, среднестатистический российский пользователь просматривает аж 175 страниц, проводя в месяц в Интернете по 10 часов.

Хуже обстоит дело с онлайн-торговлей. Если в целом по России (среди активных пользователей) этот показатель кажется довольно высоким – 57%, то в сравнении с Европой (70,1%) он очень мал. Банковскими услугами в Сети пользуются только 10,5% пользователей, в Европе – 36,3%.

64% россиян читают новости-онлайн, тогда как европейцев, получающих основную информацию о последних событиях в Сети, 72%. «Самые популярные категории среди ваших пользователей, - констатирует Майкл Рид, - сайты про авто, погоду и социальные сети».

ЧИСЛО ПОКУПАТЕЛЕЙ В ОНЛАЙН-МАГАЗИНАХ ВЫРАСТЕТ ЗА ПЯТЬ ЛЕТ НА 75%

«Каждый месяц в России 6 - 7 миллионов пользователей покупают в онлайн-магазинах, объем российского рынка электронной торговли вырос на 8 миллиардов рублей – до 240 миллиардов, - рассказал в своем докладе эксперт компании DATA Insight Борис Овчинников. - Фактически каждый седьмой россиянин имеет опыт покупок в сети. Доля онлайн-продаж от розницы составляет уже 1,6 процента».

Это не сравнимо с общеевропейскими показателями, зато мы опережаем по ним страны Прибалтики. «Покупатели товаров на сумму до 100000 рублей в основном живут в Москве (85 процентов столичных «юзеров»), в регионах вообще покупают онлайн только 42 процента пользователей», - отмечает Овчинников.

Объясняется это, впрочем, не столько интернет-проникновением, сколько различием в доходах граждан. Несмотря на все вышеперечисленные показатели, эксперты прогнозируют рост покупателей онлайн-торговли на 75% в течение пяти лет. Иными словами, ежемесячно на 13-15 млн. человек должно увеличиваться число покупателей, что в итоге должно давать по 50 млрд. рублей товарооборота. В соответствии даже с консервативным прогнозом, больше 90% новых покупателей должно прийтись на регионы, рост в городах-миллионниках будет минимальным.

В интервью корреспонденту «БИЗНЕС Online» Овчинников сказал: «Казань, действительно, отстает по онлайн-торговле, как и все города-миллионники, она уступает двум российским столицам. Явный лидер электронной коммерции в регионах – это Екатеринбург. Можно предположить, что казанцам пока хватает оффлайновой торговли».

Объяснить низкие казанские показатели можно и тем, что, во-первых, вероятнее всего, считает Овчинников, в столице Татарстана дефицит магазинов онлайновой торговли. Во-вторых, жители Казани менее требовательны к ценам розницы вообще. Дело в том, что у онлайн-магазинов всегда есть немалое ценовое преимущество.

Сергей Афанасьев
Москва-Казань


RIW–2010: Рунет перестал быть игрушкой. Часть 1-я