24 августа 2015 года на встрече с предпринимателями Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов заявил о решении создать Совет по предпринимательству. Он дал поручение бизнес-омбудсмену Тимуру Нагуманову разработать эффективную структуру и формат работы Совета (http://sovet.tatarstan.ru/).

Создание советов по предпринимательству в современной России имеет свою историю. В свое время был создан Совет по предпринимательству при Президенте Российской Федерации – экспертно-консультативный орган в 1992 года, организованный в целях обеспечения необходимых условий, способствующих вовлечению предпринимательских кругов России в процесс осуществления экономических реформ, а также реализации мер по поддержке предпринимательской деятельности в Российской Федерации. Создан Указом Президента Российской Федерации от 2 марта 1992 г. № 211 (этим же Указом утвержден состав Совета). Упразднен Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 1992 г. № 1150 (ru.wikipedia.org).

Экономический совет при президенте Российской Федерации создан в соответствии с указом главы государства от 16 июля 2012 года.

Итак, 30 декабря 2015 года был подписан Указ о создании Совета по предпринимательству при Президенте РТ.

Совет по предпринимательству предлагает гражданскому обществу и предпринимательским кругам позиционировать себя в качестве площадки для взаимодействия предпринимателей с органами власти. Цель его работы — развитие сферы предпринимательства и улучшение деловой среды.

Совет оказывает работающим членам Совета инфраструктурную, административную, организационную и экспертную поддержку и помогает в коммуникациях с органами власти.

Совет по предпринимательству работает по проектно-ориентированной модели. В нем нет постоянного членства, в работу может включиться любой предприниматель. В рамках Совета создаются проектные группы для решения актуальных вопросов предпринимателей и отраслей бизнеса. Интересна, на наш взгляд, ниже предложенная социальная технология решения вопросов, поставленных в Совете, рассматриваемая авторами и создателями проекта как «Жизненный цикл проектной группы», который определен следующим образом:

Предприниматель-инициатор формулирует тему проекта, конкретную достижимую цель и возможный путь к ней. После этого он представляет описание в Совет

Совместно с администраторами и экспертами Совета определяются ресурсы и сообщество предпринимателей, заинтересованных в проекте

В проектную группу привлекаются участники: предприниматели, чиновники, эксперты

На встречах и совещаниях проектная группа вырабатывает решение и определяет компромиссные пути достижения цели

Группа представляет согласованное решение Президенту Республики Татарстан на заседании Совета

Совет расформировывает группу, а принятое решение направляет на этап внедрения

В статье «Малый бизнес в поиске» (Семеркин Сергей, 11.03.2016, Республика Татарстан, №33 (28027)) отмечается, что в Татарстане системно поддерживается малый бизнес, выстроены разные формы коммуникаций между предпринимателями и властью. Но, пожалуй, так масштабно, как вчера в Казани, проблемы бизнеса еще не обсуждали. В столице прошло первое расширенное заседание Совета по предпринимательству при Президенте Татарстана. На него съехались более 600 предпринимателей из всех муниципалитетов республики, более 140 руководителей органов власти, глав районов и лидеров общественных объединений бизнеса.

Заседание прошло под председательством Президента Рустама Минниханова, также в нем приняли участие федеральный бизнес-омбудсмен Борис Титов, Председатель Государственного Совета Фарид Мухаметшин, бизнес-омбудсмен Татарстана Тимур Нагуманов.

Впервые за все время публичного общения Рустама Минниханова с предпринимательским сообществом мероприятие транслировалось в режиме онлайн на сайте Совета по предпринимательству (sovet.tatarstan.ru).

Лидеры проектных групп – предприниматели и представители органов власти – показали, как они ищут решения актуальных вопросов бизнеса.

Президент РТ отметил, что в совете уже созданы и работают первые десять проектных групп, в которые вошли предприниматели, представители исполнительной и законодательной власти. Такой проектно-ориентированный подход позволит оперативно решать проблемные вопросы.

В ходе первого заседания была представлена технология работы совета. Лидеры проектных групп – предприниматели и представители органов власти – показали, как они ищут решения актуальных вопросов бизнеса. Например, как не допустить спекулятивного роста цен на социально значимые хлебобулочные изделия? Решить вопрос призвано джентльменское соглашение между хлебопеками и розничными сетями.

Еще одна группа работает над «перезагрузкой» озера Лебяжье. Сейчас в этом популярном у казанцев месте отдыха инфраструктура не развивается, так как территория относится к разряду особо охраняемых. Предлагается изменить статус территории, чтобы соблюсти компромисс: население получит качественное обслуживание, бизнес – возможность заработать, при этом экология места отдыха не должна пострадать.

Усилиями властей республики в Татарстане создан настоящий оазис для бизнеса. И есть результат – в регионе одна из самых мощных предпринимательских команд в стране

Рустам Минниханов предложил распространить опыт проектной группы по озеру Лебяжье на территории вдоль рек республики.

«Заверяю, что, если от проектных групп будут поступать инициативы по модернизации законодательства, мы, как законодатели, немедленно готовы подставить плечо. Интересы у нас общие», – заявил на заседании Фарид Мухаметшин.

По мнению Бориса Титова, в регионе одна из самых мощных предпринимательских команд в стране. Опыт работы совета интересен и может быть распространен на другие субъекты России.

Подводя итог разговору, Рустам Минниханов предложил проводить расширенные заседания совета раз в квартал. По его словам, проектные группы уже показали свою эффективность. В целом эта новая форма позволяет поднимать актуальные проблемы предпринимателей и системно их решать.

Примечателен также тот факт, что на состоявшейся в Кремле встрече с членами правительства Президент России Владимир Путин потребовал обеспечить доступ малого и среднего бизнеса к госзакупкам. Владимир Путин, ознакомившись с докладом Министра экономического развития России Алексея Улюкаева, заявил, что необходимо и в дальнейшем обеспечивать доступ малого и среднего бизнеса к государственным закупкам, и поручил продолжать работу в этом направлении.

В этом ракурсе рассматривается и проект «Татарстан-2030», представленный на общественных площадках и государственных слушаниях, принятый Госсоветом РТ и узаконенный Законом от 17 июня 2015 года № 40-ЗРТ «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года». В законе особое внимание уделяется инициативе граждан республики, в том числе и при организации тематических площадок проекта «Татарстан-2030» в регионах Татарстана. Думает ли кто-нибудь об этом в настоящее время? Ведь на далекие перспективы сейчас мало кто «закладывается». Оказалось, думают.

К примеру, в русле проекта «Татарстан-2030» и последних решений руководства Республики Татарстан наши предложения были обсуждены и поддержаны в резолюции на секции «Многосторонний диалог о будущее: вклад социально-ориентированных некоммерческих организаций в реализацию Стратегии-2030» в Академии наук РТ 18 августа 2015 года в рамках III Республиканского форума Социально-ориентированных НКО. В частности, там рассматривались предложения по юго-востоку Республики Татарстан, социально-экономический проект по Азнакаевскому МР, другие предложения и проекты.

Ни для кого не секрет, что источник социально-экономических инициатив находится в недрах гражданского общества, народа, его толще, и через его общественные силы, организации и представителей выносится на обозрение руководства территорий и широких слоев населения через СМИ, интернет, научные источники и конференции, подкреплением которых являются, несомненно, Глава I, 3 ст., Глава II Конституции Российской Федерации и Разд. I, 3 ст., Разд. II Конституции Республики Татарстан. Это и есть основа развития «зеленой экономики», «умных городов и поселений» и устойчивого развития территорий согласно рекомендациям ООН, БРИКС, ЕАЭС, ЕС.

10 марта 2016 года состоялось одно из еженедельных заседаний общественно-гражданского клуба «Угол зрения» при Академии Наук Республики Татарстан.

Повестка дня заседания сформирована в соответствии с обращением мэра г. Казани к общественности принять участие в подготовке «Стратегии развития МО город Казань до 2030 года в контексте территориального планирования, стабилизации экономики и отношений в ЖКХ» по теме: «Состояние и перспективы развития экономики г. Казани».

С докладом по теме выступил вице-президент АН РТ, д.э.н. В.Хоменко, содокладчики: И.Гатаулин «Проблемы малого предпринимательства и пути решения»; Р.Булатов «Проекты управления развитием малого предпринимательства на основе постановлений на уровне субъектов РФ и муниципальных образований». Члены клуба и присутствующие познакомились также с интересным и насыщенным выступлением И.Куликовой «Проблемы арендаторов деловых площадей из среды МП».

На основе предложений, прозвучавших в докладах, формируются 3 проектных группы в Совете по предпринимательству при Президенте РТ.

В статье «Компенсаторы спада в ряде отраслей экономики РТ и резервы роста» (Р.Булатов, 23 февраля 2016, http://kazan.dk.ru/) на основе данных, представленных ГБУ "Центр перспективных экономических исследований АН РТ" показан ряд итоговых экономических показателей развития РТ и пути и метода достижения экономического роста экономики республики.

Индекс промышленного производства в республике за январь-декабрь 2015 года составил 100,4%. Это на 3,8 процентных пункта выше, чем общероссийский показатель.

Основной вклад в рост экономики республики внесли добыча полезных ископаемых, чей индекс за анализируемый период сложился на уровне 102,8%, производство нефтепродуктов (103,7%), химическое производство (101,9%).

Важным фактором, стимулирующим их рост, стала динамика цен на отраслевую продукцию. Так, индекс цен на производство нефтепродуктов составил 99,5% в расчете декабрь 2015 года к декабрю 2014 года. Однако при этом следует учитывать изменение валютного курса рубля. Индекс цен в химическом производстве составил 114%, в том числе для внутреннего рынка - 122,7%. Для добычи полезных ископаемых этот показатель составил 118,6%.

Тревогу вызывает тренд снижения экономических показателей в ряде других отраслей экономики, который и явился сдерживающим фактором в вышеуказанных отраслях:

- производства транспортных средств и оборудования (89,4%);

- резиновых и пластмассовых изделий (96,1%);

- производства и распределения электроэнергии, газа и воды (96,9%). При этом уровень индекса отраслевых цен в них сложился на уровне 116,9%, 118,6% и 106,9% соответственно. В обзоре подчеркивается, очевидность того, что увеличение цен не смогло компенсировать снижения физических объемов производства в этих отраслях.

В аналитическом обзоре также рассмотрено, как складывалась ситуация на уровне производства отдельных видов отраслевых товаров:

«В добыче полезных ископаемых по всем видам полезных ископаемых зафиксирован рост: добыча нефти возросла на 2,9%, попутного газа - на 2,4%, строительных материалов - на 2,6%. Добыча гипсового камня осталась на уровне соответствующего периода прошлого года.

Практически по всей номенклатуре нефтепродуктов в январе-декабре 2016 года также имелся рост. Автомобильного бензина произведено на 15,3% больше, чем в январе-декабре 2015 года, топочного мазута - на 11,5%, прямогонного бензина - на 10%, дизельного топлива - на 8,8%. Только производство газового бензина снизилось за отчетный период на 3%.

Основными компонентами роста химического производства за анализируемый период стали пластмассы в первичных формах (рост на 0,5%), стирол (рост на 6,3%), синтетический каучук (рост на 4,4%), бензол (рост на 4,7%), техническая сера (рост на 26,8%), этилен (рост на 2,6%).

По всем видам производства транспортных средств в январе-декабре 2015 года отмечен спад. Производство грузовых автомобилей сократилось почти на 30%, автобусов - на 21%, легковых автомобилей - на 12%.

Это, в свою очередь, повлияло на производство шин.

Вместе с тем, производство шин для легковых автомобилей в январе-декабре 2015 года составило 106,3%.

Однако рост был существенно сдержан снижением производства шин для грузовых автомобилей на 2,8% и для сельскохозяйственных машин на 8,3%.

Это в целом обусловило спад производства резиновых изделий почти на 4%.

Производство электроэнергии в январе-декабре 2015 года снизилось на 4,7%, а тепловой энергии - на 3%. По первому показателю это может быть обусловлено замедлением промышленного производства, по второму - относительно теплым зимним сезоном.

Объем строительства в республике за анализируемый период достиг 285,2 млрд. руб., или 100,1% к уровню января-декабря 2014 года. В целом по РФ наблюдался спад по данному виду деятельности на 7%.

Объем введенного в республике жилья сохранился на уровне 2014 года и составил 2,4 млн. кв.м.

Производство отдельных видов строительных материалов демонстрирует противоречивые тенденции. Увеличился выпуск ЖБИ на 2%, строительного раствора - на 37%.

Но при этом производство строительного кирпича составило 88,2%, керамического кирпича - 90,5, бетона, готового для заливки, - 82,3%.

Оборот розничной торговли в январе-декабре 2015 года составил 776,2 млрд. руб., что на 12,8% ниже уровня 2014 года.

При этом демонстрирует рост оптовая торговля. Ее оборот за анализируемый период увеличился на 12,6% и достиг 1,3 трлн. руб.

Индекс потребительских цен за 2015 год составил 110,7%. Это на один процентный пункт выше ИПЦ, сложившегося в 2014 году.

Сальдированный финансовый результат за январь-ноябрь 2015 года составил 264 млрд. руб., что на 21% превышает показатель соответствующего периода прошлого года. Причиной этого стало конвертацией валютной выручки ведущих товаропроизводителей республики, осуществляющие крупные поставки продукции на экспорт, а также общее снижение уровня конкуренции на внутреннем рынке в результате экономических санкций. Существенную роль здесь сыграл и ценовой механизм - за счет увеличения цен на отраслевую продукцию удалось нарастить выручку предприятий.

Наибольший рост данного показателя зафиксирован на предприятиях обрабатывающей промышленности (207,1%), гостиницах и ресторанах (211,4%), транспорта и связи (158,2%), строительства (138,7%), операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (137,6%).

Но при этом максимальные суммы убытков получены на обрабатывающих производствах (29,3 млрд.руб.) и в оптовой и розничной торговле (13,6 млрд.руб.)

Денежные доходы населения в январе-ноябре 2015 года составили 30369 руб., или 104,9% к соответствующему периоду прошлого года. Поскольку уровень инфляции опережал рост денежных доходов, реальные денежные доходы упали на 6,8%.

Аналогичным образом ситуация сложилась с заработной платой, реальный размер которой сократился на 6%. При этом номинальный размер ее составил 28606,7 руб., или 106,1%.

За истекший период республике удалось удержать промышленность от серьезного спада производства. Этому во многом способствовала диверсифицированная структура отраслей, в результате чего негативные тенденции компенсировались ростом производства. Положительно сложился сальдированный финансовый результат, причиной чего стала адаптация предприятий к изменившимся условиям на рынке, использование ослабления рубля, что значительно повысило эффективность экспортных операций.

Тревожная ситуация складывается с доходами населения, чей рост не успевает за ростом потребительских цен. В результате население оптимизирует свой спрос, что приводит к сжатию объема розничной торговли.

Можно прогнозировать, что указанные тенденции будут сохраняться в первой половине 2016 года, если со стороны государства не будут предприниматься меры стимулирующего воздействия в денежно-кредитной сфере» (Литература: 1. Социально-экономическое положение Республики Татарстан (комплексный информационно-аналитический доклад). Январь-декабрь 2015. - Татарстанстат, 2015. - 147 с.; 2. О текущей ситуации в экономике РФ по итогам января-декабря 2015 г. - Минэкономразвития РТ, 2015. - 206 с.).

Сам собой напрашивается вопрос о резервах роста? В последнее время много выпускается документов на государственном уровне, СМИ пестрят аналитическими программами и литературой, по теме выступает огромное количество лекторов, предлагающих множество рецептов для предпринимателей.

Мнение же многих экспертов сходится на небольшом спектре целей и задач современной экономической науки и государственной и корпоративной практики:

- управлением развитием малого предпринимательства на государственном уровне (посредством законов, постановлений, указов и программ);

- развитие малого инновационного бизнеса с краткосрочными и среднесрочными возможностями отдачи вложенных средств за счет господдержки через специализированные фонды;

- глубокая переработка с/х продукции на малых и средних производствах;

- развитие сервиса во внутреннем туризме;

- подъем качества обслуживания населения в розничной торговле и сфере услуг;

- повышение качества образования;

- развитие новых сфер приложения усилий быстроразвивающихся и мобильных МП;

- упрощение процедур кредитования и доступа к финансовым ресурсам и инструментам, в том числе и через венчурные фонды и компании;

- разработка системы мер по преодолению институционального кризиса и институциональной «ловушки», в том числе и в сфере господдержки МСП.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции