Два важнейших предприятия Бугульмы по хранению и обработке зерна выставлены на продажу
Два важнейших предприятия Бугульмы по хранению и обработке зерна выставлены на продажу

КАК БЫВШИЙ ЗАМПРЕД «АК БАРСА» РАСПРОДАЕТ «РАЗГУЛЯЙ»

Как стало известно «БИЗНЕС Online», два важнейших предприятия Бугульмы по хранению и обработке зерна выставлены на продажу. Судя по всему, покупателя найти оказалось не так просто. Объявления их крупнейшего совладельца — российского агрохолдинга «Разгуляй» — даже оказались вывешены на сайте объявлений avito.ru. Владелец собрался избавиться от 75% минус одна акция в уставном ЗАО «Бугульминский элеватор». Остальная доля предприятия принадлежит татарстанскому правительству через минземимущество РТ. Ровно такой же долей «Разгуляй» владеет в хлебокомбинате №2, которую продает целиком.

Напомним, «Разгуляй» — один из крупнейших агрохолдингов России, который по состоянию на апрель прошлого года распоряжался 495 тыс. га земли, владел 12 элеваторами, 10 сахарными заводами и прочими активами по всей стране. Холдинг был основан в 1992 году Игорем Потапенко, который был его главным совладельцем до 2010 года. В 2006 году он успешно провел IPO и развернул экспансию по скупке земель и активов в регионах в основном за счет заемных средств. Однако в 2009 году компания напоролась на кризис: держатели облигаций на 15,2 млрд. рублей одновременно предъявили их к погашению. «Разгуляй» был вынужден объявить технический дефолт, но от банкротства его тогда спас ВЭБ, открывший группе кредитную линию. В итоге госкорпорация стала владельцем 20% акций «Разгуляя» и практически единственным кредитором группы. Объем долгов по состоянию на 2015 год составлял целых 34 млрд. рублей.

Интересно, что со стороны ВЭБа «Разгуляй» курировал выходец из Татарстана, директор департамента природных ресурсов Ильгиз Валитов, арестованный в начале марта, в день отставки предправления ВЭБа Владимира Дмитриева, по делу о мошенничестве с имуществом ГК «Евродон». После того как «Разгуляй» начал получать финансовую поддержку ВЭБа, его крупнейшим акционером (по данным на май 2015 года, доля составляла 24,6%) стал, как писали СМИ, не чужой для Валитова бизнесмен — владелец фонда AVG Capital Partners Рустем Миргалимов, бывший зампред правления «АК БАРС» Банка. В 2010 году он был избран председателем совета директоров группы. Потапенко же остался лишь миноритарным акционером, в 2014 году сообщалось о возбуждении в отношении него уголовного дела о присвоении путем мошенничества 20 млрд. рублей.

Покупателя найти оказалось не так просто. Объявления их крупнейшего совладельца — российского агрохолдинга «Разгуляй» даже вывешены на сайте объявлений
Покупателя найти оказалось не так просто. Объявления их крупнейшего совладельца — российского агрохолдинга «Разгуляй» — даже вывешены на сайте объявлений

В конце 2015 года стало известно о реструктуризации бизнеса «Разгуляя». Долю акций ВЭБа вместе с правами требований по долгам выкупила группа «Русагро» Вадима Мошковича, который, как писал «Коммерсантъ», договорился с Миргалимовым о разделе бизнеса. В результате операции «Русагро» планирует забрать себе все сахарные заводы с прилегающими землями, а AVG Capital Partners останутся все прочие активы. Но и их «Разгуляй», судя по всему, намерен распродать.

16 февраля решением общего собрания компания утвердила перечень подлежащих отчуждению дочерних структур, в который вошли 27 групп компаний в 14 регионах, в том числе в Татарстане. Общая минимальная стоимость продажи установлена в размере 6,7 млрд. рублей. Буквально накануне стало известно, что дело пошло: «Разгуляй» объявил о прекращении контроля над 12 организациями, половина из которых перешла к «Русагро». Однако, как видим, далеко не у всех активов на этой большой распродаже есть заранее известные покупатели.

Крупнейшим акционером «Разгуляя» по данным 2015 года является владелец фонда AVG Capital Partners Рустем Миргалимов, бывший зампред правления «АК БАРС» Банка (фото: avgfund.com)
Крупнейшим акционером «Разгуляя» по данным 2015 года является владелец фонда AVG Capital Partners Рустем Миргалимов, бывший зампред правления «АК БАРС» Банка (фото: avgfund.com)

«РАЗГУЛЯЙ» В ТАТАРСТАНЕ: НЕТ, ВЕСЬ Я НЕ УЙДУ

История взаимоотношений «Разгуляя» с Татарстаном долгая и сложная. В начале 2000-х годов Татарстан продал агрохолдингу акции пяти крупных агропромышленных предприятий — 100% акций Бугульминского элеватора и двух бугульминских хлебокомбинатов, а также 60% Нурлатского элеватора и 75% Нурлатского сахарного завода. Но еще до того, как холдинг начало трясти, республика пожалела о принятом решении и постаралась вернуть активы в республиканскую собственность. На тот момент президент Татарстана Минтимер Шаймиев заявлял, что федеральный агрохолдинг разочаровал республику, так как не занимался выращиванием сахарной свеклы и не вкладывался в переоборудование производства. Впоследствии республике, как следует из нынешней структуры собственности, удалось выкупить назад блокпакет в 25% акций в Бугульминском элеваторе и хлебокомбинате. А Нурлатские сахарный завод и элеватор в 2008 году полностью выкупило казанское ЗАО УК «Агроинвест». О последнем, пятом активе — Бугульминском хлебокомбинате №1 — известно, что «Разгуляй» продал его еще в 2007 году: тогда пресс-служба холдинга сообщила, что перспективы его развития «менее всего вписываются в общую стратегию развития группы».

Интересно, что после этих сделок, еще в 2008 году, СМИ, ссылаясь на официальные заявления, рапортовали об уходе «Разгуляя» из Татарстана — по-видимому, «забыв» о двух бугульминских активах. Между тем, как можно убедиться из информации на сайте «Разгуляя», Бугульминский элеватор и хлебокомбинат №2, а точнее, их доли в 75% минус 1 акция, действительно последние активы нежеланного хозяина в Татарстане. И на этот раз, если сделка состоится, уход агрохолдинга из республики станет окончательным.

Бугульминский элеватор уже появился в базе объявлений единой электронной торговой площадки (Росэлторг) со стартовой ценой в 150 млн. рублей. Для обеспечения заявки потенциальный покупатель должен направить в залог 7,5 млн. рублей. Сам аукцион назначен на 21 апреля. Хлебокомбинат на площадку пока не выставлен, однако, как уточнили нам в «Разгуляе», минимальная цена его продажи составит 176 млн. рублей. Таким образом, оба «хлебных» предприятия оценены минимум в 326 миллионов.

Бугульминский элеватор — один из десятка крупнейших зернохранилищ республики — занимает площадь в 24 гектара (фото: avito.ru)
Бугульминский элеватор — один из десятка крупнейших зернохранилищ республики — занимает площадь в 24 гектара (фото: avito.ru)

«ПРЕДПРИЯТИЯ ПРАКТИЧЕСКИ НЕ ОСУЩЕСТВЛЯЮТ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Что же сейчас представляют из себя бугульминские заводы, одни из старейших предприятий района? В объявлениях на avito.ru даются их подробные характеристики. Бугульминский элеватор — один из десятка крупнейших зернохранилищ республики наряду с ОАО «Казаньзернопродукт», Буинским элеватором и Бурундуковским элеватором. Элеватор занимает площадь в 24 га и оказывает полный комплекс услуг по приемке, сушке, подработке, хранению и отгрузке зерновых культур: пшеницы, ржи, овса, бобовых, а также масличных культур — рапса и подсолнечника. Имеет максимальную мощность хранения в 114 700 тонн.

Бугульминский хлебокомбинат №2 плотно интегрирован с вышеупомянутым элеватором. Как упомянуто в отчете Бурундуковского элеватора за 2009 год, он занимает второе место среди предприятий Татарстана по мощности переработки зерна после «Казаньзернопродукта». Бугульминский хлебокомбинат занимает 16,4 га и перерабатывает 500 т зерна в сутки. Готовый продукт предприятия — мука из зерна пшеницы и ржи, а также манной крупы.

Бугульминский хлебокомбинат № 2 по данным 2009 года занимал второе место среди предприятий Татарстана по мощности переработки зерна после «Казаньзернопродукта» (фото: avito.ru)
Бугульминский хлебокомбинат №2, по данным 2009 года, занимал второе место среди предприятий Татарстана по мощности переработки зерна после «Казаньзернопродукта» (фото: avito.ru)

Однако при столь лестной характеристике потенциала фактически оба предприятия не работают. Замруководителя исполкома Бугульминского района по вопросам экономического развития Мурад Булгаков убедительно продемонстрировал «БИЗНЕС Online» печальную ситуацию с помощью цифр. «В настоящее время предприятия практически не осуществляют деятельность. По итогам 2015 года объем продукции ЗАО «БКХП №2» составил 12 миллионов рублей при численности работающих 47 человек; объем услуг ЗАО «Бугульминский элеватор» за 2015 год составил 47 миллионов рублей при численности работающих 61 человек. Для сравнения: в наиболее эффективном для предприятий году за истекшую пятилетку (2012) объем продукции ЗАО «БКХП №2» составлял 649 миллионов рублей при численности работающих 139 человек, объем услуг ЗАО «Бугульминский элеватор» составлял 142 миллиона рублей при численности работающих 88 человек», — сообщил он нашему изданию.

При столь малой загрузке предприятий их финансовые показатели также оставляют желать лучшего. Судя по опубликованным на Росэлторге финансовым отчетам ЗАО, элеватор в последние два года работает с операционной прибылью, но по формальным признакам «улетел» в огромный убыток, сократив свои чистые активы втрое — с 312 до 99 млн. рублей. Как пояснили в «Разгуляе», такой итог работы связан с начислением резервов по задолженности некоего контрагента, находящегося в процедуре банкротства. По данным «Контур-Фокуса», в 2014 году хлебокомбинат получил чистый убыток в 8,9 млн. рублей при выручке в 10,6 миллиона. Более свежих данных по нему нет.

==table1005==

«ЕСТЬ ЖЕЛАНИЕ, ЧТОБЫ РАБОТАЛИ СВОИ»

Кто может стать покупателем, пока неизвестно. «Активы будут выставлены на торги. Победителем торгов будет признан покупатель, предложивший максимальную цену», — констатируют в «Разгуляе». Как выяснил «БИЗНЕС Online», второй совладелец активов — татарстанское правительство — тоже озабочен поиском инвестора. Помощи в поиске покупателя министерство земельных имущественных отношений РТ попросил сам «Разгуляй». «По итогам совещания (с «Разгуляем») направлены соответствующие запросы в адрес Бугульминского муниципального образования по поиску инвесторов на территории расположения указанных обществ и сельскохозяйственные предприятия с долей участия Республики Татарстан», — говорится в ответе минземимущества РТ на наш запрос.

Чуть более подробно положение дел в беседе с «БИЗНЕС Online» осветил замминистра сельского хозяйства и продовольствия РТ Николай Титов. Из его слов стало понятно, что правительство обеспокоено грядущей продажей активов, но претендентов на покупку пока что не объявилось.

Николай Титов оказался не в курсе того, есть ли интерес к доле в бугульминских предприятиях у татарстанского правительства (фото: agro.tatarstan.ru)
Николай Титов оказался не в курсе того, есть ли интерес к доле в бугульминских предприятиях у татарстанского правительства (фото: agro.tatarstan.ru)

— Держите ли вы ситуацию на контроле? Инвесторов подыскиваете?

— И то, и другое, и третье... И желание есть, чтобы работали свои. Там же у нас производство. У министерства однозначное желание — чтобы предприятия работали.

— А кто-то есть из инвесторов на примете?

— Пока не могу сказать. Объект достаточно крупный.

— Кто-то из татарстанских инвесторов, например «Ак Барс Холдинг», рассматривает возможность покупки?

— Не знаю, рассматривает или не рассматривает. Но у холдинга же не безразмерное дно в деньгах.

Есть ли интерес к доле в бугульминских предприятиях у самого татарстанского правительства, выяснить не удалось. В минземе посоветовали обратиться с этим вопросом в минсельхоз, а Титов оказался не в курсе этого вопроса. Запросы «БИЗНЕС Online» в холдинги «Ак Барс» и «Агросила групп» остались без ответа.

Элеватор по отчетам в последние два года работает с операционной прибылью, но по формальным признакам «улетел» в огромный убыток (фото: avito.ru)
Элеватор по отчетам в последние два года работает с операционной прибылью, но по формальным признакам «улетел» в огромный убыток (фото: avito.ru)

«ЕСЛИ НЕ «РАЗГУЛЯЙ», ТО ТОЛЬКО МЕСТНЫЕ»

Самые очевидные претенденты на покупку столь крупных сельскохозяйственных активов — местные агрохолдинги, такие как «Ак Барс», «Агросила групп», констатировал в беседе с «БИЗНЕС Online» руководитель Казанского юридического центра, арбитражный управляющий Джаудат Латыпов. «Всегда на сельхозактивы претендуют либо местные игроки, либо федералы, те же «Русагро» и «Разгуляй». Кстати, в Поволжье пока не представлен «Мираторг», хотя в Ростовской и Брянской областях он работает. И я думаю, что в данном случае (по бугульминским активам) если не «Разгуляй», то только местные, — рассуждает он. — Самый серьезный разговор всегда идет с покупателями, ориентированными на местную власть. Потому что тот, кто в регионе может получить доступ к субсидиям, имеет лучшие стартовые условия для сельхозбизнеса».

Финансовый аналитик ГК «Финам» Тимур Нигматуллин уверен, что, учитывая открытые финансовые и операционные показатели активов, их заявленная стоимость значительно завышена. «По моим оценкам, рыночная стоимость обоих активов без учета возможного долга не превышает 50 миллионов рублей, — говорит он. — Я не исключаю, что в сделке может участвовать кто-то из местных игроков или «Русагро». Кстати, по словам Латыпова, завышение стоимости активов в подобных сделках совершенно нормально: когда появятся покупатели, то найти ценовой компромисс будет вполне возможно.

По итогам 2015 года объем продукции ЗАО „БКХП № 2“ составил 12 млн. руб., при численности работающих 47 человек
По итогам 2015 года объем продукции ЗАО «БКХП №2» составил 12 млн. рублей при численности работающих 47 человек (фото: avito.ru)

Глава казанской консалтинговой компании «Верное решение» Сергей Маслехин уверен, что бугульминские предприятия — прекрасная площадка для разного рода полезных производств, с помощью которых можно легко расширить номенклатуру выпускаемого товара и занять нишу на рынке. Например, производить на этих мощностях комбикорма. «Производство комбикормов — это шикарная возможность для диверсификации этого бизнеса! В республике нет серьезного комбикормового завода, способного обеспечить массовое потребление для крестьян. Если вы обратите внимание, у всех животноводов — мешочки с кормами с иностранными этикетками. Потребность колоссальная — и для КРС, и для свиней, а наивысшая маржа — у кормов, которые делают для домашних птиц — канареек, попугайчиков. И это шикарная ниша для импортозамещения, — поделился он бизнес-идеей. — Скажем, если производство муки сделать побочным, а элеватор переориентировать на производство комбикормов, то есть по уму сделать, то можно уйти от узкой зависимости от мучного рынка. А оборудование, элеваторные мощности — то же самое, просто компоненты другие. Иметь десятки и даже сотни наименований продукции — это, согласитесь, гибко».

Если же покупателя не найдется, одно из крупнейших и старейших предприятий хлебной индустрии Татарстана может попросту сгинуть.