Рустам Минниханов Рафинату Яруллину (слева): «Дальше будем двигаться в геополитическом направлении»
Рустам Минниханов Рафинату Яруллину (слева): «Дальше будем двигаться в геополитическом направлении» (фото: president.tatarstan.ru)

«ГОЛУБАЯ МЕЧТА» «НИЖНЕКАМСКНЕФТЕХИМА»

Богатым на серьезные нефтехимические темы оказалось очередное заседание совета директоров «Татнефтехиминвест-холдинга». На этот раз кураторы отрасли выслушали презентации по самым необходимым и даже наболевшим вопросам: можно ли найти «Нижнекамскнефтехиму» альтернативный источник сырья, как производить бензин «Евро-5» с наименьшими выбросами в атмосферу и когда уже на татарстанских дорогах появятся стойкие покрытия из вяжущего битума? Первым слово взял ведущий научный сотрудник лаборатории гетерогенного катализа Института химической физики РАН Михаил Синев, который популярно разъяснил: этилен, то есть продукт, обычно получаемый из нефтяного попутного газа, можно синтезировать и альтернативным способом — из природного газа, а точнее, из его продукта переработки — метана. Это новейшая и малоизвестная мировая технология, которая между тем в 80-е годы разрабатывалась и в России. «Наша страна — первая в мире по разведанным запасам природного газа. И технология может стать гарантией сырьевой независимости», — объяснил он важность своей информации.

И действительно, для Татарстана значимость нового способа загрузить мощности «Нижнекамскнефтехима», который к тому же запланировал строительство двух масштабных установок мощностью 600 тыс. тонн этилена ежегодно, трудно переоценить. Как известно, правительство Татарстана уже несколько лет пытается пролоббировать строительство продуктопровода «Ямал-Поволжье», по которому бы шли фракции легких углеводородов — сырье для нового «этиленника» и не только. Однако вопрос, несмотря на многократные усилия как татарстанского, так и башкирского правительства, не сдвигается с места, хотя надежды сохраняются (трубопровод включен в число проектов «Иннокама»). А здесь — новый поворот: оказывается, без федеральной сырьевой «трубы» теоретически можно обойтись. Переработка природного газа в нужные хозяйству продукты уже превратилась из мечты в реальность благодаря введенным в строй мощностям «Аммония», уже подписан меморандум по созданию «Аммония-2», недостатка в природном газе, слава богу, нет...

Михаил Синев
Михаил Синев: «Наша страна — первая в мире по разведанным запасам природного газа. И технология может стать гарантией сырьевой независимости» (фото: president.tatarstan.ru)

В общем, идея заманчивая, однако, к сожалению, непростая. Дело в том, что современные мировые технологии еще не шагнули до тиражирования такого опыта на практике. Как рассказал нефтехимикам Синев, в России разработки превращения «голубого топлива» в этилен были приостановлены в конце 90-х годов и возобновились только спустя десятилетие. Кроме того, добавил печали ученый, в научном сообществе «была подорвана система взаимного обмена опытом и информацией». Тем не менее кое-что есть: например, в московском ЗАО «Шаг» создали установку для прямого синтеза этилена из метана с переработкой примерно 30 кубометров в час. Подобные разработки, основанные примерно на тех же химических процессах, идут и за рубежом, и самым прогрессивным ученый считает проект немецкой UniCat, которая уже дошла до стадии демонстрационной разработки синтетического процесса.

Можно купить зарубежную технологию, но, как заявил Синев, в поддержке нуждается прежде всего отечественный разработчик: при необходимом финансировании «Шаг» готов построить пилотную установку по производству нескольких тыс. тонн продуктов в год. Здесь важно «наличие политической воли», напрямую заявил ученый.

«Тема очень актуальная, интересная. Вступать в полемику нам здесь не нужно, — воодушевленно отреагировал Рустам Минниханов, тут же сделав привычное поручение детально обсудить проект главе «Татнефтехиминвест-холдинга» Рафинату Яруллину. — Нас все это интересует. А дальше будем двигаться в геополитическом направлении. Найдем общие точки соприкосновения».

Антон Максимов
Антон Максимов буквально на пальцах объяснил, как можно легче и экологичнее производить бензин класса «Евро-5» (фото: president.tatarstan.ru)

ЭКОЛОГИЧНОЕ ТОПЛИВО «ЕВРО-5» И ЧИСТАЯ НЕФТЬ

Татарстанских нефтехимиков продолжили радовать другими научными новинками, способными серьезно улучшить качество самых актуальных продуктов. Так, замдиректора Института нефтехимического синтеза им. Топчиева РАН Антон Максимов буквально на пальцах объяснил, как можно легче и экологичнее производить бензин класса «Евро-5». Это технология производства высокооктанового бензина — и тут рассыпавшийся в научных терминах докладчик получил от президента подсказку: мол, попроще, тут есть дилетанты. Если действительно попроще, то технология помогает сократить до минимума выбросы в окружающую среду при производстве бензина, а также «идеальна для подбора октановых чисел», то есть дает возможность заложить выпуск топлива самых высоких стандартов. Необходимые для этого компоненты — алкилаты — изначально были изобретены для авиационного топлива, но теперь применяются и для автомобильного, рассказал Максимов. К 2030 году в Америке таким способом будет производиться до 24,5% от всего объема бензина, а в России — 3 - 15%.


«ТАНЕКО? Вы выбрали технологию? — многозначительно посмотрел на главу «Татнефти» Наиля Маганова президент. — Переговорите».

Еще одной полезной весточкой для «Татнефти» стало выступление руководства ООО «Бета-технологии» — резидента московского «Сколкова», которое презентовало проект инновационной установки по переработке тяжелой нефти до глубины 99%. Суть его в том, что процесс энергоэффективный: требуется всего 21 мегаджоуль на баррель нефти вместо обычных 96. При этом из сырой нефти удаляются сера и кокс. Компания уже проинвестировала первый этап проекта, теперь ей нужно найти 80 млн. рублей на второй и 1,5 млрд. рублей — на третий, рассказал гендиректор «Бета-технологии» Леонид Цой.

Леонид и Анатолий Цой (фото: )
Леониду и Анатолию Цоям нужно найти 80 млн. рублей на второй и 1,5 млрд. рублей — на третий этап реализации проекта
(фото: beta-technologies.ru)

«Почему мы приехали из Москвы? Нам удобно работать с Татарстаном — мы уже работали с КНИАТом. Кроме того, Татарстан — на четвертом месте по инвестированию в инновационные проекты», — добавил лестных ремарок правительству республики Цой, пригласив вместе «метить в тройку лидеров». «У нас есть вопрос по битумной нефти. Все заводы [нефтеперерабатывающие] построены, а если для битумной нефти — то да, — согласился Минниханов. — Наиль Ульфатович, дайте задание своим технологам. Наверно, это сложно технически, но сама идея очень интересная».

Под конец выступления замгендиректора сколковской компании Игорь Трушников добавил вопросу политической остроты, заметив, что Россию могут опередить американцы, которые уже наняли российских специалистов и в Техасе вовсю финансируют аналогичные разработки. «Было бы хорошо, если их, как Иван Сусанин, по какому-то сложному пути запустить. А нас — более коротким, — прокомментировал под смех коллег Минниханов. — Это шутка, конечно».

Кураторы отрасли выслушали презентации по самым необходимым и даже наболевшим вопросам (фото: president.tatarstan.ru)

«ТРИ ГОДА — УЖЕ ДОРОГА СТЕРЛАСЬ. ВСЕ — КОЛЕЯ!»

Впрочем, ближе к концу заседания шутки кончились: президента серьезно расстроило обсуждение качества татарстанских дорог. А началось оно с доклада гендиректора ОАО «Алексеевскдорстрой» Фоата Валиева, который сразу настроил слушателей на нужный лад красочным слайдом разбитыми в пух и прах автотрассами. Сама компания уже два года производит — пока в небольших объемах — полимерно-битумное вяжущее, которое, кстати, уже успели положить на ряд казанских дорог и на трассы Базарные Матаки — Болгар и Казань — Оренбург. Такой асфальт хоть и подороже на 10%, зато служит дольше: вместо стандартной гарантии на 6 лет компания дает 9. А если класть на крупные дороги, можно и вовсе сэкономить до 24% от привычной стоимости.

Правда, новинка еще не набрала популярности среди дорожных заказчиков, и производственная установка компании загружена всего на 12%. А вообще, «Алексеевскдорстрой» может выпускать до 2 тыс. тонн битумного вяжущего ежегодно, рассказал Валиев.

 Фоат Валиев (справа; фото Сергея Елагина)
«Вина наша тоже есть», — согласился с президентской критикой Фоат Валиев (справа; фото Сергея Елагина)

«Так, какие улицы Казани?» — поспешил уточнить Минниханов. Выяснилось, что современного дорожного покрытия удостоились улицы Камалеева, Гвардейская, Сары Садыковой, Назарбаева. И как же качество, поинтересовался президент. «Сильных разрушений нет, но есть небольшое стирание — до одного миллиметра», — поспешил доложить представитель минтранса РТ. Однако, по его словам, в этом вполне может быть виновата загруженность дорог, пропускающих до 1000 машин в час, и зимние шины.

«Я же четко сказал: нельзя так работать. Надо менять стандарты, — высказал недовольство президент. — Мы вот в Казани сделали, три года — уже дорога стерлась. Все — колея! Верхний слой уже в некоторых местах на нижний слой вышел. Говоришь, говоришь вам... Гарантию используйте, — обратился он к минтрансу. — Мы не можем каждые три года асфальт менять — на это денег у нас нет».

«Вина наша тоже есть», — согласился с президентской критикой Валиев, но все же мягко уточнил, что часть ответственности лежит и на большом недоремонте дорог, который финансирует государство. «Конечно, есть. И ваши заказчики плохо работают, не контролируют», — вновь посетовал президент.

После печального аккорда заседание завершилось плановыми оргпроцедурами. Следующее заседание назначили на 26 апреля.