В КАЧЕСТВЕ УДАЧНОЙ БИЗНЕС-МОДЕЛИ НА РОССИЙСКО-ТУРЕЦКОМ ФОРУМЕ В КАЗАНИ ПРИВЕЛИ… ФУТБОЛЬНЫЙ КЛУБ «РУБИН»

Сегодня в Казани открылся российско-турецкий деловой форум «Стратегия инновационного развития автокомпонентного промышленного кластера в Российской Федерации». Участники мероприятия были полны оптимизма, однако, при этом мало говорили о конкретных проектах. На открытии форума побывал корреспондент БИЗНЕС Online.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОЗЫРЬ В ГОНКЕ С FIAT И DAIMLER

Цель мероприятия - обсуждение возможных направлений сотрудничества с турецкими компаниями в области производства автокомпонентов, привлечение потенциальных турецких инвесторов к размещению на территории России производств автокомплектующих для предприятий российской автомобильной промышленности.

Напомним, что впервые публично разговор о приходе турецких компаний, занятых этим бизнесом, зашла во время визита большой делегации бизнесменов из этой страны в феврале 2009 года. Предприниматели приезжали тогда в столицу РТ вместе с президентом Турции Абдуллахом Гюлем. 

В приветственном слове Чрезвычайный и Полномочный посол Турецкой Республики в РФ Айдын Сезгин отметил, что это его первый официальный визит в российский регион за девять месяцев пребывания в должности посла, это говорит о значении, которое придает Турция сотрудничеству с Татарстаном. «Сегодня серьезные вложения в Татарстан делают Fiat и Daimler, поэтому и для нас важно торопиться с вложениями в республику – своего рода соревнование. И поскольку Турция и Татарстан близки культурно, этнически, мы постараемся быть впереди».

«РУБИН» - ПРИМЕР ДЛЯ АВТОПРОМА

Чрезвычайно эмоциональным было выступление государственного министра внешней торговли Турции Ахмета Йакыджы, который попытался доступно объяснить, что открытие границ для иностранного бизнеса, как это сделано в Турции, несомненное благо для страны – чем выше конкуренция, тем выше качество товаров: «Убрав налог на автомобили и автокомпоненты из Европы, мы очень боялись, что это погубит наш автопром. Но в 2010 году у нас увеличился не только экспорт, но и импорт автомобилей!» По информации председателя отдела российского направления совета экспортеров Турции Шукрю Тетика, турецкие автокомпоненты экспортируются в 27 европейских стран.

Турция серьезно вкладывает в Татарстан, но этого недостаточно: «Я буду оказывать личную поддержку тем, кто будет делать капиталовложения в Татарстан», - пообещал Йакыджы.

Пример удачной бизнес-модели, правда, из другой области, привел руководитель направления по обслуживанию предприятий промышленного производства компании «Эрнст энд Янг» Алексей Иванов: «Футбольная команда «Рубин», в которой играют и российские, и турецкие игроки плюс мощная поддержка местных органов – хороший пример».

«СДАЙ СТАРЫЙ АВТОМОБИЛЬ,
ПОЛУЧИ НОВЫЙ И НАЙДИ ДЕСЯТЬ ОТЛИЧИЙ»

С тем, что турецким бизнесменам надо поторопиться с вложениями в Россию полностью согласился заместитель министра промышленности и торговли РФ Андрей Дементьев, и объяснил, почему.

По его словам, поддержка правительства РФ делает свое дело. Продажа автомобилей выросла на 55% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По итогам восьми месяцев рынок новых автомобилей вырос на 18%. Рост наблюдается во всех сегментах. При этом девять из десяти легковых автомобилей-лидеров продаж выпущены на территории РФ. Свою роль сыграл механизм промсборки: доля импорта падает. Но обольщаться не стоит: спрос на импортные машины растет вместе с очередями в автосалонах.

Попутно замминистра ответил «циникам», распространяющим анекдот о программе утилизации («Сдай старый автомобиль, получи новый и найди десять отличий»). То, что львиную долю продаж занимают автомобили вазовского классического семейства, говорит лишь о том, что есть достаточно большой слой населения, для которого такая покупка – единственная возможность решить проблему мобильности.

Задачи перед отраслью стоят такие: 80% продающихся в РФ автомобилей должны составлять машины российского производства; локализация не менее 50%; удвоение доли автопрома в ВВП.

ПЕРВЫЙ ШАГ – ТУРЕЦКИЕ ЭКСКАВАТОРЫ

Предполагается, что завтра состоится подписание соглашения между ОАО «ЕлАЗ» и компанией Cukurova Makina Imalat ve Tic.A.S. На первом этапе сотрудничества Cukurova поставит ЕлАЗу четыре полностью собранных экскаватора-погрузчика для проведения испытаний, изучения характеристик, презентации потенциальным потребителям, обучения персонала. Второй этап предполагает производство экскаваторов-погрузчиков на ЕлАЗе из компонентов, поставляемых Cukurova, а также производимых на ЕлАЗе при турецком техническом содействии.

Напомним, что у Татарстана и Турции уже есть серьезный опыт сотрудничества в сфере промышленности. Так, резидентами ОЭЗ «Алабуга» стали два турецких предприятия. ЗАО «Тракья Гласс Рус» - по производству листового стекла, стекол с покрытием, зеркал. Полная стоимость реализации проекта - $252,6 млн, 377 рабочих мест, объемы производства – 250 тыс. тонн продукции в год. ООО «Кастамону Интегрейтед Вуд Индастри» - переработка низкокачественной древесины в древесно-плитную продукцию (ДСП, МДФ). Стоимость реализации проекта - 3,407 млрд. рублей. Запуск производства намечен на 2012 год. Проектом планируется создание 235 рабочих мест.

Форум завершит работу 22 октября.

 

Тимур Латыпов
Фото Ильи Лавриненко

Фоторепортаж: "В Казани проходит российско-турецкий форум по автокомпонентам"