Соучредителя компании «МЭЛТ» Альмира Ханеева не пускают в офис и не предоставляют информацию о сделках и платежах
Соучредителя компании «МЭЛТ» Альмира Ханеева не пускают в офис и не предоставляют информации о сделках и платежах

«Я БЕСПОКОЮСЬ, ЧТО ДЕНЬГИ КОМПАНИИ МОГУТ БЫТЬ ПОПРОСТУ РАСТРАЧЕНЫ»

«Маски-шоу» устроили в компании «МЭЛТ» на прошлой неделе. В офис фирмы на улице Бутлерова, 23 около 10 утра ворвались сотрудники ОМОНа в масках с автоматами наперевес. За ними последовали несколько человек в штатском, рассказал «БИЗНЕС Online» один из сотрудников компании. Визитеры показали удостоверения сотрудников некой спецслужбы и зачитали постановление об обыске в связи с неким делом об уклонении от уплаты налогов в особо крупном размере. Вслед за этим визитеры попросили выйти из кабинетов всех сотрудников, включая гендиректора Евгения Самарского, и начали досмотр помещения. По словам собеседника издания, досмотр длился до 16:00, сотрудники изъяли ряд документов из бухгалтерии и уехали.

О проходящих обысках в офисе МЭЛТа соучредитель компании Альмир Ханеев, по его словам, узнал от корреспондента «БИЗНЕС Online», но рассказал о серьезном обострении внутрикорпоративного конфликта.

«Утром 14 марта я был в офисе, забрал кое-какие документы и уехал на суд по бракоразводному процессу, — рассказал Ханеев. — А уже 15 марта меня не пустили в офис по указу президента компании и собственника здания Руслана Баязитова. Это все похоже на рейдерский захват компании».

По словам Ханеева, вялотекущий конфликт двух учредителей МЭЛТа, владеющих входящими в группу компаниями в равных долях, продолжается около года. «Все началось с того, что гендиректор перестал мне подчиняться, не выполнял моих указаний, не предоставлял по моему запросу информации о движении средств по счетам, не разъяснял, куда уходят платежи, не посвящал меня в структуру сделок, — разъяснил Ханеев. — В феврале мне закрыли доступ к системе 1С. Сейчас я как соучредитель ничего не могу сделать».

Собеседник издания озвучил еще один штрих к конфликтной истории внутри компании. «Директор за моей спиной заключил соглашение с моей бывшей супругой Элиной и выплатил ей из чистой прибыли МЭЛТа в ноябре 2015 года 150 тысяч рублей, — возмутился Ханеев. — Поэтому мы обратились с иском в Арбитражный суд с требованием взыскать с него эти 150 тысяч».

После эпизода с деньгами Ханеев потребовал, чтобы Самарский провел созыв учредителей — для отстранения последнего от должности. Но за топ-менеджера вступился второй учредитель. «Я с 90-го года создавал компанию, вкладывал в нее силы и деньги, это мой образ жизни. Кто знает, может, Самарский такое натворил, что привело к визиту ОМОНа... — размышляет собеседник «БИЗНЕС Online». — Я беспокоюсь, что деньги компании могут быть нецелевым образом использованы, попросту растрачены. Я подозреваю Самарского в сомнительных сделках и уклонении от уплаты налогов».

Ханеев утверждает, что у Самарского как у гендиректора есть разрешение на проведение сделок от лица компании на сумму до 150 млн. рублей. При этом суммарный оборот всех компаний, входящих в холдинг «МЭЛТ», составляет около 100 млн. рублей в месяц.

На прошлой неделе в головном офисе компании на улице Бутлерова был проведен обыск с выемкой документов
На прошлой неделе в головном офисе компании на улице Бутлерова был проведен обыск с выемкой документов

«ЕСЛИ БЫ МЫ МОГЛИ РАЗДЕЛИТЬСЯ, ДАВНО БЫ РАЗДЕЛИЛИСЬ»

Генеральный директор МЭЛТа в разговоре с «БИЗНЕС Online» отказался комментировать взаимоотношения собственников компании, но визит сотрудников спецслужб и изъятие документов подтвердил. «Все было корректно, они пришли, получили документы и ушли. Никого не клали лицом в пол, как в «Бандитском Петербурге», все было вежливо и корректно. Взяли ровно те документы, которые были подготовлены для налоговой инспекции», — отметил Самарский.

Второй совладелец МЭЛТа Руслан Баязитов предостерег «БИЗНЕС Online» от публикации на тему изъятия документов в офисе компании. «Правоохранительные органы не могут действовать просто так, в интересах кого-то, у них должны быть основания. Такие действия (появление в офисе компании ОМОНа и изъятие документов прим. ред.) просто так не делаются. Ведется следствие, связанное с каким-то делом».

Комментировать взаимоотношения с партнером по бизнесу Баязитов также отказался. «Ни о каких конфликтах сейчас речи не идет, — сказал предприниматель. — Возможно, были обычные процессуальные действия, когда расследуют преступление, но связано оно не с нами, а с другой компанией. Как бы то ни было, вам вмешиваться в этот процесс неправильно».

Баязитов не считает выемку документов экстраординарным событием. «Такие ситуации в каждой компании раз в месяц случаются и проходят, в бизнесе не бывает все гладко, — пояснил предприниматель. — Люди совершают ошибки, потом жалеют об этом. Конфликта как такового нет».

Вместе с тем собеседник «БИЗНЕС Online» не скрывает своего желания прекратить партнерские отношения с Ханеевым. «Что поделать, он [бизнес] не делится, — сожалеет Баязитов. — Если бы мы могли разделиться, давно бы разделились».

Отметим, в декабре 2015 года в МЭЛТе проходила плановая налоговая проверка, однако никто из опрошенных «БИЗНЕС Online» собеседников не связывает ее с визитом ОМОНа в офис.

Более трех лет длится история с дележом имущества между Альмиром и Элиной Ханеевыми (на фото)
Более трех лет длится история с дележом имущества между Альмиром и Элиной Ханеевыми (на фото)

РАЗВОД С ПРИЦЕЛОМ НА ДОЛЮ В БИЗНЕСЕ

На этом фоне история с дележом имущества между Ханеевым и его бывшей супругой Элиной Ханеевой обретает второе дыхание. 14 марта в Камско-Устьинском районном суде стартовал новый судебный процесс по иску Элины — на этот раз к ее первому мужу Юрию Павлову. О запутанной истории, связанной с дележом имущества между супругами Ханеевыми, «БИЗНЕС Online» подробно писал. Вкратце напомним, что в сентябре 2012 года по инициативе Ханеевой прекратили свой брак в здании мирового суда. В июне того же года женщина подала иск о разделе имущества, рассмотрение которого затянулось на год. В результате в июле 2013 года суд признал часть доли Ханеева (45,8%) в уставном капитале МЭЛТа общей собственностью супругов — Элина получила право на 22,9%. Помимо этого, суд определил доли супругов в объектах недвижимости и в уставных капиталах нескольких компаний. Однако исход дела экс-супругу предпринимателя не устроил: обжаловав решение районного суда, она добилась получения денежной компенсации за часть коммерческих площадей, которые муж продал, уйдя из семьи. Ханеев компенсацию выплатил.

На этом амбициозная женщина не остановилась. В апреле 2014 года Элина попросила у владельцев МЭЛТа согласие на переход доли фирмы к ней, но ответа не последовало. Тогда она подала иск к обществу и бывшему супругу об определении рыночной стоимости присужденной ей доли и взыскании денежной компенсации. В ответ компания «МЭЛТ» заявила о пересмотре «по новым обстоятельствам» дела о разделе имущества, и райсуд, который уже был готов объединить два иска Элины, приостановил производство.

Неизвестно, как долго тянулось бы это разбирательство, если бы Ханеев не перешел в атаку. В рукаве у защиты соучредителя МЭЛТа оказался козырь, который перевернул дело с ног на голову. Адвокат и новая супруга Ханеева Анна представила документы, свидетельствующие о том, что Элина еще в 1992 году вышла замуж за некоего Павлова и, находясь с ним в браке, повторно вышла замуж за перспективного предпринимателя по подложному паспорту. Опираясь на эти документы, Ханеевы подали иск о признании брака Альмира с Элиной недействительным. Юридический казус был в том, что брак между Ханеевыми был официально расторгнут в сентябре 2012 года, поэтому, чтобы признать его недействительным, адвокату соучредителя МЭЛТа пришлось сначала добиться отмены решения о разводе. В ответ Элина заявила, что Павлова не знает, а документы Анна в суде представила поддельные. Однако судья на основании почерковедческой экспертизы встал на сторону Ханеевых и заявление Элины оставил без рассмотрения.

Однако мысль получить свою долю в компании «МЭЛТ», похоже, не дает покоя экс-супруге предпринимателя. Она подала иск с требованием признать свой первый брак фиктивным и недействительным по месту его заключения — в Камско-Устьинский суд. Любопытно, что в этом процессе Анна Ханеева выступает адвокатом Павлова. «Если мы добьемся своего и суд откажет Элине в иске, мы подадим иск в суд с требованием признать ее брак с Альмиром недействительным, — пояснила Анна. — Как вы понимаете, для того, чтобы признать один брак недействительным, другой надо признать действительным. После заседания 14 марта процесс по нашему делу отложен на 1 апреля».

«МЭЛТ» — один из самых известных и старейших брендов на рынке компьютерной техники Казани
МЭЛТ — один из самых известных и старейших брендов на рынке компьютерной техники Казани

«С ПРИХОДОМ ТАКИХ ИГРОКОВ, КАК «СИТИЛИНК», «ЮЛМАРТ» И DNS, ДОЛЯ МЭЛТА УПАЛА В 3 РАЗА»

МЭЛТ — один из самых известных и старейших брендов на рынке компьютерной техники Казани. Гендиректор компании Михаил Елистратов (скоропостижно скончался в 2012 году) в 2008-м оценивал ее долю на татарстанском IT-рынке в 20 - 25%. Бизнес тогда наполовину строился на розничных продажах, треть составляла реализация техники. Однако впоследствии крупные федеральные игроки давно потеснили МЭЛТ с рынка компьютеров, тем не менее владельцы вовремя переориентировались на другие направления: спутниковое TV, недвижимость, интернет-коммуникации, IP-телефонию и web-дизайн.

По просьбе «БИЗНЕС Online» мнением о месте МЭЛТа на казанском рынке поделились эксперты.

Алексей Ваничков — операционный директор DOMO:

— МЭЛТ из розничного рынка сейчас практически полностью ушел. Они сейчас больше по тендерам работают. Ни для компании DOMO, ни для каких-то других розничных сетей они сейчас не конкуренты. Также не осталось их доли на рынке мобайла или телекома, все поделили между собой крупные операторы связи. Я думаю, МЭЛТ остался значимым игроком лишь на услугах корпоративным клиентам. Другими словами, они стали инсталляторами. Что касается скандала внутри компании, то это скорее похоже на семейные дрязги, в которые мне вдаваться не хочется.

Владимир Браиловский — генеральный директор ООО «Арсенал» (бренды «Ноутбукофф», «Техсовет»):

— Компания «МЭЛТ» была действительно очень весомым игроком, но с приходом «Ситилинка», «Юлмарта» и DNS серьезно сдала свои позиции. Их доля упала более чем в два-три раза. Сейчас на рынке продаж компьютерного оборудования их влияние минимально. Насколько я знаю, МЭЛТ сейчас больше работает на рынке услуг и поставки серверного оборудования.

Эдуард Коваленко — директор представительства компании Softline в Казани:

— Собственники МЭЛТа приходят к разделу бизнеса на розничный и корпоративный. Но это они делают слишком поздно, на мой взгляд. Розничный бизнес сейчас неактуален, нужно уходить именно в корпоративный сегмент. Там можно работать более эффективно и, возможно, денежно. Если смотреть в долгосрочную перспективу, то розница рано или поздно полностью перейдет в сферу деятельности интернет-магазинов, а все остальное будет корпоративными продажами. Наверное, МЭЛТ именно по этому пути сейчас и идет.