Заместитель президента — председателя правления банка ВТБ Михаил Осеевский

«ЭПОХА ДОРОГОЙ НЕФТИ ПРОШЛА»

Михаил Эдуардович, недавно на итоговой пресс-конференции руководитель дирекции ВТБ по РТ Марьям Давлетшина озвучила впечатляющие цифры (рост кредитного портфеля на 63 процента), скажите, такая положительная динамика у ВТБ по всей стране?

– Любой крупный российский банк живет так же, как и страна. Отдельные компании живут лучше, другие – хуже. То же самое и с регионами. Кто-то впереди планеты, кто-то начинает отставать. Но в целом ситуация в нашем банке – отражение российской экономики. Если мы посмотрим на многие формальные параметры, то наши активы выросли. Кредитный портфель рос более высокими темпами, чем в среднем по стране. Очень заметно приросли средства наших клиентов, как физических, так и юридических лиц — порядка 15 процентов. В то же время мы столкнулись и с проблемами.

В первую очередь это касается тех отраслей, которые связаны с потреблением. Упал оборот в розничной торговле, сократился объем продаж в сервисах и услугах. Люди стали меньше тратить деньги на рестораны, кафе. Серьезные проблемы у владельцев недвижимости, потому что ставки аренды серьезно упали. Конечно, в столь непростых условиях мы старались поддержать наших клиентов. Подстраиваемся, договариваемся. В общем, идем навстречу.

Есть ли предпосылки к улучшению ситуации?

– Мы считаем, что и домохозяйства, и предприятия адаптировались к таким суровым реалиям. Хотя, конечно, мы не испытываем оптимизма, что в 2016 году оборот торговли начнет расти. Видимо, текущий год станет неким стабилизационным периодом, а в 2017 году мы увидим рост российской экономики. Как бы мы ни хотели от этого уйти, но нефть по-прежнему основной драйвер нашей экономики, и мы предполагаем, что в 2016 - 2017 году ее стоимость составит 55 - 60 долларов за баррель.

Какие факторы повлияют на рост стоимость нефти?

– Есть как минимум три фактора, которые повлияют на удорожание нефти. Во-первых, это баланс спроса и предложения на рынке нефти. Во-вторых, это ситуация в Китае. Все, кто занимается бизнесом, очень внимательно следят за тем, что там происходит. Китайское правительство проводит довольно разумную кредитно-денежную политику, ослабляя юань. Они отказываются от неэффективных предприятий, созданных 20 - 25 лет назад. В первую очередь речь идет об энергетике. История о смоге в Пекине известна всем. Скорость, с которой будут проходить реформы в Китае, будет оказывать влияние на весь мир в силу того, что это огромная экономика – каждый год Китай прирастает на половину ВВП России. Третий фактор – это политика федеральной резервной системы. Американская экономика на подъеме. В США очень низкая безработица. Это тот фон, который будет определять ситуацию на рынке нефти. Конечно, эпоха дорогой нефти, по-видимому, прошла. Человечество становится более продвинутым, совершенным и все больше использует возобновляемые источники энергии, тратит огромные деньги на исследования.

РАЗВИТИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ СЕРВИСОВ – УСПЕХ ДЛЯ БАНКА

Если нефть подорожает, насколько укрепится рубль?

– На фоне повышения цен на нефть мы предполагаем, что произойдет укрепление рубля до уровня 70 рублей за доллар в 2016 году и 65 рублей – в 2017. Также снизится инфляция, которая позволит ЦБ смягчить свою кредитно-денежную политику и опустить ключевую ставку до 10 - 9,5 процентов. Это создаст определенный комфорт для получателей кредитов, как частных лиц, так и корпоративных клиентов. Мы предполагаем, что в этом году политика банковской системы по кредитованию физических лиц по-прежнему будет достаточно консервативной. Тем не менее мы видим продолжающийся спрос на ипотечные кредиты, это важнейший драйвер развития строительной отрасли.

– Ипотека имеет различные государственные программы, а кто поможет бизнесу?

– Государство поддерживает бизнес соответствующими инвестиционными решениями. Недавно мы подписали соглашение с федеральной корпорацией малого и среднего предпринимательства (МСП) по программе льготного финансирования. В этой модели ЦБ предоставляет банкам-участникам средства под 6,5 процентов годовых на три года. Наша маржа ограничена на уровне 3 процентов для среднего бизнеса и на уровне 4 процентов для малого. Несмотря на то, что программа работает с декабря 2015 года, только в Татарстане уже собраны заявки на общую сумму 4 миллиарда рублей.

– Какие компании подходят под критерий «средний» бизнес и насколько велик объем кредитного портфеля ВТБ в этом сегменте?

– К сегменту среднего бизнеса мы относим компании с выручкой от 300 миллионов до 10 миллиардов рублей. За 2015 год мы выдали представителям среднего бизнеса более 700 миллиардов рублей. При этом уровень просрочки менее 4 процентов! А в РТ и того меньше – всего 20 миллионов из 42 миллиардов. Возможно, такие показатели связаны с тем, что в РТ все развивается гармонично, и республика имеет целый ряд инструментов для планомерного развития бизнеса абсолютно в разных сферах.

Какие вы предпринимаете шаги для улучшения взаимодействия с предпринимателями?

– Принципиально важным для успеха в работе с юридическими лицами мы считаем обеспечение технологичного присоединения бухгалтерии через дистанционные сервисы. Наши продукты интегрированы с бухгалтерией 1С, что избавляет наших клиентов от необходимости проводить платежи вручную. Второй вид сервиса – удаленный доступ к счетам своих компаний (в том числе через мобильные устройства). Но отмечу, что мы очень настороженно относимся к проведению платежей юридических лиц с мобильных устройств, потому что считаем обеспечение безопасности счета ключевой задачей любой IT-технологии.

Сегодня, когда киберпреступность не дремлет, надо быть всегда начеку и не стремиться выдать на рынок как можно больше приложений, а сосредоточиться на их безопасности. Банковскую систему «долбят» каждый день. Например, пока мы с вами тут сидим, хакеры атакуют нашу систему. И так каждый день, причем со всеми российскими банками.