Дата открытия Казанского культурно-выставочного центра Русского музея пришлась на знаменательный день – 19 марта 1898 года состоялось официальное открытие музея, миссия которого хранить, изучать и популяризировать русское изобразительное искусство.

Культурно-выставочный центр Русского музея создан для программной работы: экспозиционной, научно-образовательной деятельности online, подключиться к которой могут музейные и учебные заведения республики

Первый выставочный центр Русского музея открыт в Малаге (Испания), о чем директор музея Владимир Гусев рассказал на встрече с музейными специалистами. Интерес к русскому искусству растет, это подтверждает высокая посещаемость центра и туристами, и местными жителями. Мэрия Малаги финансирует различные образовательные программы для испанских школьников, реализуемые на базе выставочного центра. Открытие культурно-выставочных центров Русского музея – это начало работы по популяризации коллекций Русского музея, объем которых уже превысил полмиллиона единиц хранения, и русского искусства в целом. К центру, открытому в ГМИИ, могут подключаться вузы и школы республики, руководство Русского музея будет это только приветствовать.

- Владимир Александрович, в России открывается множество музеев – государственных и частных, крупнейшие национальные музеи создают свои филиалы и центры в провинции. В чем Вы видите причины такого музейного бума?

- В чем причины, я ответить не смогу, но бум, действительно, есть, и он не первый. Первый можно было наблюдать в девяностые годы, когда я стал директором Русского музея. Для экономики это было тяжелое время, но, как ни странно, одновременно отмечалась небывалая посещаемость музеев. Теперь мы опять наблюдаем, что и у властей, и у зрителей возрождается интерес к музею. У нас огромные очереди, люди часами стоят на улице, чтобы попасть на выставку Бакста, например. Для меня очень важно, чтобы этот интерес был не ажиотажный, а спокойный, осознанный. Видимо, люди устают от того, что происходит вокруг, а музей – это особое место, это островок стабильности, спокойствия. Сегодня важно объяснять людям, что такое музей: это возможность прикоснуться к истории, возможность понять, что проблемы были и в прошлом… Видимо, поэтому люди идут в музей. Развитие современных технологий тоже помогает – использование мультимедиа в экспозициях, электронная продажа билетов.

- Возможно, причины в том, что люди хотят подлинности? Книга – это всегда интерпретация автора, а в музее мы видим вещи, которые говорят своим собственным языком и помогают по-новому увидеть прошлое?

- Да, подлинность очень важна. Из городов, где открываются наши электронные филиалы, активно приезжает молодежь, чтобы побыть в реальном музейном пространстве, компьютер его не замещает, это мнимая угроза.

Русский музей – первый государственный музей в России – открывает 40 выставок в год, значительная часть из которых выездные

- Вы сегодня несколько раз говорили о бизнес-структурах, которые помогают Русскому музею существовать и развиваться. Ваши совместные проекты – это просто спонсорство или какие-то целевые программы, взаимовыгодное сотрудничество?

- По-разному, например, ВТБ дал нам средства на пополнение фонда скульптуры, на средства частного бизнеса мы приобрели оборудование музейное, 180 электронных филиалов открыты у нас в стране и все это спонсорские средства, не бюджетные, но в основном это просветительская деятельность, в частности, детские образовательные программы. Значительная часть нашей выставочной работы ведется на внебюджетные деньги. Мы организуем более 40 выставок в год – в самом музее, в России и за границей. Государственного финансирования хватило бы только на десяток, причем небольших, здесь не обойтись без средств спонсоров и принимающей стороны.

Эскиз к портрету Александры Федоровны, жены Николая I, с дочерью Марией Николаевной, Брюллов написал за 12 часов, в течение которых императрица позировала ему в Петергофском парке, а затем потерял к этой работе интерес, и портрет так и не осуществился

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции