ЭФФЕКТ НОВИЗНЫ БЬЕТ ЦЕНЫ

Прошло чуть больше года с тех пор, как российский авторынок пережил массовый набег покупателей, а затем погрузился в глубокую и затяжную депрессию. Девальвация рубля и падение доходов населения сильно изменили баланс между игроками, и мы решили выяснить, как изменились ценники популярных брендов и каким образом это отразилось на их продажах. Данные по ценам на автомобили нам предоставил один из крупнейших дилеров в России — группа компаний «ТрансТехСервис» (благодаря вместительному портфелю брендов ТТС информации для анализа более чем достаточно). К слову, по оценкам председателя совета директоров ГК «ТТС» Вячеслава Зубарева, в среднем цены на автомобили в 2015 году выросли на 25%, при том что рубль девальвировался по отношению к доллару вдвое. Данные по спросу на новые авто наше издание регулярно получает от агентства «Автостат».

Начнем с элиты автостроения и сразу отметим любопытный факт. Среди всего разнообразия «аристократов» и «золушек» больше других — и в процентном, и в абсолютном выражении — вырос прайс «семерки» BMW. Флагман баварских автостроителей обновился и стал еще роскошнее, технологичнее, умнее, а также дороже в 1,9 раза. Средний ценник модели подскочил с 3,83 млн. рублей в феврале 2015 года до 7,27 млн. рублей в феврале нынешнего. Казалось бы, причина очевидна: девальвация рубля привела к подорожанию всего импорта, товары премиум-класса не исключение. Но если сравнить средний официальный курс евро, выяснится, что за прошедшие 12 месяцев курс единой валюты вырос всего на 16,7% до 85,8 рубля. А в сравнении четвертых кварталов средний курс евро вырос на 21,5% до 72,4 рубля. Откуда же взялась надбавка Series 7 сразу на 90%?

Один из возможных вариантов: в первом квартале прошлого года дилеры распродавали остатки былых запасов по закупочным ценам 2014 года, модели предыдущего поколения, которые не успели смести с «прилавков» в декабрьском ажиотаже. Во-вторых, следует все же учитывать динамику валютных курсов на более длительном интервале. Наконец, качественный фактор — покупатели получили обновленную модель, в принципе более совершенную и, соответственно, более дорогую. Дизайнеры и инженеры BMW, забыв о скромности, позиционируют ее как воплощение «роскоши будущего».

Как повлиял новый, отнюдь не дружелюбный ценник на продажи баварского флагмана? Оказалось, что татарстанские ценители BMW просто проигнорировали фактор подорожания. Если взять прошлый год в целом, спрос на «семерку» в республике увеличился на 81% до 38 машин (для чистоты оценки мы сравнили результаты второй половины 2014 и 2015 годов, когда запасы предыдущего года иссякают и слабо влияют на статистику, и получили все такой же рост на 80% — до 18 авто). Похоже, новая экономическая реальность пока не сказалась на «поголовье» состоятельных граждан. Хотя не будем сбрасывать со счетов и тот факт, что наиболее обеспеченные слои населения и крупные корпоративные заказчики традиционно держат валютную кубышку, не доверяя рублю, это сводит к минимуму влияние курсового фактора. Также скептики могут заметить, что в абсолютных цифрах объем спроса на «семерку» не столь велик — всего 38 машин — и пара хороших корпоративных заказов могла обеспечить итоговые цифры.

==table962==

Вот только статистика ближайших конкурентов противоречит последнему соображению. Несмотря на более демократичную цену (4,5 млн. рублей на февраль 2016 года), продажи Audi A8 остались на отметке 17 машин, как и годом ранее. Mercedes S-Class после крутого рывка в 2014 году до 77 единиц растерял отвоеванные позиции, набрав только 39 «голосов». Что ж, успех седьмой «бэхи» в очередной раз доказывает, что удачное обновление может закрыть глаза покупателей на такие досадные мелочи, как взлетевшая вдвое цена, а спрос на качество остается стабильным во все времена.

Впрочем, продажи большинства моделей BMW упали вслед за авторынком в целом, за исключением пары наиболее популярных премиальных кроссоверов. Если внимательнее рассмотреть составляющие их успеха, выяснится, что за год X5 не вырос в цене, а X6 и вовсе подешевел на 17% до 3,9 млн. рублей. Тем не менее спрос на эти модели вырос на 98% и 42% соответственно, то есть классическая версия пользуется в массах гораздо большей популярностью, нежели купейная.

==table963==

Еще одним подтверждением того, что успешное обновление порой становится решающим фактором продаж, стал полноразмерный кроссовер Audi Q7. Казалось бы, в том же сегменте есть Volkswagen Touareg всего за 3 млн. рублей (цена которого за год вообще не выросла); есть практически эталонный Porsche Cayenne за 6 млн. рублей (подорожавший на 22%)... Но почитатели ингольштадтского бренда терпеливо ждали: в первой половине 2015 года полноразмерный кроссовер от Audi нашел только 17 покупателей против 24 годом ранее. Во втором полугодии картина круто поменялась: новенький Q7, подорожавший на четверть до 4,26 млн. рублей, набрал 47 «голосов» в июле-декабре 2015 года против 36 за аналогичный период 2014 года.

«Цена — это один фактор. Второй важный фактор с точки зрения успеха — это модельный ряд, его свежесть и новизна, потому что продажи в конкретном году сильно от этого зависят. Мы это видим на тех брендах, которые сильно обновляли модельный ряд, например тот же Mercedes или BMW», — подтвердил наши выводы руководитель Avito Avto Сергей Литвиненко.

«САМЫЕ ДЕШЕВЫЕ АВТОМОБИЛИ В ДОЛЛАРАХ И ЕВРО — В РОССИИ И АМЕРИКЕ»

В категорию не столько успешных обновлений, сколько удачного захода на рынок новой модели в самом востребованном сегменте — среднеразмерных кроссоверов — отнесем триумф Lexus NX. С низкого старта в 2014 году (12 единиц) дерзкий NX за последующие 12 месяцев нашел отклик в сердцах 305 татарстанцев, несмотря на то, что его ценник за год вырос на 24% до 2,65 млн. рублей. Тем временем ближайшие конкуренты — BMW X3 и Audi Q5 — растеряли половину спроса до 171 и 109 авто соответственно, хотя цена X3 подросла лишь на 5% до 2,4 млн. рублей, а Q5 — на 19% до 2,5 млн. рублей. Добавим и традиционную ложку дегтя в бочку Lexus. Хотя в целом этот японский бренд зафиксировал рекордный уровень спроса (плюс 74 единицы до 481 авто в 2015 году), он достигнут скорее за счет большей доступности модели — предыдущий любимчик публики RX обойдется дороже на 700 - 800 тыс. рублей.

Уточним, что отнюдь не люксовому, но популярному кроссоверу от Toyota, Rav4, так не повезло — спрос на модель упал на 40%. Зато и ценник на версию «стандарт» с механикой, 2-литровым двигателем 2016 года выпуска держится у отметки 1,46 млн. рублей, хотя за версию «комфорт» с вариатором просят уже 1,61 млн. рублей.

К безусловно премиальным авто относится Land Rover Range Rover, подорожавший за 12 месяцев на 30% до 7,8 млн. рублей — это самый высокий средний ценник из всех отобранных нами моделей. Спрос в Татарстане на шикарный британский внедорожник все же просел на 10 авто до 55 авто по итогам 2015 года. Но только ли цена остановила поклонников предметов роскоши, экспортируемых с туманного Альбиона? Пожалуй, это все же больше вопрос востребованности тех новаций, которые привнес в свой флагман Land Rover в прошлом году.

«Антикризисные» достижения отдельных люксовых брендов для нас прокомментировал президент ассоциации «Российские автодилеры» Владимир Моженков. «Тут все просто: если пересчитать в доллары, автомобили в России сейчас могут по цене конкурировать с американским рынком. Самые дешевые автомобили в долларах и евро — в России и Америке. Этим мы можем гордиться. По официальным данным, в стране 224 тысячи долларовых миллионеров. Им выгодно сейчас покупать не просто автомобили, а самые дорогие. При этом они покупают среди самых дорогих самые навороченные, так как они стали для этой категории граждан в два раза дешевле. Если взять Audi, BMW, Mercedes, Porsche два года назад, то в долларовом эквиваленте они стоили 120 - 180 тысяч, а сейчас — 60 - 90 тысяч», — говорит он. Но и тут все не так однозначно, подчеркивает Моженков. «Более-менее уверенно демонстрируют стабильный рост Porsche и Lexus. Другие марки в этом году не могут похвастаться ростом, у них снижение, хотя и меньше, чем рынок, потому что люди уже набрали автомобилей, будут менять их по мере необходимости», — резюмирует глава ассоциации автодилеров.

СРЕДНИЙ КЛАСС СЧИТАЕТ КАЖДЫЙ РУБЛЬ

Что действительно пострадало от девальвации рубля, так это сегмент автомобилей, предназначенных для среднего класса. Одним из таковых до последнего времени — точнее, до последнего обновления — считался Volkswagen Passat. Однако внезапно эту модель производитель стал позиционировать в качестве subpremium, после чего ее стоимость увеличилась на 58% до 1,71 млн. рублей. Что же случилось со спросом? Все прогнозируемо: провал на три четверти до 35 авто по итогам 2015 года. К сожалению, данных по динамике цен на бестселлер сегмента бизнес-седанов Toyota Camry нам не предоставили, но, согласно информации на официальном сайте того же ТТС, Camry с 2-литровым двигателем комплектации «стандарт» 2015 года выпуска стоит 1,38 млн. рублей, аналогичная модель 2016 года предлагается за 1,42 млн. рублей. Ближе других к Passat в феврале плавали цены на Skoda Superb, которые выросли на 44% до 1,65 млн. рублей, а вот Skoda Octavia подорожала лишь на 8% до 949 тыс. рублей, Hyundai I-40 — только на 5% до 1,04 млн. рублей. Откровенно говоря, изучая ценники на Passat, начинаешь вспоминать не только сопоставимые по размерам и стоимости машины, но и представителей более высокого класса, например ту же «пятерку» BMW за 2,08 млн. рублей, которая, кстати, вообще не подорожала за последние 12 месяцев.

На первый взгляд связь очевидна: стоит поднять цену на авто среднего класса, где заметно больше конкурентов, чем на олимпе, как можно прощаться с прежней рыночной долей. Однако возьмем одну из популярных в мире моделей за всю историю автомобилестроения — Volkswagen Golf, стоимость которой за год даже упала на 2% до 1,12 млн. рублей. И что вы думаете: спрос на Golf в Татарстане обвалился на 89% до 27 авто. Одна из причин очевидна: если взглянуть даже на модельный ряд самого концерна Volkswagen, то мы увидим в нем реальных конкурентов в лице удачно обновленного Jetta ценой 826 тыс. рублей, Skoda Octavia за 949 тыс. рублей, а неподалеку еще и KIA Cerato за 860 тыс. рублей.

Провал Golf — это еще и повод в очередной раз вспомнить о том, что ныне в России модель не производится. В этой связи можно обратить внимание на одного из главных конкурентов Golf на международной арене — Toyota Corolla, с двигателем 1,6 на механике, комплектация «классик» 2016 года выпуска которой оценивается в 1,01 млн. рублей, а на вариаторе в комплектации «стиль+» — 1,17 млн. рублей. В прошлом году японское авто, которое также не собирается в РФ, угодило в аналогичную яму продаж, на 86% до 170 единиц. Так что два мировых лидера проиграли конкурентную войну в России в том числе из-за отсутствия локализации.

==table964==

Обострение этой борьбы произошло на фоне падения реальных зарплат (по данным Росстата, январь к январю — на 6,1%) и доходов граждан. Среди простых смертных стало гораздо меньше желающих доплачивать за шильдики, а если все же найдется желание доплатить за бренд, почему бы не взять, к примеру, тот же Audi А4 за 1,35 млн. рублей. При покупке Audi A3 (1,06 млн. рублей) за прибавку в статусе и переплачивать не придется.

Впрочем, та же Toyota в верхнем сегменте среднего ценового диапазона выделяется сравнительно стабильным спросом на свои внедорожники Land Cruiser. Так, спрос на более доступный вариант Prado в прошлом году просел лишь на 30,5% до 403 машин. Ценник Prado по итогам держался в районе 2,6 млн. рублей за версию «стандарт» (2,7-литра, 2015 года), хотя в рекламных буклетах можно было встретить предложения якобы от 1,93 млн. рублей. Старший «двухсотый» брат, конкурирующий уже с премиальными полноразмерными кроссоверами, в тех же буклетах позиционировался от 2,99 млн. рублей, однако в салоне самая доступная версия 2015 года с 4,5-литровым мотором твин-турбо дизель «элеганс» выпуска предлагалась за 4,44 млн. рублей.

==table965==

ВЫБРАВ НЕПРАВИЛЬНУЮ СТРАТЕГИЮ, АВТОВАЗ ПРОИГРАЛ И ТАКТИЧЕСКИЕ БИТВЫ

Ненадолго задержавшись в тропосфере, окончательно спускаемся с небес на Землю — к самым демократичным моделям. Пока что №1 по количеству регистраций в Татарстане остается вазовская Granta, что неудивительно: этот народный автомобиль за год подорожал всего на 6% — до 356 тысяч. Правда, удержаться на прежних позициях не получилось и у Granta: спрос на нее упал на треть до 8 168 автомобилей. Сразу добавим, что вазовская Kalina и вовсе подешевела на 1% до 387 тыс. рублей, но потеряла еще больше — 53% до 3660 авто. Причиной тому мог быть и человеческий фактор. Дилеры, по указке завода или собственной инициативе, сначала задрали цены — в марте 2015 года Kalina продавалась по 405 - 415 тыс. рублей, а снизили их, лишь проанализировав промежуточные итоги продаж за несколько месяцев.

Именно тактические нюансы ценовой войны во многом определили победителей и аутсайдеров. И те, кто поспешил подстраховаться от возможных потерь «с запасом», думается, потом об этом горько жалели. «Некоторые (лидерами стали бренды концерна GM) в начале года очень сильно подняли цены, но потеряли в объемах продаж, некоторые же, такие как корейские KIA и Hyundai, ограничились минимальным ростом и смогли удержаться. В мае почти все бренды скорректировали цены в сторону снижения на фоне падения продаж, но уже в августе очередной виток девальвации привел к индексации цен», — напоминает Зубарев.

Действительно, корейский концерн Hyundai долго и по-восточному хладнокровно держал гроссмейстерскую паузу, не торопясь сразу взвинчивать цены и отбивая потенциальных покупателей у противников. В итоге за год главный конкурент LADA в борьбе за звание «народного авто» Татарстане — KIA Rio — подорожал сильнее, на 12% до 644 тыс. рублей, но за 2015 год растерял лишь 14,6% поклонников до 6913 «голосов». Среди прочих любимчиков публики потери меньше вазовских моделей продемонстрировали Hyundai Solaris (-21,35), Renault Logan (-23,3%), Volkswagen Polo (-30,9%). В этот список можно добавить удачно обновленный Skoda Rapid с ценником 637 тыс. рублей и с просевшим всего на 18% до 784 машин спросом. Напомним, что, по данным «Автостата», в целом спрос на новые легковые автомобили в Татарстане в прошлом году сократился на 43,9%.

«В целом общая ситуация такова, что есть четкая привязка в изменении цен к валюте страны происхождения автомобиля и динамике курса рубля. Соответственно, мы видим, что японские производители имели меньше возможностей для сдерживания роста цен, поэтому, как правило, они подняли цены очень высоко. Доля их на рынке была минимальна, поэтому и потери существенны. Мы знаем, что такие бренды, как Honda, Suzuki, Subaru, практически минимизировали свое участие в российском рынке. Что касается европейских брендов, то большим подспорьем была локализация. Здесь, естественно, альянс Renault-Nissan-АвтоВАЗ был в наиболее выгодной ситуации, поэтому Renault, Nissan чувствовали себя достаточно неплохо. У кого-то были довольно низкие базы, скажем, было падение в предыдущие периоды, поэтому динамика в процентах была не очень большой. Например, Ford в предыдущие периоды так сильно обвалился, что уровни уже изначально были низкими, обновление ряда тоже не сильно помогло улучшить ситуацию», — говорит Литвиненко.

Тем не менее АвтоВАЗ при самой демократичной цене среди всех конкурентов вчистую проигрывает им по динамике спроса. И это, как мы уже неоднократно отмечали, вовсе не один лишь эффект кризисного 2015 года. Падение спроса на LADA началось еще в тучном 2012-м, когда авторынок рос семимильными шагами благодаря отложенному спросу 2009 - 2010 годов. Всего с 2011 по 2015 год продажи тольяттинцев в Татарстане обвалились в три раза до нынешних 15,7 тыс. машин.

В чем же дело? По всей видимости, даже не в цене, а в соотношении цены и качества: повзрослевшее и научившееся ценить хорошие товары российское общество, как выразился классик, «развратясь, потребовало супу» и выбрало более дорогие, но надежные и комфортные легковушки. Все потуги АвтоВАЗа выйти на тот же уровень пока не принесли плодов: Vesta и X-RAY не произвели должного эффекта на покупателей хотя бы по причине чрезмерной дороговизны. Это во многом и стало последней каплей в пользу увольнения с должности президента Бу Андерссона.

«Андерссон, будем говорить, запустил линейку новых моделей и сократил персонал, то есть он сейчас создал некую площадку для того, чтобы увеличивать продажи, увеличивать долю рынка. Но при этом он сделал это достаточно быстро и во многом за счет производителей компонентов Renault-Nissan. Из-за того что изменился курс валют, сейчас у АвтоВАЗа убытки. Поэтому для того, чтобы ситуацию поменять, я думаю, стратегически нужно будет работать над тем, чтобы все-таки было производство российских компонентов — локализация бы увеличилась. Это будет одна из задач. И второй момент, я думаю, что будет изменена вообще структура руководства с тем, чтобы не замыкалась ответственность на одном человеке, вся ответственность принятия операционных решений — так, как было при Андерссоне», — говорит исполнительный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов.

Разгребать вазовские конюшни теперь будет уже бывший гендиректор Renault в Румынии Николя Мор, который 15 марта был назначен на пост президента ОАО «АвтоВАЗ». Это решение вступает в силу 4 апреля, а главная задача, которая стоит перед новым руководителем компании, — создание высококонкурентного продукта и увеличение доли рынка, заявил Сергей Чемезов. Мору также предстоит обеспечить эффективный процесс загрузки производств компонентной базы. То есть делать именно то, с чем не справился Андерссон.

«ПАДЕНИЕ ПРОДАЖ БУДЕТ ПОРЯДКА 10 - 15 ПРОЦЕНТОВ, РОСТ ЦЕН НА 10 - 15 ПРОЦЕНТОВ ПРАКТИЧЕСКИ НЕИЗБЕЖЕН»

Сергей Литвиненко — руководитель Avito Avto:

— Для рынка новых автомобилей 2016 год будет достаточно тяжелым. Результат все еще ожидается в минусе по отношению к прошлому году. Сейчас в большинстве своем прогнозы сходятся, а я с ними согласен: падение продаж будет порядка 10 - 15 процентов. При этом если мы говорим про рынок автомобилей с пробегом, куда в значительной степени смещается спрос, то он является некой опорой для автомобильных дилеров. Мы видим, что и автомобильные бренды, и дилеры стали больше уделять внимания этому сегменту. И тут возможно снижение, но этот рынок в принципе за последние годы упал сильно меньше. Сейчас рынок подержанных автомобилей в 4 раза больше рынка новых автомобилей, что само по себе очень нетипично для более развитых рынков, где соотношение составляет порядка 1,5 - 2 раз.

Что касается новых автомобилей, достаточно стабилен будет премиальный сегмент, спрос по-прежнему снижается, но эта аудитория менее чувствительна к изменению цен, поскольку они в этом году продолжат расти. Это практически неизбежно. Я думаю, 10 - 15-процентный рост цен практически неизбежен. Так что чувствуют себя лучше «премиалка» и локализованные модели. Я думаю, спрос на модели ВАЗа будет достаточно стабилен, в масштабах текущего рынка доля ВАЗа может продолжить расти с учетом ставки на более дешевые автомобили, которые они собираются сделать.

==table966==

«ЗА ПРОШЛЫЙ ГОД ПОТРЕБИТЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ ПРИВЫК К НОВОМУ УРОВНЮ ЦЕН»

Владислав Куранов — руководитель отдела продаж «Chery-центр» («Триал-Авто»):

— В целом по рынку произошла привязка цен к спросу и к той средней сумме, которую готов потратить в рублях российский потребитель. Ключевое слово для ситуации 2015 года — «стабилизация». За прошлый год потребитель психологически привык к новому уровню цен. Покупатели стали подходить к покупке более тщательно, выбор стал более практичным.

Существенных изменений цен по китайским брендам не было. Дело в том, что основной скачок произошел в декабре 2014 года, определенная часть повышения пришлась на январь 2015 года. Производители и дистрибьюторы подстраховались на фоне резких колебаний курсов валют, также подстегнул цены ажиотажный спрос декабря 2014 года. В итоге в завершении 2014 года был реализован спрос авансом на первую половину 2015 года. Далее слабый спрос января-июня 2015 года привел к снижению цен у многих брендов, в нашем портфеле, к примеру, понизил цены Lifan. А вот новый бренд для российского рынка Zotye стал предлагать лучшие комплектации по цене более доступных пакетов. Плюс китайские бренды стали переходить на белорусскую сборку — это помогло стабилизировать цены. Отмечу, что цены китайской и белорусской сборки не отличаются. Плюс «китайцы» держат цены, но так и не попали под программу льготного автокредитования. По всей видимости, это политический момент, все-таки нужно поддерживать тот же АвтоВАЗ, который находится далеко не в лучшем положении.

На мой взгляд, АвтоВАЗу можно помочь выйти из сложившейся ситуации, но нужно заходить не с дизайна или электроники, а со своего нового современного двигателя. Для сравнения: на Zotye устанавливается атмосферный двигатель 1,5 литра мощностью 113 л. с., а есть и турбированный на 162 л. с. Тем временем на вазовскую Priora будет устанавливаться устаревший атмосферный двигатель объемом 1,6 литра и мощностью всего 87 лошадиных стл. При этом расход топлива на этих двигателях будет сопоставимый.

==table967==

«ВСЕ АВТОПРОИЗВОДИТЕЛИ В РОССИИ ПРОДАЮТ МАШИНЫ В УБЫТОК»

Владимир Моженков — президент ассоциации «Российские автодилеры»:

— Все автопроизводители в России продают машины в убыток, поэтому в течение 2015 года они перманентно повышали цены. Идет конкурентная борьба: если ты поднял цены на 20 процентов, а твой прямой конкурент — на 10 процентов, то тогда он заберет поток, который тоже уменьшается. Поэтому сейчас все понимают, что на рынке, особенно в массовом среднем сегменте, ценовое предложение является основным. Стремятся за счет поддержки материнских компаний, за счет маржи дилеров насколько можно цену понизить наряду с определенным повышением, чтобы не потерять средний класс, который нищает на глазах.

Неблагодарное дело — давать прогнозы в нашей стране. По маркам трудно сделать прогнозы, это зависит от многих факторов. Мы думаем, что ежемесячно будет продаваться 100 - 120 тысяч автомобилей, поэтому по году видим 1 миллион 300 тысяч - 1 миллион 350. Благодаря господдержке еще существует автомобильный рынок: автомобильная отрасль получает самую большую поддержку от государства. Я считаю, что это правильное решение, оно поддерживает и спрос за счет программ обновления автопарка, льготного автокредитования и автолизинга, тем самым загружаются российские автозаводы. Если бы господдержки не было, тогда ситуация была бы намного печальнее.

«БОЛЬШИНСТВО ДИЛЕРОВ УЖЕ НЕ ЗАНИМАЕТСЯ «ДОВЕШИВАНИЕМ» АКСЕССУАРОВ»

Тимур Зиганшин — заместитель генерального директора группы компаний «Барс Авто»:

— Вторичный рынок до сих пор остается очень привлекательным как для дилеров, так и для покупателей. Как известно, минпромторг продлил программу утилизации, чем поддержал как производителей, так и дилеров. Что касается изменения цен, то они изменились гораздо меньше, чем на новые автомобили.

Что касается очередей и «довешивания» аксессуаров, думаю, сейчас можно по пальцам рук посчитать автомобили, которые нужно ждать месяцами. Всегда какие-то комююплектации пользуются большим спросом, их нужно подождать, но, как правило, речь не идет о месяцах ожидания. Есть еще понятие квоты. Полагаю, «довешивание» — это атрибут прошлых тучных лет, большинство дилеров этим уже не занимаются, пытаясь продать аксессуары, а не «довешивать» ими автомобиль.

Из нашего брендового портфеля по стабильности спроса и сохранению своей стоимости я бы отметил Chevrolet Niva и «УАЗ». Традиционно отечественные марки хорошо сохраняют стоимость и пользуются стабильным спросом. Что касается динамики цен, то, к примеру, Chevrolet Niva L прибавила с 1 марта 2015 года по 1 марта 2016 года 6,9 процента до 555 тысяч рублей, а Volvo XC60 Kinetic c 15 марта 2015 года по 15 марта 2016 года прибавил 4,9 процента до 2,147 миллиона рублей. Если говорить о перспективах новинок АвтоВАЗа, то изначально LADA Vesta анонсировалась с совершенно другим, более низким ценником, а с текущей ценовой политикой сложно будет конкурировать с одноклассниками-иномарками. Посмотрим, что предпримет обновленное руководство АвтоВАЗа.

«СНИЖЕНИЕ ПРОДАЖ ПО ИТОГАМ ГОДА Я БЫ СПРОГНОЗИРОВАЛ НА УРОВНЕ 5 - 8 ПРОЦЕНТОВ»

Алексей Захаров — независимый эксперт:

— Основная причина растущих продаж некоторых люксовых брендов — люди, которые могут позволить себе покупку дорогой машины, «переводят лишние рубли» — подчеркну, именно рубли, поскольку они теряют покупательную способность — в новые автомобили. Но если в 2009 году BMW удалось закончить год с ростом объема продаж, то по итогам 2015 года никому из «большой премиум-тройки» (BMW, Mercedes и Audi) потерь избежать не удалось. Если в 2009 году, когда рынок сжался вдвое, было несколько брендов, продажи которых выросли, то в 2015 году потерь избежать не удалось практически никому. Исключение составляет разве что Lexus, но здесь сыграл ряд факторов, а не только ценовая политика.

Полагаю, что в 2016 году темп падения замедлится, но рынок не стабилизируется. Снижение продаж по итогам года я бы спрогнозировал на уровне 5 - 8 процентов. Скорее всего, потери понесут все сегменты, причем по нарастающей: максимальным снижение продаж будет у дешевых марок, минимальным — у дорогих.

==table968====table969==