Ильгам Валиев выступил в заполненном публикой зале филармонии имени Тукая

ЗВЕЗДЫ В ЗАЛЕ И НА СЦЕНЕ

«Лучший татарский тенор после Хайдара Бигичева» и ведущий солист Екатеринбургского театра оперы и балета Ильгам Валиев выступил накануне в заполненном публикой зале филармонии имени Тукая.

Открывал концерт оркестр «Новая музыка» под управлением первой в Татарстане женщины — симфонического дирижера Анны Гулишамбаровой в сверкающем серебром платье. После увертюры к опере Назиба Жиганова «Нэфисэ» зал, погрустив немного о тяжелой судьбе девушки, боровшейся во время войны за урожай на колхозных полях, с ликованием встретил героя вечера. К слову, в зале в этот вечер собралось никак не меньше звезд, чем на сцене: здесь были замечены, к примеру, гендиректор ТНВ Ильшат Аминов, главный татарстанский коммунист Хафиз Миргалимов, депутат Госсовета РТ Ирек Шарипов и солистка Большого театра Венера Гимадиева.

Первым же произведением — «Динар тавы» из репертуара Бигичева — Валиев «завел» зрителей и сорвал крики «Браво!». На большом экране во время выступления демонстрировались горы и сосновые леса с высоты птичьего полета. Надо сказать, иногда картинка слегка отвлекала от происходящего на сцене: воспевает, к примеру, приезжий тенор невыразимую «Осеннюю печаль» («Козге мон»), а на мониторе кисти полыхающей оранжевым огнем рябины сменяются видеокадрами стремительно убегающей за горизонт дороги, снятыми явно с движущегося транспорта. Так что зрители в первых рядах и без специальных очков могли наслаждаться произведенным 3D-эффектом.

«Он поет сердцем!» — эти слова не раз звучали со сцены во время концерта. Валиев и вправду выкладывался на 100% — даже легкая хрипотца, порой проскальзывавшая в его голосе, воспринималась как часть программы. «Человек не может жить на свете без любви («Мэхэббэтсез кеше жирдэ яши алмый»)», — утверждал тенор чуть дрогнувшим для пущей выразительности голосом.

Поддерживала Валиева в первом отделении его коллега со звенящим и ярким сопрано Айгуль Хисматуллина. Появившись на сцене в пышном, как из XIX века, платье весеннего мятного цвета, певица обаяла всех без исключения. Пусть каватина Людмилы из оперы Глинки «Руслан и Людмила» звучала в ее исполнении чуть легкомысленно и на современный лад, зато со сложными голосовыми пассажами солистка справилась виртуозно.

«ДЛЯ НАС ЭТО БУДЕТ БОЛЬШОЕ ПРИОБРЕТЕНИЕ, ДОРОГОЙ БРИЛЛИАНТ!»

В антракте представители политической элиты беседовали с соратниками на неполитические темы. Депутат Госсовета РТ Хафиз Миргалимов поделился впечатлениями и с корреспондентом «БИЗНЕС Online»:

— Я, конечно, не специалист по музыке, но я вижу большого профессионала. Недаром, наверное, Ильгам — Ильгам Шакиров, Ильгам Валиев и так далее — высочайший класс, прекрасный голос! Он был бы звездой нашей оперы! Звездой! Думаю, рано или поздно он вернется сюда. Ильгам может стать украшением любого оперного театра, но такие украшения нам нужны у себя в республике. Для нас это будет большое приобретение, дорогой бриллиант! Недаром я еще никогда не слышал в этом зале столько «Браво!».

Затем депутат вспомнил, что работал в стройотряде в родной деревне певца — Имянлекулево Чекмагушевского района Башкортостана, когда тот появился на свет. Именно в эти дни стройотряду вручили медаль Лермонтова за ударный труд — видимо, неслучайно, улыбнулся коммунист.

Свое восхищение выразил и другой республиканский депутат, директор татарстанского Дома дружбы народов Ирек Шарипов. «Очень высокий уровень для современной татарской сцены, конечно. Концерт очень выделяется именно уровнем. Дома часто слушаем Ильгама Валиева, к сожалению, на концерты постоянно не получается ходить», — посетовал он.

После перерыва Валиев сменил «академический» черный костюм с бабочкой на пиджак и брюки цвета сливок с атласным отливом, позже облачился в темно-зеленый с фисташковой рубашкой, а ближе к финалу вновь вернулся к черному — правда, без бабочки. Поменялось и музыкальное сопровождение — теперь вместо оркестра музыканту аккомпанировал ансамбль «Мирас», состоявший из флейты, скрипки, баяна, гитары и ударных. Во втором отделении зрителей ждали популярные народные песни и хиты татарской эстрады: протяжные «Тэфтилэу», «Кошлар булсам», «Туган авылым», залихватская «Онсэ авыл кое» и жизнеутверждающая «Гел елмай» («Всегда улыбайся»).

Впрочем, зрители, а особенно зрительницы, и без напоминания просто светились от счастья и периодически выходили на сцену с букетами и горящими от восторга глазами. Валиев всех тепло обнимал, но вот всяких вольностей вроде поцелуя в щеку — к некоторому разочарованию дарительниц — себе не позволял.

«НЕЛЬЗЯ СКАЗАТЬ, ЧТО ИЛЬГАМА ВАЛИЕВА У НАС ИГНОРИРУЮТ»

Пыл поклонников не убавился, даже когда длительность концерта перевалила за три часа — едва ли не каждый из приглашенных артистов оказался мастером не только по части пения, но и по части разговоров. Исполнители, видимо, считали своим священным долгом рассказать какую-нибудь забавную историю, связанную с певцом, поблагодарить зрителей и лично Ильгама, несколько раз поклониться. Певица Зульфия Шакирова, к примеру, в перерывах между песнями поделилась, что знавала Ильгама, когда тот еще пешком под стол ходил, и подробно рассказала, что именно она посоветовала своей преподавательнице по вокалу Фарзане Сагитовой взять на обучение талантливого паренька.

— Я сегодня счастлив! — позже высказался со сцены Валиев. — Хочу сказать большое спасибо за то, что вы здесь сегодня собрались, я счастлив поделиться с вами своим творчеством. Отдельное спасибо организатору Рифату Фаттахову (директор общественного фонда татарской культуры им. Рашита Вагапова — прим. ред.), вы его знаете, таких, как он, в Татарстане больше нет, — неизвестно чему звучно рассмеялся артист. — Спасибо Богу, — помолчав, добавил он.

Немного погодя на сцену поднялся и сам Фаттахов, очевидно, решивший во всеуслышание ответить на самые животрепещущие вопросы, касающиеся взаимоотношений тенора с татарстанским оперным театром. Валиев несколько раз выступал на сцене театра им. Джалиля, более того, как говорят среди высшего руководства республики, было желание переманить крепкого профессионала, который мог бы держать основной теноровый репертуар в казанской опере из Уфы, а потом и Екатеринбурга. Однако этого до сих пор не произошло: по какой-то причине руководство самого театра в лице директора Рауфаля Мухаметзянова предпочитает певца по большей части не замечать. Кстати, в прошлом году Валиев успел дебютировать в Большом театре и Мариинке.

— Меня постоянно спрашивают: почему Ильгам Валиев не поет в оперном театре, почему у Ильгама Валиева нет звания народного артиста Татарстана? — начал Фаттахов. — Конечно, я не могу на эти вопросы ответить. Надеюсь, Ильгам станет главным солистом нашего оперного театра, и звание народного артиста у него тоже будет, потому что руководители нашей республики, к счастью, умные, любящие искусство люди. Потому что не знать Ильгама Валиева и не видеть его таланта невозможно.

Позже в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Фаттахов добавил: «Нельзя сказать, что Ильгама Валиева у нас игнорируют. Его концерт организовал фонд Вагапова, который поддерживает правительство республики. Сами видите, сколько пришло исполнителей, кто был в зале — это однозначно не коммерческий концерт. Ильгам — человек потрясающе талантливый, надеюсь, он будет работать в нашей республике».