ФИЛЬМ ВЫШЕЛ ДОБРЫМ, НЕ ЛИШЕННЫМ МЯГКОЙ ИРОНИИ

Камера плавно скользит мимо таблички «Их разыскивает полиция», потом наплывом показывает подъезд отдела полиции «Гвардейский». Смена кадра — и зритель в кабинете следователя, где растерянные молодые родители рассказывают о том, как сами себя перехитрили, дав своему сыну два имени сразу. Для родных матери он Салимжан, для семьи отца — Александр. Странный план, целью которого было водворить мир в русско-татарском семействе, почти удался, если бы не комическая случайность: ребенка в один день должны были и окрестить, и отнести в мечеть...

Только что вышедшая в прокат картина Алексея Барыкина «Семейные хлопоты» публике понравится. Фильм вышел добрым, не лишенным мягкой иронии, да и тема, кажется, татарстанскому зрителю близкая — создатели картины сообщают, что в основу сюжета легли совершенно правдивые истории, рассказанные казанцами. В «Семейных хлопотах» много человеческого, отражена местная специфика, культурный диалог налицо, да и камера исправно фиксирует то мечеть «Кул Шариф», то Богородицкий монастырь. Мечеть «Нурулла» и Благовещенский собор тоже на своих местах.

И все-таки, все-таки... В этом добром и камерном фильме слишком мало воздуха. К примеру, при потенциальном телевизионном показе не так заметны будут и некоторая неловкость сценария, которую старается скрыть хорошая актерская игра, и то, что «Семейные хлопоты» больше всего похожи на сфотографированный театр или на остроумную публицистическую заметку, разыгранную несколькими приятными людьми. Да, в картине достаточно крупных планов, а оператор при любом удобном случае пытается показать свое мастерство, но все это не складывается в нечто единое. Задний план картины — мир зданий и вещей почти всегда мертв, но эта мертвенность — не художественный прием.

Для того чтобы быть, этому фильму не нужен ни большой экран, ни несколько рядов зрительских мест.


ЖЕЛАНИЕ КАЖДОЙ СЕСТРЕ ВЫДАТЬ ПО СЕРЬГЕ

Если говорить о жанре, то публицистический посыл, желание не столько смешить, сколько поучать побеждают комический потенциал картины. Словно стыдясь того, что сюжет с путаницей может служить материалом для отличной комедии, стоит только чуть увеличить темп и чуть преувеличить характеры, авторы рассказывают свою историю неторопливо и обстоятельно. Местами сюжет тянется непозволительно долго (хотя общий хронометраж фильма с титрами едва превышает час). Все проходные реплики будут произноситься с чувством, толком и расстановкой, а все перипетии сюжета — разрешаться с изяществом шоу «Понять и простить», разве что место извечного психолога в «Семейных хлопотах» займет понимающий полицейский.

Да и едва ли авторы собирались ставить настоящую комедию. Самым сильным образом фильма, достойным высокой комедии, оказывается Айгуль (актриса театра им. Камала Ляйсан Файзуллина) — мать Александра/Салимжана. На ее попытках спасти ситуацию держится весь сюжет. Сергей (актер казанского ТЮЗа Андрей Ясинский) — отец ребенка, скинул все проблемы на жену, а потому ему остается лишь с разными интонациями повторять: «Я не понимаю, что здесь происходит». Остальные герои — сплошь люди уважаемые, а над уважаемым человеком грех смеяться. И перечить ему, когда за ним своя правда, не резон. Шутки, выпавшие на долю татарской родни, не должны уронить их достоинства, а потому подготавливаются так долго, что следующий поворот сюжета порой вызывает скорее легкое раздражение. Даже в несколько резонерском финале можно разглядеть желание каждой сестре выдать по серьге.

Но нет, даже несмотря на все это, в «Семейных хлопотах» достаточно смешных моментов, за внезапно воспроизведенной стилистикой дневного шоу нет-нет да и проглянет что-то очень человеческое. Может быть, это еще не кино, но уже подступы к нему. И если картина дошла до проката, это все-таки хороший знак.

Максим Семенов