КОГДА УЧИТЬСЯ МОДНО

Ирек Асафович, расскажите о лицее.

— Лицей — специализированная школа для одаренных детей. У нас учатся только юноши с 7-го по 11-й класс. Еще важная наша особенность — наличие пансионата. То есть ребята в учебное время живут в пансионате, а каждые выходные уезжают домой. У нас действительно впечатляющие результаты работы, потому что мы любим то, что делаем, и в равной степени уделяем внимание как академическим результатам, так и личностному развитию ребят.

Расскажите подробнее о результатах, пожалуйста. У вас при входе висят грамоты... За что такие поощрения?

— Лицей всегда в топах рейтингов лучших школ республики и страны. Нас отмечали президенты РТ и РФ за высокие результаты на всероссийских олимпиадах и ЕГЭ (на 10 - 15 баллов выше в сравнении со средними результатами по РТ и РФ). В лицее действительно мощная, выверенная, крепкая академическая составляющая. Подчеркну: мы выполняем государственный образовательный стандарт, образование предоставляем бесплатное. Много внимания уделяем ученическим проектам, науке, полилингвальному образованию. У нас есть маститые, заслуженные учителя, а также много молодых, но не менее талантливых педагогов.

Сегодня, говорят, нелегко работать в школе.

— Средний возраст нашей педагогической команды — 35 лет, 70 процентов — мужчины. Мы считаем, что для мальчиков мужской пример очень важен. В основном это наши же воспитанники, которые, получив образование в Москве, Санкт-Петербурге, вернулись обратно. У нас микроклимат особенный, иначе, кстати, такой талантливый педагогический состав и не удержишь. Мы поддерживаем креатив, постоянно переосмысливаем подходы к обучению, осознаем, что всегда есть куда расти. Наверное, только у нас можно встретить биолога, который приходит на занятия в футбольной форме, чтобы через тему спорта раскрыть новшества в биологии. А вот учитель по английскому надевает униформу строителя или медика, чтобы увлекательно раскрыть тему профессий. Преподаватель по физике может прийти на занятия в космическом костюме и предложить построить здание из макарон.

Вы говорите о тяге к образованию. Сложно добиться этого от подростка…

— В большинстве школ сверстники посчитали бы такого ученика ботаником, у нас же учиться и достигать престижно и даже модно. Модно знать больше, успевать больше. А чтобы дети становились разносторонне развитыми, есть много интересных внеурочных событий. Например, недавно провели в филармонии благотворительный концерт «Без бергә! Мы вместе!». В лицее есть своя рок-группа и хореографическая студия. Ребята отлично играют и танцуют! Несколько номеров буквально взорвали зал. Выступали и гости — другие коллективы, а также финалистка второго сезона проекта «Голос. Дети» Саида Мухаметзянова. На собранные деньги мы уже начали закупку специального оборудования для создания сенсорной комнаты в коррекционной школе №61.

И много удалось собрать?

— 255 тысяч рублей! Зал на 600 человек был забит полностью! В стенах филармонии организовали и ярмарку — выпечка, картины, оригами и так далее. Наше главное достижение — это то, что событие во многом было организовано и проведено лицеистами. Мы даем им таким образом возможность пробовать себя в деле.


ЧТОБЫ РОДИТЕЛИ НЕ ПЕРЕЖИВАЛИ ЗА СВОИХ ДЕТЕЙ

Вы упоминали про личностное развитие.

— Да, это ключевая тема для нас. Где-то в детей просто «запихивают» знания, у нас другой подход: мы создаем условия для раскрытия потенциала подростка. Жизнь показывает, что наши выпускники в большинстве своем достигают высоких результатов в жизни, но при этом важно, чтобы они были ответственными, надежными, деятельными лидерами, любящими свою семью, город, страну, да и людей в целом. Для нас принципиально, чтобы наши ребята умели ориентироваться в реальной жизни, могли активно включаться в экономику республики и страны. Ведь по идее в наших руках — огромный интеллектуальный потенциал, и наша задача — превратить его в интеллектуальный капитал.

А как вы этого достигаете?

— Создаем для подростка разнообразие внеурочной жизни. Напомню, у нас есть пансионат. Это здорово помогает ребятам стать ответственными и отлично формирует самоорганизацию. В возрастной психологии есть важное правило: рядом с подростком должен быть адекватный взрослый, и это не считая родителей. У каждого класса — свой воспитатель-наставник и классный руководитель. Наши воспитанники занимаются в клубах по интересам: учебные предметы, спорт, робототехника, театр, есть школьный бизнес-инкубатор… Ребята пишут мобильные приложения, а одиннадцатиклассник придумал и запатентовал первую в мире татарскую настольную игру. Словом, детям интересно, и они не бездельничают после уроков, ребята максимально заняты.

Похоже на второй дом.

— Именно. Мы как большая семья. Мы близко общаемся с семьями учеников: празднуем их дни рождения и даже вместе встречаем Новый год. Около 80% поступающих приходят по сарафанному радио. Примерно 40% приезжают из других городов. За одной партой могут учиться дети министров и ребята из простых сельских семей. Выпускники остаются друзьями и поддержкой друг для друга на всю жизнь. К тому же имеется развитая инфраструктура, удобная для жизни, и даже ученики из Москвы чувствуют себя здесь комфортно. В лицее есть все что нужно: спортивный, актовый и тренажерный залы с современным оборудованием, медицинский блок, включая стоматологический кабинет; лаборатории по физике и химии. Сделано все, чтобы дети учились хорошо, а их родители за них не переживали.

Наверное, отбоя нет от желающих поступить в ваш лицей?

— Интерес действительно высок — 6 человек на место. Для удобства мы запустили подготовительные курсы, а в конце весны проведем очередной набор в 7-й класс. Добро пожаловать! Вся информация есть на наших ресурсах в интернете и в группе в соцсети «ВКонтакте».

Ильнур Мифтахов