Вместо пианиста Бориса Березовского на сольном концерте Альбины Шагимуратовой звездной сопрано ассистировали тенор Сергей Скороходов (на фото) и баритон Василий Ладюк

МАТЕРИАЛЬНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ

Сама природа оперного жанра такова, что ставит «высокое» в зависимость от «низменного», точнее, от материального. В разы проще провести фестиваль камерной и/или симфонической музыки, драматических спектаклей и даже балета (в конце концов, танцевать можно под местный оркестр или фонограмму). Опера же всегда была искусством затратным, что диктует основные схемы оперных фестивалей, принятые в мире: две-три новинки, показанные многократно и дополненные премьерами прежних лет; некий набор существующих спектаклей, разбавленный эксклюзивными событиями и ежегодной ротацией с учетом новых постановок. Намного реже программа опирается на гастролеров.

Шаляпинский форум позиционирует себя в первую очередь как фестиваль голосов, и три февральских недели дают жителям города услышать в хорошо знакомых операх приезжих солистов. Но по большому счету в Казани такой праздник круглый год, ведь театр сознательно ограничил штат солистов артистами второго плана, а на главные роли постоянно выписывает гастролеров. Значит, на фестиваль надо привозить лучших из лучших, но нынешний оперный марафон явно похвастаться этим не мог. Да, в стране финансовый кризис, валютные гонорары заставляют перекраивать сметы и максимально сужать международное поле до стран бывшего СНГ, но и в этом пространстве немало талантов, и от руководства театра зрители вправе ждать более активной работы по поиску и приглашению новых звезд. Иначе фестиваль рискует проиграть афише республиканского симфонического оркестра, в которой на ближайшее время запланированы концерты с участием Венеры Гимадиевой, Ильдара Абдразакова и Нажмиддина Мавлянова — по международному художественному статусу в этом году театр им смог реально противопоставить только Альбину Шагимуратову и Василия Ладюка.

«Dona Nobis Pacem» — тот самый эксклюзив, поставленный в Казани к юбилею Владимира Васильева в прошлом апреле
Dona Nobis Pacem — тот самый эксклюзив, поставленный в Казани к юбилею Владимира Васильева в прошлом апреле

Тем не менее программа фестиваля получилась привлекательной: помимо 9 репертуарных спектаклей, концертное исполнение «Пиковой дамы» Чайковского, масштабный спектакль Владимира Васильева Dona Nobis Pacem (тот самый эксклюзив, поставленный в Казани к юбилею великого танцовщика в прошлом апреле), камерный концерт сопрано Шагимуратовой и пианиста Бориса Березовского (еще один эксклюзив, который в силу обстоятельств не состоялся) и гала-концерт артистов и выпускников молодежной программы Большого театра.

КЛАССИКА: ПАНАЦЕЯ ИЛИ КОМПРОМИСС?

Классика на Шаляпинском фестивале занимает довлеющее место. И если фестиваль — срез лучших достижений театра, то его программа наводит на определенные размышления. 5 из 10 опер — золотые шедевры Верди, к ним прилагаются такие кассовые хиты, как «Севильский цирюльник» Россини, «Турандот» Пуччини, «Борис Годунов» Мусоргского и «Евгений Онегин» Чайковского. Все постановки демонстрируют образцово-показательную приверженность традициям, в них царит тишь да гладь да божья благодать. С одной стороны, решение для репертуарного театра беспроигрышное: редко когда попытки сбросить классиков с корабля современности заканчивались полным успехом, а значит, девальвации эта валюта не подлежит. Но невозможно же всю жизнь прожить на одной классике? Или возможно? И что делать тем, кому хочется погорячее?

Все постановки демонстрируют образцово-показательную приверженность традициям
Все постановки демонстрируют образцово-показательную приверженность традициям

Публика в Казани консервативная, поход в театр — событие, только скорее светское, нежели культурное. Не хочется обобщать, но со стороны бросается в глаза, что театральные обряды здесь соблюдаются выборочно. Вечернее платье, прическа, сменная обувь, бокал шампанского в антракте, променад и разглядывание выставки под цыганско-еврейские наигрыши квартета — святое дело, а вот выключать телефоны и оставлять разговоры за дверями театрального зала любят далеко не все.

Мне довелось слышать, как целый ряд начал разговаривать во время знаменитой арии Джильды в «Риголетто» — ну правда, скучно же слушать длиннющую арию, не все же тут меломаны, чтоб оценить нежнейшие колоратуры Верди (хотя их исполняла обладательница дивного сопрано Ольга Пудова). В финале того же спектакля один юноша долго и в голос расспрашивал свою спутницу, кто же все-таки в мешке, кого убили?! На первых сценах «Бориса Годунова» молодая и респектабельная красотка смеялась в голос, так, видимо, ее повеселила «клюква» старой постановки Баратова-Федоровского. В финале «Аиды» подружкам за моей спиной явно было скучно оплакивать безвременную смерть влюбленных, пусть и под божественной красоты музыку, а интереснее было рассматривать и комментировать фото в смартфоне.

Ольга Пудова, «Риголетто»
Ольга Пудова, «Риголетто»

Конечно, не все зрители такие, но опытный театрал сразу видит, скучает ли большинство или действительно захвачено магией оперного искусства. Когда публика дышит вместе с артистами и оркестром, эти ощущения не спутаешь ни с чем, и из виденных мной спектаклей оно возникало только в самых ярких драматических сценах «Бориса Годунова». Его же можно было ощутить на концерте 16 февраля, когда Шагимуратова запела a capella татарскую песню, и зал замер, слушал, не дыша — вот это сила искусства.

Конечно, виной пониженному эмоциональному тонусу представлений еще и постоянная практика приглашенных солистов. В таких условиях репертуарные спектакли требуют упрощенного режиссерского рисунка, чтобы артист мог ввестись в партию с пары репетиций. Кроме того, до большинства гастролеров, вероятно, доходит лишь отголосок психологических отношений, заложенных изначально режиссером, без которых невозможна ни одна из фестивальных опер, а времени выстроить свои собственные практически нет. Конечно, на приглашенных солистах держится репертуар и во многих западных театрах, но там, как правило, ротация не такая сильная, и предпочтение отдается тем, кто работал над постановкой на выпуске. Кроме того, наши певцы в массе своей привыкают к одному театру, они не такие гибкие, как артисты западные.

Безупречного вокала Василия Ладюка оказалось недостаточно для того, чтобы захватить зрителей, а харизмой в нынешнем «Онегине» он не блеснул
Безупречного вокала Василия Ладюка оказалось недостаточно для того, чтобы захватить зрителей, а харизмой в нынешнем «Онегине» он не блеснул

В итоге публика была аморфна примерно в той же степени, что и артисты на сцене. Выходов из этой ситуации два: либо приглашать на каждый спектакль фестиваля звезд действительно масштаба Шагимуратовой (хотелось бы добавить и Василия Ладюка, но его безупречного вокала здесь недостаточно для того, чтобы захватить зрителей, а харизмой в нынешнем «Онегине» он не блеснул), которые способны заставить, открыв рот, слушать даже длинные арии и дуэты, либо встряхнуть зрителей неожиданным режиссерским решением, подкрепленным яркими актерскими работами.

Ведь смогли в свое время взбудоражить публику в театрах Новосибирска, Екатеринбурга, Перми. Но раз фестиваль и так имеет успех, то его руководство пока предпочитает плыть по течению, не отягощая себя лишними заботами. В конце концов, позиция «оплота классического искусства» и звучит солидно, и пользу реальную всегда принесет. Все спектакли, если рассматривать их как репертуарные, — очень достойные работы, в них нет провалов, но нет и откровений. С таким театром родители могут быть уверены, что их дети увидят «настоящую», хрестоматийную классику. Но не зря театр как общественный институт уже в XIX веке именовали «вторым университетом»: он должен давать что-то и сверх школьной программы. Хотя бы в рамках ежегодного культурного семинара под названием «Шаляпинский фестиваль».

Наталия Сурнина
Фото: vk.com/kazan_opera