ВЫНЕСТИ КАМСКИЙ ФОРУМ С «ЭКСПО-КАМЫ» НЕ УДАЛОСЬ

Более 70 компаний, как подсчитал корреспондент «БИЗНЕС Online», участвуют в открывшемся накануне в автограде XI камском промышленном форуме — самой масштабной «выставке достижений народного хозяйства», объединившей под одной крышей все проводившиеся в городе прежде тематические выставки. Неизменными задачами форума на протяжении последних лет оставались демонстрация передовых технологий и поддержка местных товаропроизводителей путем коцентрации малого и среднего бизнеса вокруг крупных компаний. В этом году к ним добавилась еще одна задача — содействие в реализации программ по импортозамещению. Следует отметить, что мероприятие при всем административном пафосе вызывает реальный интерес у местных предпринимателей, особенно тех, кто занят в сфере реального производства. Именно на этом форуме можно, не выезжая в Москву, увидеть и пощупать самые новые технологии и оборудование. Компании же, ищущие для себя новые рынки, имеют шанс наладить контакт с такими «крупняками», как КАМАЗ, «Татнефть», ТАИФ, ГАЗ, «Росагролизинг», АвтоВАЗ и Ford-Sollers.

Красную ленточку форума накануне вместе с основным идеологом Сергеем Яковлевым — гендиректором ООО «Экспо-Кама» — перерезали Евгений Мартынов — директор ГАУ «Центр энергосберегающих технологий РТ» — и Гузял Садриева — начальник управления энергетики минпромторга РТ. Приветствие от имени исполкома Челнов привезла Елена Воронина — замначальника управления экономического развития. Все они ограничились общими фразами и почти сразу удалились. Столь скромное участие соорганизаторов — города и республики — можно счесть своеобразной изюминкой первого этапа форума. Поясним, что отсутствие на открытии представителей хотя бы от исполкома рангом выше, чем начальник отдела социального планирования, отсылает к незавершенному конфликту между гендиректором «Экспо-Камы» Яковлевым и администрацией города. Яковлев, напомним, сыграл первую скрипку в производственной драме с отставкой очередного начальника управления архитектуры, градостроительного и жилищного развития исполкома Дениса Щербы. Именно открытое письмо Яковлева мэру Наилю Магдееву с жалобой на действия Щербы и привели их обоих на ковер в казанский Кремль для выяснения отношений. Магдеев, для которого фиаско его первого местного протеже тоже стало ударом по имиджу, отреагировал на демарш Яковлева жесткой партийной критикой. Однако это не остановило депутата горсовета от «Единой России». Под Новый год Яковлев, так и не добившийся разрешения на строительство нового экспоцентра стоимостью 500 млн. рублей, сделал еще одно публичное заявление: он заподозрил муниципалитет в сговоре с совладельцем ГК «ЕвроГрупп» Алексеем Мироновым, которому якобы исполком намеревался хитрыми схемами передать землю, когда-то отведенную Яковлеву. Более того, владелец «Экспо-Камы» обвинил вице-мэра Флеру Андрееву в намеках на возможную расправу с бунтовщиком. К настоящему времени прокуратура работает с обращением Яковлева.

Между тем организация камского промышленного форума-2016 на базе «Экспо-Камы» до последнего ставилась под сомнение. Так, в декабре 2015 года, впервые объявив дату очередного форума, на тот момент заместитель, а ныне начальник управления экономического развития и поддержки предпринимательства Радмир Беляев заявлял о проведении мероприятий в Ледовом дворце автограда, а не в «Экспо-Каме». Еще в конце сентября на первом организационном совещании форума прозвучало предложение отказаться от услуг Яковлева под тем предлогом, что у него слишком мало места в существующем экспоцентре. Проведение форума на двух площадках одновременно, как это делалось в былые годы — например, основные выставки в «Экспо-Каме», а дни поставщиков и семинары — в инжиниринговом центре КФУ — тоже не оправдывало себя. Деление потоков заинтересованных компаний между двумя площадками было признано неэффективным. Между тем площади Ледового дворца, где и пройдет через месяц второй, основной этап форума, вполне могли вместить все мероприятия за раз, и исполком ориентировался на этот вариант. Мартовский этап форума рекламировался, а февральский не упоминался даже в первоначальном пресс-релизе недельной давности. Однако обойтись без уникальной для Челнов площадки Яковлева оказалось невозможно: к примеру, для станкостроительной экспозиции пол Ледового дворца не пригоден — он просто не выдержит станков весом до 7 тонн. Стоит напомнить, что и сам по себе камский промышленный форум — это все-таки авторское начинание Яковлева, в свое время одобренное президентом РТ Рустамом Миннихановым. Под первый форум Яковлев сам выбивал республиканские деньги, а контролировать их освоение в Челны приезжал в то время министр промышленности и торговли РТ Равиль Зарипов.

Как следствие — свою меньшую долю пирога в форуме Яковлев все же получил, хотя и без широкой рекламы, с информационной поддержкой, скорее, вопреки, чем благодаря, и при почти полном отсутствии соорганизаторов.

АВТОКОМПОНЕНТЩИК ПЕРЕКЛЮЧИЛСЯ НА... ШИПЫ ДЛЯ ОБУВИ

Корреспондент «БИЗНЕС Online», пройдясь по экспозиции, впечатлился разнообразием предложений. Среди прочего можно было увидеть новейшее оборудование для металлообработки и сварки, уникальное программное обеспечение и наряду с ними — производство ножей, чехлы для автокресел и даже шипы для обуви. «Мы пришли на выставку искать продавцов, которые бы взялись реализовывать наши изделия, — рассказал «БИЗНЕС Online» директор ООО «Малое и Мобильное» Григорий Антонов. — В Екатеринбурге мы таких продавцов нашли и за пару месяцев реализовали больше 10 тысяч пар наших шиповок. Надеюсь, найдем здесь». Как выяснилось, изготовитель шипов для обуви одновременно выпускает и комплектующие для грузовиков. Антонов сообщил, что его производство еще год назад работало в три смены, изготавливая на автоматно-токарном производстве узлы для «КАМАЗов» и другим авто. Кризис заставил обратить внимание на потребительский рынок. Оказалось, что шипы, одеваемые на обувь в гололедицу, пользуются неплохим спросом, особенно среди пожилых людей.

Самый большой стенд оказался у компании «Абамет-Кама»: станки с ЧПУ американской компании HAAS и листогибное оборудование, которое компания продвигает под собственным брендом Advance. Оператор листогибного станка продемонстрировал, как за несколько минут из листа металла можно изготовить корпус для персонального компьютера. Как убедился корреспондент «БИЗНЕС Online», точность изготовления оказалась весьма высокой. Фаяз Мутыгуллин — директор регионального представительства компании, рассказал, что в Челны они поставили уже порядка 150 станков с ЧПУ, в Татарстане работает порядка 200 единиц оборудования Advance, а в России — около 6,5 тыс. станков. По словам Мутыгуллина, антироссийские санкции почти не сказались на их работе, если не считать единственного случая недопоставки американских станков. Выставку в Челнах он назвал «одной из самых живых в стране среди региональных» и спрогнозировал скорое отмирание токарей и фрезеровщиков как класса — их место займет ЧПУ. Приближая этот момент, «Абамет-Кама» организовала в России на базе ведущих вузов около 30 учебных центров: в Татарстане такие центры оборудованы в Альметьевске и Казани... «Мы провели анализ, и выяснилось, что после тематических выставок в Москве и Санкт-Петербурге выставка в Челнах — одна их самых эффективных, — заявил руководитель представительства. — Это было удивительно для нас самих. Мы выставлялись в Казани, в Саратове, даже в Нижнем Новгороде, но именно участие в камском промышленном форуме стало для нас самым результативным. Ваш город постоянно находится в движении. Оценивать рынок со стороны, не общаясь вживую с местными потребителями невозможно, поэтому мы здесь. Готовимся к выходу из кризиса, напоминаем о себе — мы живые, работаем, мы рядом».

Еще один экспонент — хозрасчетный творческий центр Уфимского авиационного института. Его коммерческий директор Игорь Белов рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online», что приехал в Татарстан в расчете завести деловые знакомства с нефтяниками. «Мы вообще-то занимается разработкой смазочно-охлаждающих жидкостей и консервационных покрытий, но на выставку привезли технологию очистки от воды и грязи нефтепроводов и газопроводов. Технология разработана нами на базе отработавших свое авиационных двигателей, — рассказал Белов. — Врезаем авиадвигатель в нефтепровод, вставляем в трубу специальный полиуретановый поршень, и с помощью двигателя продувается часть нефтепровода на протяжении нескольких километров. После этого нефтепровод можно обработать сжатым воздухом или азотом — хорошим консервантом. Мы этим занимается уже около 20 лет».

Примером импортозамещения похвасталась руководитель отдела по новым проектам местной компании «Технотрон» Ольга Шустрова. «Технотрон» занимается производством запчастей к «КАМАЗам» и сельхозтехнике. «Мы пришли продвигать нашу уникальную разработку — троллейный шинопровод для кранового оборудования станкостроения, — сообщила Шустрова. — Мы первая и пока единственная компания в стране, которая освоила производство троллейного шинопровода. Сейчас почти все заводы при модернизации меняют кабель на токоподвод, так как он безопаснее и универсальнее. Это полный аналог продукции немецкого производителя».