Талгат Абдуллин подтвердил выход из проекта ЖК «Салават Купере» застройщика ОАО «Камгэсэнергострой»
Талгат Абдуллин подтвердил выход из проекта ЖК «Салават Купере» застройщика ОАО «КамГЭСэнергострой»

«ЭТО ЖЕ НЕ КРЕПОСТНОЕ ПРАВО — «ИДИ, ЖЕНИСЬ!»

Один из застройщиков ЖК «Салават Купере» — ОАО «КамГЭСэнергострой» (структура «Ак Барс Холдинга», который возглавляет Иван Егоров) — вышел из проекта и не будет участвовать в строительстве микрорайона №12. Об этом газете «БИЗНЕС Online» стало известно от источников, знакомых с ситуацией, а накануне данную новость подтвердил и глава Госжилфонда при президенте РТ Талгат Абдуллин. «Да, расторгаем договор. Почему? Плохо работают», — лаконично пояснил он, добавив, что сейчас уже идет процесс приема-передачи документов на объекты.

На вопрос «БИЗНЕС Online», какая компания будет достраивать микрорайон №12, Абдуллин сказал буквально следующее: «Определятся достойные. Вместе с муниципалами решим вопрос. Возможно, будет «Ак таш» и «ГрэйтСтрой». На уточняющий вопрос, а решен ли с ними вопрос, глава ГЖФ сказал: «Они должны принять объекты, проверить их. Это же не крепостное право — «Иди, женись!»

В квартале №12, доверенном компании, — 5 домов на 1 292 квартиры общей площадью 77,16 тыс. кв. метров. Их «КамГЭС» по графику должен был сдать еще в сентябре прошлого года — именно они должны были стать первыми на выходе. Однако в августе 2015 года стройка встала и с тех пор практически не двигается, что подтверждают и в минстрое РТ. Разве что на объектах выставлена охрана и чистят снег.

Очередников, стоящих в очереди на заселение, начали кормить завтраками. Первоначально ГЖФ называл сроки до конца прошлого года. Затем сдачу четырех домов перенесли на второй квартал 2016 года (дома с 12/2 по 12/5), еще один дом (12/1) планировалось сдать в третьем квартале. Наконец, 3 февраля на сайте ГЖФ появилось официальное сообщение, что сдача объектов намечена на конец 2016 года.

В том же сообщении ГЖФ дал понять, что в конце года «КамГЭС» вроде бы взялся за ум и «приступил к подготовительным работам для продолжения строительства». Но веры в это, судя по всему, не было: «В случае отсутствия темпов роста производства работ фонд будет вынужден поднять вопрос перед руководством Республики Татарстан о замене подрядной организации по строительству жилых домов в квартале №12 жилого района «Салават Купере» в Кировском районе Казани», — сообщалось на сайте. Итог известен.

Квартал №12 должны были сдать в сентябре прошлого года, однако в августе стройка встала
Квартал №12 должны были сдать в сентябре прошлого года, однако в августе стройка встала (фото: salavat-kupere.ru)

«ЕСЛИ ОТКАЖЕТСЯ, ПОТЕРЯЕТ БОЛЬШОЙ БОНУС, КАК ОН ВЫРАЗИЛСЯ»

Вероятно, развязку ускорила активизация протестов участников соципотечной программы. Хронология их активности видна по группе, где зарегистрированы 600 человек, в соцсети «ВКонтакте». В начале января они закидали гневными письмами ГЖФ, мэрию Казани и аппарат президента, в которых «в связи с утратой доверия к «КамГЭСэнергострою» как к ненадежной строительной организации» просили сменить генподрядчика.

3 февраля группа соципотечников устроила небольшой митинг у офиса «КамГЭСа». В сюжете телеканала «Первый городской» сообщалось, что директор фирмы (фамилия не уточняется, но этот пост занимает Ильдар Шагитов, а номер приемной на сайте указан казанский) принял у себя инициативную группу.

«Если мы вам убыточны, откажитесь от нас! — рассказала об итогах встречи соципотечница Алена Шамсеева. — Но он не согласен отказываться, потому что амбиции у них. Если откажется, то потеряет большой бонус, как он выразился. Так и сказал: «Я теряю большие бонусы». То есть и строить он не может на тех условиях, которые Госжилфонд ему предъявляет, но и отказываться он тоже не хочет, потому что имиджу компании, видимо, это очень повредит».

Наконец, 6 февраля очередники воспользовались излюбленным приемом обманутых дольщиков и начали усиленно «спамить» аккаунты президента РТ Рустама Минниханова в соцсетях. «Люди в отчаянии, растеряны, многие из нас на грани нервного срыва, так как на нашу долю пришлось слишком долгое ожидание: вместо трех обещанных мы ждем уже шестой год: то ждали земли, которой, как нам твердили, не было, то теперь оказались жертвами финансовой неразберихи строительной компании, — пишут участники программы. — Единственное обстоятельство, что дает силы жить и работать дальше, — это тот факт, что мы являемся участниками президентской программы, а это значит, что вы, наш президент, в которого мы очень верим, примете мудрое решение, в результате которого наконец-то начнут строить наши дома».

Кстати, по сведениям наших источников в строительной отрасли, решающим в судьбе «КамГЭСа» было совещание с участием премьер-министра РТ, которое прошло как раз в позапрошлую субботу, 6 февраля. Вопрос ребром в присутствии Егорова, как говорят, поставил Абдуллин. Так как до этого несколько последних китайских предупреждений у подрядчика уже было, вместо желтой карточки ему показали красную.

Несмотря на богатую «подкормку», строительное крыло холдинга Ивана Егорова преследуют обидные неудачи
Несмотря на богатую «подкормку», строительное крыло холдинга Ивана Егорова преследуют обидные неудачи

ХОЖДЕНИЕ «КАМГЭСА» ПО МУКАМ ГОСЗАКАЗА

Отстранение от проекта «Салават Купере», судя по всему, лишь надводная часть проблем «КамГЭСа», хотя для того, чтобы поддержать его на плаву, на уровне республики делается вроде бы все возможное. Согласно данным системы «Контур-Фокус», только за последние 12 месяцев компания выиграла 31 госконтракт на общую сумму 9,2 млрд. рублей. Среди главных заказчиков помимо ГИСУ — ОЭЗ «Алабуга» и ПАО «Туполев».

Да-да, буквально в конце января авиационный холдинг доверил компании, не способной построить в срок четыре дома, «реконструкцию и техническое перевооружение стоянок №13, 14 под отработку изделия «70М» (изделием 70 называется ракетоносец Ту-160, в данном случае речь идет, видимо, о модернизированной версии), а еще раньше — в ноябре 2015 года — реконструкцию аэродромной базы КАПО им. Горбунова. В сумме — 1,8 млрд. рублей.

Однако, несмотря на богатую «подкормку», строительное крыло холдинга Егорова преследуют обидные неудачи. На всех фронтах проекты компании перестали входить в жесткие финансовые и временные рамки.

Например, до сих пор в статусе «исполнения» находится контракт на 612 млн. рублей по строительству перинатального центра в РКБ на 100 коек. Объект должен был быть завершен 1 декабря 2015 года, однако 28 декабря ГИСУ было вынуждено вывесить в публичный доступ претензионное письмо, в котором указано, что центр не введен в эксплуатацию, а актами закрыты работы лишь на 136 млн. рублей.

Недавно «КамГЭС» закончил крупный проект — реконструкцию Республиканского клинического онкологического диспансера (РКОД) на Сибирском тракте в Казани. При первоначальной стоимости в 500 млн. рублей фактически работы были сделаны на 250 млн. рублей больше. Компании пришлось доказывать необходимость данных работ, но, предположим, удалось «отбить» 200 млн. рублей, о чем свидетельствует госконтракт ГИСУ.

Еще один крупный проект «КамГЭСа» — это капремонт горбольницы №2 в Набережных Челнах. Но и там есть проблемы. 20 января на сайте строительной компании появилось сообщение о том, что капремонт затягивается. «На сегодняшний день на объекте коллективом ООО «Камгэс-Спецмонтаж» завершены демонтажные работы, кирпичная кладка всех перегородок, запущено отопление, в стадии завершения штукатурные работы, но проектного решения по системам водопровода, канализации, электрике и вентиляции до сих пор нет, что задерживает полномасштабную работу на объекте. Поэтому сдача первого этапа ремонта пока затягивается», — сообщается на сайте. На данный проект из бюджета республики выделяется 176 млн. рублей.

Можно вспомнить, что «КамГЭСу» не удалось через Арбитражный суд РТ увеличить стоимость работ от ООО «Иннополис» на 320 млн. рублей (и указать ее равной 2,1 млрд. рублей). Часть денег на этом объекте, получается, была потеряна.

«КамГЭС» лишь первое, но не последнее «слабое звено», которое может покинуть проект. Подрядчиков категорически не устраивают низкие цены, предлагаемые ГЖФ
«КамГЭС» лишь первое, но не последнее «слабое звено», которое может покинуть проект. Подрядчиков категорически не устраивают низкие цены, предлагаемые ГЖФ

А в том же районе «Салават Купере» у «КамГЭСа» возникли проблемы при работе с коммуникациями. Компания в качестве подрядчика должна была протянуть сети для ТАИФа, но контракт был заключен с постоплатой, по завершении работ. Это отчасти тоже подкосило и без того нездоровые финансы компании.

На момент публикации комментарии от «КамГЭСа» получены не были.

Впрочем, источник «БИЗНЕС Online» в строительной сфере убежден, что «КамГЭС» лишь первое, но не последнее «слабое звено», которое может покинуть проект. Подрядчиков категорически не устраивают низкие цены — Госжилфонд платит 26,5 тыс. рублей за квадратный метр, тогда как себестоимость — не менее 30 тыс. рублей. Продаются же соцквартиры по 31 тыс. рублей за «квадрат». Пока что крупные подрядчики готовы работать себе в убыток отчасти по политическим соображениям, отчасти из желания хотя бы таким способом сохранить рабочие места и загрузить мощности.

На замечание «БИЗНЕС Online» о том, что «КамГЭС» и других подрядчиков не устраивают цены, сам Абдуллин заявил: «Это вопрос согласия сторон».