ОТ ЛЕОНОРЫ К ВИОЛЕТТЕ

Без «Травиаты», бессмертного оперного хита всех времен и народов от Джузеппе Верди, трудно себе представить Шаляпинский фестиваль. Последнюю по времени постановку трагической истории куртизанки Виолетты в 2007 году на казанской сцене осуществила француженка Жаннет Астер. И сделала это, надо сказать, довольно безлико. Что, впрочем, никак не сказывается на зрительской популярности этого спектакля.

Уже за 40 минут до начала в фойе и гардеробе образовались «человеческие» пробки. Прихорашивающиеся перед зеркалом в дамской комнате зрительницы в кружевах и стразах блистали ничуть не меньше главной героини музыкального шедевра Верди. Некоторые опероманы, пришедшие на спектакль с детьми, решили начать знакомство с театром прямиком с буфета — весьма разумный шаг, если учесть, что опера идет примерно три часа. Благо выпечка радовала глаз скромными ценами: сметанник — 25 рублей, элеш — 50.

Анна Принцева (Виолетта) поразила зрителей буквально с первой сцены — чрезвычайно артистичная и обаятельная, с копной белокурых локонов и в роскошном золотистом платье. Певица, дебютировала в столице Татарстана минувшей осенью, исполнив на премьерных показах «Трубадура» партию Леоноры. Теперь же, выступив в роли, которую в оперном мире называют «хлебом для сопрано», артистка, ныне представляющая Германию, доказала, что, безусловно, стала приобретением для казанской оперы. Вокал ее сценического возлюбленного, тенора Андрея Дунаева (Альфред) из московской «Новой оперы», был безупречен, но исполнителя слегка подвел костюм — светлый, довольно свободный, напоминающий скорее советские времена, чем золотой век. К тому же Альфред был ниже ростом своей Вилетты, что создавало некоторый диссонанс в сценическом действе. Впрочем, тут не стоило забывать, что классическая опера — это условное искусство, от которого сложно требовать тяги к реализму. Дополнял основное трио солистов баритон Анджей Белецкий (Жорж Жермон), который уже «засветился» на нынешнем Шаляпинском фестивале во время концертного исполнения «Пиковой дамы» в партии Томского.

За дирижерским пультом была киевлянка Алла Москаленко, частая гостья театра им. Джалиля. Со второго ряда, где посчастливилось сидеть корреспонденту «БИЗНЕС Online», были видны только ее порхающие руки — казалось, она сама танцует.

АДЕЛЬ ВАФИН: «НА УДИВЛЕНИЕ БЫЛО ОЧЕНЬ МАЛО КАШЛЯЮЩИХ И ЧИХАЮЩИХ»

В антракте публика чинно прохаживалась в фойе с бокалами шампанского под звуки бессменного струнного квартета Захара Штейнберга. Последний, если бы брал по рублю за каждое упоминание своего имени в журналистских материалах за многие фестивальные годы, кажется, мог бы уже быть миллионером.

Тем временем в зале был замечен министр экологии РТ Фарид Абдулганиев, пришедший на спектакль с женой и двумя дочерьми. Однако глава республиканского эковедомства целиком был поглощен общением с домочадцами и на общение с прессой был не настроен. «Давайте уж не здесь!» — попросил он корреспондента «БИЗНЕС Online». То ли недавно назначенный министр еще не слишком привык к вниманию прессы, то ли не был уверен в собственных познаниях оперного искусства, то ли опасался неприятных вопросов о... В любом случае мы решили его не беспокоить.

К тому же фойе с супругой и друзьями фотографировался, напротив, один из самых коммуникабельных татарстанских чиновников, министр здравоохранения Татарстана Адель Вафин.

— Знаете, я просто был потрясен исполнительницей главной роли! — признался Вафин нашему корреспонденту. — Конечно, я не видел Анну Нетребко в роли Виолетты, Венера Ганиева опять же ее пела, но вокальные данные, профессионализм Принцевой просто поражают. Я уверен, это высочайший уровень, наш татарстанский театр теперь на уровне европейских театров — это прекрасно!

А вот опасности распространения ОРВИ и гриппа на подобных мероприятиях министр не усмотрел.

— Наоборот, на удивление было очень мало кашляющих и чихающих! Видимо, даже те, кто подхватили инфекцию, на спектакле просто забыли про свою болезнь!

Кстати, сам Вафин, несмотря на то, что еще неделю назад с высокой трибуны призывал носить в публичных местах марлевые повязки, в казанской опере в таковой замечен не был. И вообще, такая зрительница была одна-единственная на весь театр, возможно, та же самая, что и на открытии Шаляпинского фестиваля.

Второе действие, более богатое на драматичные диалоги и яркие сцены, растрогало некоторых зрительниц до слез. Отец Альфреда объяснял Виолетте, почему она должна покинуть его сына, «падшая женщина» спорила с ним прекрасным серебристым сопрано, а затем все-таки смирилась.

— Как дочь, меня к груди / прижмите вы, и сил найду я. / Его семье родной отдам, / но с сердцем, полным горя, — причитала Виолетта. Соседка корреспондента «БИЗНЕС Online» тем временем тяжело вздыхала.

— Вы знаете, мне есть с чем сравнивать, правда, очень хороший уровень, — прошептала зрительница нашему корреспонденту. — И играет Принцева потрясающе — прямо всему веришь!

В третьем действии трагедия достигает кульминации — заблудшая женщина умирает от туберкулеза. Альфред винит во всем себя и своего отца, последний всячески оправдывается. Чуть ли не половину действия Виолетта проводит в постели.

— Лежа и так петь, мне кажется, мало кто сможет. Умничка! — поделилась впечатлениями после спектакля одна из поклонниц оперы Юлия Набиуллина. — Радует, что режиссер не кидается с головой в спецэффекты, а производит впечатление на зрителя исключительно профессионализмом. Очень понравились декорации и костюмы!

В финале постановки публика по традиции аплодировала артистам и дирижеру стоя. Особенно много зрительской любви предсказуемо досталось неподражаемой Виолетте.

Фото: vk.com/kazan_opera