Самый лучший PR нам сделал министр культуры РТ Айрат Сибагатуллин. После коллегии минкульта практически все интернет-издания упомянули нас, обозначив проблемы, с которыми приходится сталкиваться
«Самый лучший PR нам сделал министр культуры РТ Айрат Сибагатуллин. После коллегии минкульта практически все интернет-издания упомянули нас, обозначив проблемы, с которыми приходится сталкиваться»

ТАТАРСКИЙ ФИЛЬМ СТОИМОСТЬЮ 10 - 15 МЛН. РУБЛЕЙ МОЖЕТ ОКУПИТЬСЯ ЗА 2 ГОДА

Когда я вступил в должность председателя союза кинематографистов Республики Татарстан (2 декабря 2015 года), понимал, что нужно увеличить коэффициент узнаваемости того предприятия, в котором ты работаешь. В данном случае хотя союз кинематографистов является общественной организацией, он должен быть узнаваем. Мы проанализировали ситуацию — и оказалось, что про союз в общей массе никто и не знает. Многие даже удивляются, что он существует. И на протяжении двух месяцев занимались раскруткой его имиджа.

Создание фирменного стиля в документообороте, интервью средствам массовой информации, создание сайта, переговоры с нашим руководством в Москве и Казани о планах на Год кино — все это уже дает свои результаты. За 2 месяца союз привлек 200 тыс рублей, не прося у республики. Это мало, но привлек. И в дальнейшем будут созданы внутренние механизмы зарабатывания на комерческом кино.

Самый лучший PR нам сделал министр культуры РТ Айрат Сибагатуллин. После коллегии минкультуры практически все интернет-издания упомянули нас, обозначив проблемы, с которыми приходится сталкиваться, хотя Сибагатуллин говорил о всех творческих союзах Татарстана. Да, в работе союза сегодня много недочетов, но тем не менее кинематографисты выполняют свою работу. Какое общественное объединение может похвастаться тем, что выдало материальную помощь своим ветеранам почти на миллион рублей? Это, конечно, было сделано совместно с российским союзом кинематографии, но тем не менее у республики денег не просили. Мы по-прежнему являемся социально ориентированной организацией. Да, мы должны заниматься и ветеранами, и молодежью, и санаториями, и лечебными учреждениями, и снимать кино...

Этим при формировании доклада министра никто не интересовался, но с легкой руки нас поставили на последнюю строчку среди аутсайдеров. Возможно, это так, но с точки зрения надежд и планов на Год кино?.. Мы могли бы обсудить это на внутренних совещаниях. И потом нужно понимать, что союз кинематографистов РФ в РТ — это огромное кинематографическое сообщество. И масштаб его нужно учитывать.

Нужны фундаментальные решения в области производства фильмов. Да, попасть на международный фестиваль — это очень почетно, но сейчас наше кино должно стать прокатным. Для этого нужно начать снимать картины для национальных регионов Татарстана и России. Это наша ниша. Нужно создавать игровые картины, бюджет которых не превышает 10 - 15 млн. рублей. Это возвратная сумма, которую фильм может заработать за два года проката.

На первой стадии формирования проката мы бы предложили снимать фильмы на основе современных историй, происходящих в городе, в деревне. Истории должны быть близки массовому зрителю. Такие сценарии уже написаны. Возможно, они должны быть на основе известных татарских спектаклей, таких как «Казан егетлере», «Мулла», «Старик из деревни Альдермеш» и других, основанных на современных историях.

Нужно кино сделать народным, зритель будет покупать билет на фильм о о себе. И не нужно забывать, что и кинематографисты постоянно должны быть в процессе. Конечно, нужно помнить и об авторском кино, но сейчас ситуация другая. На эти проекты люди придут и купят билеты. Для некоторых это будет способ вспомнить детство и юношество, когда они видели данные спектакли в театре. Для каждого это своя история. Подобные картины стоят не таких больших денег, но мы уже сможем зарабатывать и возвращать потраченные средства. В правительстве РТ на этот год создана комиссия по кино, куда вошли лица из руководства «Татмедиа», руководители телеканалов, заместители министров. Эта комиссия, мне кажется, способна понять, какое кино прокатное, а какое — нет.

Нужно кино сделать народным, зритель будет покупать билет на кино о себе
«Нужно кино сделать народным, зритель будет покупать билет на фильм о себе»

НАДО ЗАБЫТЬ О КРУПНЫХ СЕТЕВЫХ КИНОТЕАТРАХ! В ДЕРЕВНЯХ НАШ ОСНОВНОЙ ЗРИТЕЛЬ

Да, сегодня есть проблема попадания в залы частных крупных киносетей в городах. Об этом можно забыть. На сегодняшний день у нас есть золотая жила, которую мы можем использовать. Национальное кино отлично пойдет в районах Татарстана. Сегодня почти 180 домов культуры отремонтированы, в них стоят киноустановки. Их можно полностью использовать. Раньше любой кинопоказ, особенно индийских фильмов в деревнях, был настоящим событием. А это значит, что нам надо снимать народное кино, где зритель может увидеть себя. Он не пойдет в клуб ради философского киноизложения какого-либо явления, ради непонятных сюжетов, интересных на фестивалях. Сегодня пришло время для прокатного кино. Это нужно нам, это нужно зрителю. Опыт «Белых цветов» это наглядно показал. В деревнях места не было свободного в зрительных залах. Но самое главное — нужно запустить производство вышеперечисленных проектов в этом году, чтобы они не потерялись на круглых столах, на совещаниях...

Я бы не согласился с критикой, что союз кинематографистов изжил себя. Но переформатировать его точно нужно. Возможно, он должен превратиться в продюсерский центр, возможно, это должно быть республиканское отделение федерального фонда кино, у которого есть своя комиссия, выделяющая деньги на съемку фильмов. Нам действительно нужно больше денег требовать из федерального бюджета. Производство кино — это дорогостоящая затея. Но в этом году минкультуры РТ выделило 3 млн. рублей на молодежные проекты. Значит, хотя бы две короткометражки будет снято молодыми режиссерами. «Но где же у них прокат?» — скажут мне многие. Мы в Татарстане должны получить известных режиссеров. Они снимают свое маленькое кино, едут на международные фестивали, получают имя, и после этого их начинают привлекать в полнометражные проекты. Да, есть опасность, что молодое дарование сразу перекупит, скажем, та же крупная кинокомпания, от этого никто не застрахован. С одной стороны, я буду гордиться этим. С другой — мы должны в Татарстане создать такую систему, когда после короткометражек молодой человек мог бы спокойно найти полнометражный проект и применить себя.

Люди, которые понимают, что их талант упирается в потолок, уезжают в другой регион. Сколько талантов мы потеряли!

Кинематограф — это отрасль, где люди должны зарабатывать деньги. И мы должны комплексно смотреть на этот вопрос, ведь потерять профессионалов легко, а восстановить эту потерю трудно. Очень важно, чтобы к кино начали относиться серьезно. Важно, чтобы финансирование не получали случайные люди, чтобы любительские картины не выдавались за профессиональные. Важно, чтобы на съемочную площадку пришли актеры, режиссеры, операторы, закончившие профессиональные кинематографические вузы.

Сегодня нам нужен комплект профессиональной камеры, стоимость которой превышает 12 млн. рублей на данный момент. Без этого профессиональное кино в Республике Татарстан сложно будет развивать. И понимание данного вопроса в министерстве культуры РТ, кажется, есть...

Так что, по моему мнению, национальное прокатное кино — это то, на чем мы сможем сегодня поднять татарстанский кинематограф на новый уровень. Сибагатуллин на коллегии заявил, что нужно провести отдельную коллегию о состоянии киноотрасли в Татарстане. Вот это уже сдвиг, это здорово. Только проводить ее нужно в начале года, чтобы поставить задачи и начать снимать кино.

Ильдар Ягафаров