По последним данным федеральной таможенной службы, импорт банкоматов за 11 месяцев 2015 года составил почти 4,5 тыс. штук (на сумму $48,9 миллиона). Это более чем вдвое меньше показателя за аналогичный период 2014 года (10,5 тыс. аппаратов на $121 миллион).

Банки перешли на корейские банкоматы: до кризиса из импортируемых АТМ лидировали европейские (средняя цена на корейские — $8 тыс., они на треть дешевле). Средняя цена ввозимых банкоматов с 2012 года упала с $12,1 тыс. до $11 тысяч. По мнению экспертов, кризис заставляет банкиров экономить, кроме того, россияне все чаще используют безналичный расчет при совершении покупок, пишут «Известия».

Крупнейшими странами-поставщиками банкоматов на российский рынок по итогам 2012 - 2014 годов являются Венгрия, Германия и Южная Корея, например, за 2014-й оттуда ввезено 6,4 тыс. (на $73,4 млн.), 2,7 тыс. ($34,7 млн.) и 1,3 тыс. ($10 млн.) банкоматов соответственно. Однако по итогам 11 месяцев 2015-го Южная Корея переместилась на первую строчку — из этой страны ввезено 1,6 тыс. банкоматов на сумму $13,4 миллиона. Второе место у Венгрии — 1,4 тыс. банкоматов на сумму $16 млн.; затем Германия — чуть больше тысячи банкоматов на $15,2 миллиона.

«Безусловно, стоимость оборудования в текущих условиях увеличилась из-за девальвации рубля, это основная причина сокращения закупок на сегодня, — отмечает начальник управления процессинга СДМ-банка Анна Стекольникова. — Кроме того, вполне естественно, что банки стали пересматривать эффективность работы ранее установленных банкоматов. Что касается роста популярности корейских банкоматов, то практика показывает, что они вполне успешно работают на российском рынке».

Другая важная причина резкого сокращения закупок зарубежных банкоматов — изменение тарифов международных платежных систем (перешли на процентную комиссию), из-за чего банки стали зарабатывать на 30% меньше с каждой операции, отметил руководитель центра развития эквайрингового бизнеса Бинбанка Никита Хомутов. Он считает, что снижение закупок банкоматов также не в последнюю очередь связано с растущей популярностью безналичной оплаты.

«Все большее количество карточных клиентов начинает расплачиваться картами в магазинах, ресторанах, кафе, особенно это заметно в городах с населением свыше 1 миллиона человек. Банки также способствуют данному тренду и предлагают всевозможные программы лояльности с бонусами, баллами, cash-back и прочими поощрениями», — сказал Хомутов.