Сегодня на сцене ТАГТОиБ им. Джалиля ткрывается 34-й Шаляпинский фестиваль
Сегодня на сцене ТАГТОиБ им. Джалиля открывается 34-й Шаляпинский фестиваль

1. АНТИКРИЗИСНЫЙ ШАЛЯПИН-ФЕСТ

34-й по счету традиционный оперный форум в столице Татарстана открывается на фоне серьезных экономических трудностей в стране. И афиша нынешнего «фестиваля голосов» выглядит достаточно скромно, во всяком случае, не обещая зрителю встреч с большими звездами, с которыми казанская публика еще не была знакома.

«В этом году мы прежде всего столкнулись со сложностями финансового характера, — подтвердил наступление сложных времен на пресс-конференции, посвященной старту фестиваля, директор театра им. Джалиля Рауфаль Мухаметзянов. — Естественно, приглашенным актерам приходится выплачивать гонорары в валюте. К сожалению, при проведении подобных мероприятий всегда существует определенная степень риска. И главное для нас сейчас — создать такую финансовую формулу фестиваля, которая бы отвечала всем нашим требованиям».

Особо обращает на себя внимание фактическое отсутствие среди солистов зарубежных артистов. Даже если таковые и есть, то все они — наши бывшие соотечественники, а сопрано Эмилия Иванова, занятая в спектакле Dona nobis pacem, представляет Болгарию, которую много лет во времена СССР называли 16-й союзной республикой. Впрочем, Мухаметзянова задело слово «импортозамещение» в вопросе корреспондента «БИЗНЕС Online».

Рауфаль Мухаметзянов сообщил, что в этом году организаторы фестиваля столкнулись с финансовыми сложностями
Рауфаль Мухаметзянов сообщил, что в этом году организаторы фестиваля столкнулись с финансовыми сложностями

«Я вам так скажу: а сколько должно быть [иностранцев]? — заметил он. — Есть один-единственный принцип — художественности. Все. Если вы сейчас поедете в Италию, в театр Ла Скала, или в Америку, вы увидите, что там поют в основном русские».

Что ж, с боссом казанской оперы можно согласиться, особенно если вспомнить, что обильное присутствие малоизвестных итальянских певцов в «Аиде» на Шаляпинском-2015 стало едва ли не главной неудачей прошлогоднего фестиваля.

Впрочем, на встрече с журналистами одной своей репликой Мухаметзянов продемонстрировал не без гордости, что щедро опекаемый республиканскими властями ТАГТОиБ им. Джалиля может иной раз и позволить себе «сорить деньгами»: «Последний случай расскажу. Мы гоняемся за одной сопрано несколько месяцев. Она приезжает, мы ее прослушиваем, выплачиваем ей гонорар, говорим: «Спасибо, но в спектакле вы петь не будете». Потому что человек не отвечает нашим художественным требованиям».

2. «ВЕЛИКИЙ КРЕСТНЫЙ ХОД» ПРОТИВ МОДЕРНА ПРОДОЛЖАЕТСЯ

Шаляпинский фестиваль вновь демонстрирует свою приверженность классике и традициям, отвергая всякий эксперимент в оперном искусстве. Из спектаклей, представленных на нынешнем форуме, по разряду режоперы проходит только остроумный «Севильский цирюльник» питерского ветерана оперной режиссуры Юрия Александрова. В афише отсутствует и не самая удачная премьера прошлого сезона — «Любовный напиток» все того же Александрова с Неморино в телогрейке, кажется, такое можно было считать новаторством лет 20 назад.

Фестиваль откроет «Трубадур» Ефима Майзеля
Фестиваль откроет «Трубадур» в постановке Ефима Майзеля

Директор театра им. Джалиля Мухаметзянов на пресс-конференции и вовсе блеснул оригинальной мыслью: «От модерна публика уже устала. Весь модерн произошел от скупой финансовой поддержки, от недостатка денег». Вот так, оказывается, новаторские постановки, режиссерские открытия в опере — это все исключительно следствие бедности. Так что ждать от ТАГТОиБ каких-то громких событий, видимо, не приходится. Здесь будут работать исключительно для «хороших и простых людей», как довольно точно охарактеризовал в интервью «БИЗНЕС Online» казанских зрителей американский режиссер Ефим Майзель, чей «Трубадур» открывает сегодня фестиваль.

Как тут не вспомнить слова балетного критика из Санкт-Петербурга Ольги Федорченко: «Даешь чистое и высокое искусство! А кто имеет иную художественную точку зрения, тот против духовных скреп. Великий крестный ход начал свое шествие из Казани». Речь шла о спектакле Dona nobis pacem («Даруй нам мир») на музыку Мессы си минор Иоганна Себастьяна Баха, который также будет показан на Шаляпин-фесте.

3. АЛЬБИНА ШАГИМУРАТОВА И БОРИС БЕРЕЗОВСКИЙ

Тем не менее, в отличие от последних лет, когда фестивалю пеняли, и совершенно справедливо, на фактическое отсутствие эксклюзивных событий, в этом направлении организаторы постарались. Конечно, к таковым событиям вряд ли можно отнести анонсированную выставку сценических костюмов, поскольку такие экспозиции являются частью повседневной жизни для любого солидного театра.

На Шаляпинском в сольном концерте будет блистать Альбина Шагимуратова

Но сольный концерт в стенах оперного Альбины Шагимуратовой — это большое событие! К тому же аккомпанировать приме будет не менее звездный пианист Борис Березовский. Правда, в самом ТАГТОиБ немного опасаются за то, как будет звучать камерный концерт в зале со специфической акустикой. Но это, пожалуй, только подогревает интерес к главному специальному событию 34-го Шаляпинского фестиваля.

4. КОНЦЕРТНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ «ПИКОВОЙ ДАМЫ»

«Борис Годунов», «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» — общеизвестный факт, что именно эти три произведения являются наиболее часто исполняемыми в мире русскими операми. Совсем скоро все они окажутся в репертуаре театра им. Джалиля. Последний пробел должен восполнить все тот же режиссер Александров. А пока на фестивале будет представлено концертное исполнение «Пиковой дамы».

«Никто не предполагал, что будет такой минимализм, такое идиотское перевоплощение, что в психиатрическую больницу можно превратить ту же «Пиковую даму». Ужас просто!» — негодовал на встрече с журналистами Мухаметзянов, судя по всему, имея в виду недавнюю премьеру шедевра Чайковского на сцене Большого театра в постановке самого знаменитого из ныне живущих театральных режиссеров страны Льва Додина. Ради справедливости отметим, что режиссура Додина была действительно неоднозначно воспринята критикой. Но в Казани, безусловно, будет классическая постановка.

«Что касается „Пиковой дамы“, то я счастлив участвовать в этом проекте, — заметил главный дирижер театра Ренат Салаватов
«Что касается «Пиковой дамы», то я счастлив участвовать в этом проекте», — заметил главный дирижер театра Ренат Салаватов

«Что касается «Пиковой дамы», то я счастлив участвовать в этом проекте, — заметил главный дирижер театра Ренат Салаватов. — Думаю, оркестр достойно справится со своей задачей». В партии Германа заявлен приглашенный солист Мариинского театра Олег Видеман из Новосибирска. Из других певцов стоит отметить хорошо известного казанской публике Владимира Мороза из Мариинки в партии князя Елецкого и народную артистку России Татьяну Ерастову из Большого театра, некогда певшую Графиню в премьерных спектаклях Ла Скала.

5. ВАСИЛИЙ ВАЛИТОВ КАК ПРЕТЕНДЕНТ В ГЛАВНЫЕ ДИРИЖЕРЫ ТЕАТРА ИМ. ДЖАЛИЛЯ

Говоря о дирижерах, которые будут работать на фестивале, Мухаметзянов сказал следующее: «Состав дирижеров у нас тоже достаточно разнообразный. Основную нагрузку, конечно, получает Василий Валитов, который у нас уже второй сезон подряд. И долю участия этого человека мы будем увеличивать. Остальные дирижеры тоже представляют достаточно высокий класс».

Эти слова директора театра лишний раз подтверждают предположение «БИЗНЕС Online», высказанное еще в сентябре, согласно которому экс-главный дирижер Астраханского театра оперы и балета Валитов, ныне работающий в московском театре «Новая опера», явный претендент на то, чтобы заменить 66-летнего Салаватова на главном дирижерском посту в ТАГТОиБ.

Василий Валитов (vvalitov.com)

6. ЛАДЮК, КАЗАКОВ, ПУДОВА И ДРУГИЕ

Если же говорить в целом о певцах, которых соберет Казань в феврале, то главная звезда — это знаменитый баритон Василий Ладюк. Впрочем, он был главной звездой Шаляпинского и год назад. В любом случае его Евгений Онегин должен быть все так же безупречен.

«Бас республики» Михаил Казаков выступит в коронной партии Бориса Годунова. В казанской опере отказались от поиска приглашенной звезды, хотя в прежние годы на заглавную партию в шедевре Мусоргского звали и заслуженных ветеранов вроде Владимир Маторина и Владимира Огновенко (последний, впрочем, так и не доехал из-за болезни до Казани пару лет назадприм. ред.), или немца Рене Папе. Но, кажется, лучше Казакова здесь не пел Бориса за последние годы никто. Хотя сам казанский спектакль уже заметно обветшал со своими картонными церквями, а также знаменами и гербами, больше похожими на выцветшие тряпки. Гордость оперной столицы Татарстана также выйдет на сцену в «Евгении Онегине» (Гремин) и «Набукко» (Захария). Вообще, «Онегин» и «Годунов» собрали в этом году пожалуй самые мощные и сбалансированные составы певцов.

Среди других приятных для зрителя встреч можно отметить появление на казанской театральной сцене после некоторого перерыва замечательной Ольги Пудовой из Мариинки (Розина в «Севильском цирюльнике, Джильда в «Риголетто»), а также постоянного гостя Шаляпинского Бориса Стаценко (заглавные партии в «Риголетто» и «Набукко»). Очень активно задействован на фестивале и едва ли не лучший исполнитель ролей второго плана в спектаклях театра им. Джалиля украинец Сергей Ковнир, его красивый бас можно будет услышать в «Трубадуре» (Феррандо), «Риголетто» (Спарафучиле), «Аиде» (Рамфис) и «Борисе Годунове» (Пимен).

Фестиваль традиционно завершится двумя гала-концертами
Фестиваль традиционно завершится двумя гала-концертами

7. ГАЛА-КОНЦЕРТ ОТ МОЛОДЕЖНОЙ ПРОГРАММЫ БОЛЬШОГО ТЕАТРА

Фестиваль традиционно завершится двумя гала-концертами, которые на этот раз не будут выглядеть обычной сборной солянкой. В последние дни Шаляпинского-2016 перед казанской публикой предстанут артисты и выпускники молодежной программы Большого театра России. Той самой, через которую прошли, например, наши землячки — нынешняя звезда Большого театра Венера Гимадиева или Юлия Мазурова, номинированная в этом году на «Золотую маску» за партию Керубино в «Свадьбе Фигаро» на сцене главного оперного театра страны. К сожалению, в спектаклях ТАГТОиБ им. Джалиля мы их не видим.

Среди самых ярких имен певцов, заявленных на гала концерт, — уже имеющая опыт выступления на сцене Метрополитен Опера Оксана Волкова и Кристина Мхитарян, чья Джильда запомнилась многим на премьерных показах скандального «эротического» «Риголетто» в постановке канадского режиссера Роберта Карсена в Большом театре.