«ВЕЧЕРКА» ПОТЕРЯЛА ТРЕТЬ ТИРАЖА ПО СРАВНЕНИЮ С ПЕРВЫМ ПОЛУГОДИЕМ 2015-ГО

«БИЗНЕС Online» традиционно анализирует печатные тиражи татарстанской прессы. На этот раз — по итогам подписной кампании на первое полугодие 2016 года, а также по общим тиражам изданий на первое полугодие. Данные по подписной кампании нашей газете предоставило министерство информатизации и связи РТ. ОАО «Татмедиа» опубликовало на своем сайте далеко не полный список по СМИ, поэтому «БИЗНЕС Online» самостоятельно собрал часть данных, обзванивая редакции.

Рассмотрим для начала массовые издания. Одно из старейших печатных общественно-политических СМИ «Вечерняя Казань» в первом полугодии показала символический рост в 2,7% — общий печатный тираж составляет 16 тыс. экземпляров. Однако это если сравнивать со вторым полугодием 2015 года — традиционно низким сезоном. На фоне же первого полугодия 2015-го тираж «Вечерней Казани», напротив, демонстрирует обвальное снижение — на 29% (тогда было 20,6 тыс. экземпляров). По подписке расходится почти весь тираж — 15527 экземпляров (плюс 5,4%). В целом газета сохраняет ядро преданных читателей, но оно постепенно уменьшается. Достаточно вспомнить, что более четырех лет назад тираж «Вечерки» превышал 30 тыс. экземпляров, а в 90-е ее выписывали по 60 - 80 тыс. читателей.

Узнать тираж «Комсомольской правды» (КП) в этот раз не удалось. После смены летом прошлого года директора КП в Казани — медиаменеджер Василь Галимов сменил Ирину Лукашову — миссия «связаться, чтобы узнать тираж», оказалась невыполнимой. В течение нескольких дней секретарь не соединяла нашего корреспондента с Галимовым, ссылаясь на совещания, а сама подсказать тираж газеты не смогла. Впрочем, благодаря минсвязи РТ известно, что по подписке количество распространяемых экземпляров у издания выросло в первом полугодии 2016 года на 11% до 3222.

ОФИЦИАЛЬНЫЕ ИЗДАНИЯ ОТСТУПАЮТ, НО НЕ СДАЮТСЯ

Официальные издания в республике утратили часть своих позиций по общим отпечатанным тиражам, однако количество экземпляров, распространяемых по подписке, возросло. Подписной тираж «толстушки» главной официальной газеты Татарстана «Республика Татарстан» составил 26005 (рост по сравнению со вторым полугодием 2015 года — 15%). Общий же тираж, согласно данным газеты, составляет 27680 — он по сравнению с предыдущей подписной кампанией уменьшился на 13,1%. Общий печатный тираж ежедневного выпуска издания — 6201 экземпляр (падение по сравнению со вторым полугодием на 0,5%).

«Толстушка» «Ватаным Татарстан» также потеряла в тираже — минус 3,3%, он составил 16025 экземпляров. А ежедневный выпуск упал еще больше: на 6,3% до 5002 экземпляров. По подписке в первом полугодии 2016 года будут распространяться 15288 экземпляров (меньше на 1,6%, чем в прошлом полугодии). Упал тираж и у газеты «Шахри Казан»: тираж «толстушки» — 5024 экземпляра с падением на 1,5%. Количество подписчиков у нее, напротив, возросло на 1,8% до 3005 экземпляров.

КОММЕРЧЕСКАЯ ТАТАРОЯЗЫЧНАЯ ПРЕССА ПОШЛА В РОСТ

У прочей татароязычной прессы дела идут в целом неплохо. Например, у детского журнала «Салават купере» серьезный рост печатного тиража в 19,5% (тираж — 9950 экземпляров). У журнала «Ялкын» также рост — на 10,4% (2739 экземпляров), «Сахна» — минус 6,4% (1638 экземпляров), «Майдан» — плюс 4,3% (2,3 тыс. экземпляров), «Сююмбике» — падение на 3,8% (6262 экземпляров).

У большинства коммерческих татароязычных газет ситуация улучшается. Только «Татарстан яшьлэре» продолжает сокращать тиражи — падение в первом полугодии 2016 года составило 3,6% — 12263 экземпляра (а во втором полугодии прошлого года — более 21%). В газете «Акчарлак» нам сообщили, что тираж в первом полугодии 2016 года — 39194 экземпляра, тогда как во втором полугодии 2015 года было намного меньше — 33292 (рост на 15%). У газеты «Безнен гэжит» рост тиража составило символические 1,7% — 16,8 тыс. экземпляров. У «Ирек майданы» рост аж на 23,5% до 42,5 тыс. экземпляров в первом полугодии 2016 года.

СМЕШНЫЕ ЦИФРЫ ПОДПИСКИ ФЕДЕРАЛОВ

Федеральные издания чувствуют себя по-разному. Не представившаяся сотрудница «Российской газеты» в Казани на вопрос о печатном тираже предоставила только одну цифру — ежедневного выпуска (в понедельник) — 1535 экземпляров, поэтому сравнить ее с предыдущим полугодием не представляет возможным. Однако есть данные по подписке на издание — она выросла в первом полугодии 2016-го на 14,9% до 1442 экземпляров.

Газеты «Ведомости», выпуск региональных полос которой прекратился с 1 сентября прошлого года, больше нет в таблице. К сожалению, данные тиражей в Татарстане по нескольким федеральным изданиям («Известия», «Коммерсантъ», «Труд») получить не удалось. Известно лишь, что по подписке распространяется 138 экземпляров «Известий» (плюс 5,7% по сравнению с предыдущим полугодием) и 91 экземпляр «Труда» (столько же, как и во втором полугодии 2015 года).

«БОЛЬШИНСТВО ЮРЛИЦ СТАРАЮТСЯ ОПТИМИЗИРОВАТЬ РАБОТУ. В СПИСОК СОКРАЩЕННЫХ РАСХОДОВ ПОПАДАЕТ И ПОДПИСКА»

Эксперты прокомментировали «БИЗНЕС Online» итоги подписной кампании на второе полугодие 2015 года.

Александр Латышев — главный редактор газеты «Республика Татарстан»:

— Подписная кампания прошла нелегко, ее итогами мы удовлетвориться не можем: произошло снижение подписки почти на 10 процентов. Интерес к печатной периодике падает. Подрастает новое поколение, которое игнорирует печатные издания, не только газеты, но и книги, журналы. Но система подведения итогов подписки архаичная, оставшаяся еще с советских времен. Если вести речь о СМИ, о его авторитете и влиянии, нужно говорить и о подписке, которая ведется почтой России, и о рознице, к которой почта России не имеет отношения, и о росте посещений сайта. Если рассматривать эти показатели в комплексе, то наша газета довольно благополучная: тираж по подписке остается одним из самых высоких в республике. Розница у нас хоть немного, но растет, и сейчас занимает практически треть тиража. Розницей занимаемся активно, создали свою собственную службу, шагнули в Набережные Челны, Нижнекамск, на очереди Альметьевск, но, к сожалению, все это делается своими силами, за свои средства. Трудностей на этом пути неимоверно много, но мы считаем, что другого пути увеличения тиража кроме улучшения контента нет. Также в 2015 году мы осуществили редизайн сайта, создали для него мини-редакцию. Ждем на этом направлении прорыва, интерес к нему растет.

В целом рынок СМИ в Татарстане остается одним из самых насыщенных, это приятно радует. Электронные СМИ будут выдавливать с рынка печатные, но я уверен, что газетам еще жить долго. Общая тенденция — снижение подписных тиражей. Но если бы соответствующие организации, начиная с почты России, серьезно взялись за подписку, решили бы проблему своевременной доставки, то ситуация могла бы улучшиться коренным образом. Но когда ежедневная газета приходит в село пачкой за неделю, то естественно, интерес к печатной периодике пропадает. Тут важно еще одну вещь учесть: мы единственная русскоязычная газета, которая компактно распространяется по республике. И прекращение доставки или несвоевременная доставка — это идеологическая проблема, потому что человек посредством газеты ощущает свою связь с центром, с властями. Когда газета отпечатывается в 5 утра, и в 10 лежит на столе у сельчанина, для него это некая сакральная связь. Он понимает, что недавно она была в Казани, а сейчас у него. Это уважение к читателю. Сейчас оно зачастую отсутствует.

Зуфар Хакимзянов — директор «Горпечати»:

— Ни для кого не секрет, что успех продаж изданий зависит от их контента. Поэтому продажи республиканских изданий (как и изданий любой другой тематической группы) очень отличаются. Ряд республиканских изданий (в том числе и федеральных изданий с региональными вкладками) стабильно находится в топе наших продаж на протяжении многих лет. Общая доля продаж местных изданий (в том числе федеральных изданий с региональными вкладками) по итогам 2015 года составила 48,9 процента от общих продаж газетно-журнальной продукции. Незначительные колебания доли (0,5 - 1 процент) наблюдаются ежемесячно. Выкладка в нашей сети осуществляется в соответствии с долей продаж в разрезе каждой тематической группы. Доли каждой тематической группы в выкладке могут варьироваться в зависимости от местонахождения киоска, торговой площади, торгового оборудования и продаж в конкретной точке. Это происходит потому, что разные тематические группы продаются в различных торговых точках по-разному.

Венера Якупова — главный редактор газеты «Казанские ведомости»:

— Две последние подписные кампании прошли в непростой обстановке. После повышения подписных цен не каждый готов выложить несколько сот рублей, чтобы оформить подписку на любимое издание. Что касается «Казанских ведомостей», нам удалось сохранить своего читателя. Подписной тираж остался практически на прежнем уровне, это больше 20 тысяч экземпляров. Тиражи СМИ сокращаются. Связано это прежде всего с тем, что почта России была лишена дотаций на доставку печатных СМИ, вследствие чего резко выросла подписная цена. В этих условиях по всей стране наблюдается падение подписных тиражей. Я общаюсь с коллегами из серьезных изданий других регионов, и они с горечью это констатируют.

На рынке печатных СМИ в Татарстане ситуация более благополучная, чем в ряде регионов России. Во-первых, благодаря государственной поддержке удалось сохранить многие национальные и детские издания. Да и ряд районных и городских газет, входящих в структуру «Татмедиа», вряд ли смог бы выжить самостоятельно. А поддержка — это ведь не только финансы. Это и повышение квалификации работников рекламных и финансовых служб, учеба журналистов, сотрудников сайтов. Надо отметить, что в Татарстане многие руководители, несмотря на наличие всевозможных гаджетов, все-таки читают бумажную прессу. Совсем недавно председатель Госсовета Татарстана Фарид Мухаметшин на торжественной встрече со СМИ по случаю Дня российской печати (и ваша газета об этом писала) признался, что сначала читает республиканские газеты, затем — федеральные издания, а уже потом открывает электронные средства массовой информации.

Меня тревожит, что в последние полгода абсолютное большинство юридических лиц стараются оптимизировать свою работу. В список сокращенных расходов попадает и подписка на местные газеты. Кризис кризисом, но думаю, что не стоит экономить на этом. Тем более многим организациям информация, опубликованная в газете, может пригодиться в работе. Я уверена, что как бы ни менялся курс доллара, какой бы ни был кризис, всегда найдутся люди, которые не откажутся от чтения бумажных газет. Если газета стала для человека настоящим другом и советчиком, он никогда ей не изменит. Даже если будет трудно. Сейчас Татарстан входит в тройку самых читающих регионов России. Это дает основания предполагать, что печатная пресса будет обязательно востребована у нас в республике.

Ильфат Файзрахманов — главный редактор общественно-политической газеты «Безнен гэжит» («Наша газета»):

— Эта подписная кампания прошла более или менее, мы выдержали. Положение нашей газеты пока нормальное, наш тираж держится на уровне прошлого года. Меня больше беспокоит тираж второго полугодия 2016 года, сейчас как раз составляется каталог. Новогодним сюрпризом для нас стало то, что теперь каталог составляет Москва, а не татарстанская почта. Появились дополнительные сборы — когда «Татарстан почтасы» формировала каталог, таких сборов не было. Меня удивляет, почему «Татмедиа» до сих пор молчит, соглашается с этим. Мне кажется, что Москва формирует каталоги по регионам, неправильно. Теперь, чтобы включиться в каталог по России, я должен увеличить подписную цену минимум на 30 рублей. Сейчас подписка на 6 месяцев стоит 519 рублей. Уже завтра мы должны сдать все документы, но до сих пор мы не можем сформировать бюджет. Мы уже получили письмо от типографии, что со 2 февраля на 10 процентов увеличивается стоимость их услуг. Стоимость экспедиции повышается с 1 июля, почта, наверное, тоже повысит тарифы. А мы не можем повышать цены, читателям в кризисное время не до газет: детей надо растить, кушать надо. Последние пять лет мы и так уже себе в убыток сдерживали цены, наверное, наша газета должна стоить 800 - 900 рублей.

Что касается других СМИ, краешком уха я слышал, что у некоторых изданий, особенно у журналов, положение тяжелое. Когда газеты превращали в журналы, я говорил, что эта затея неудачная: журналы плохо распространяются и не читаются. Если так будет продолжаться, неизвестно, кто останется на медиарынке через два-три года. Будь моя воля, я бы объединил газеты и журналы с тиражом 1,5 - 2 тысячи штук в одну редакцию. Это разве тираж? Да, кто-то попадет под сокращение, такова жизнь. Как говорят у татар, сигез сыер асраганчы, симез сыер асра — чем держать восемь тощих коров, лучше держать одну толстую.

Раиф Усманов — главный редактор газеты «Ирек майданы»:

— Сегодня общий тираж газеты «Ирек майданы» составляет около 42 500 экземпляров. Из них 32 885 — подписка по Татарстану (1 июля — 29 334, 1 января 2015 года — 29 938), 3 620 — в регионах РФ (1 июля — 3162, 1 января 2015 года — 3 402). Газету выписывают даже в Приморском крае и Якутии. Около 1500 газет распространяется в киосках. Еще печатаем газету в Уфе с республиканскими новостями под названием «Манзара-Башкортостан», у нее 4 580 подписчиков (на 1 июля было 3 000, 1 января 2015 года — 1000). У «Ирек майданы» выросло количество подписчиков, поэтому для нас подписка прошла успешно. Это исключительно результат упорной и творческой работы всей редакции и ее авторов, так как у нас не было рекламной кампании, нет обязательной подписки и лотерей.

Что касается СМИ в Татарстане, складывается странная ситуация: у половины изданий тираж падает, у другой половины растет. Но, к сожалению, средний тираж изданий падает. Дорожает печать и стоимость бумаги — с января она повысилась на 15 процентов. Также в следующем полугодии УФПС «Татарстан почтасы» уже не будет заключать договоры на распространение газет и журналов, включение в каталоги — только через федеральные подписные агентства, у которых предусмотрены агентские вознаграждения в среднем 60 копеек за каждый экземпляр (если газета выходит 1 раз в неделю, за полугодие эту сумму нужно умножить на 26 номеров). То есть все за повышение стоимости подписных цен. А как у нас индексируются пенсии и зарплаты — знаете сами.

==table869==

==table870==