В АВТОГРАДЕ ОЖИДАЮТ, ЧТО СЕТЬ ИЗ ГЕРМАНИИ ПРИНЕСЕТ ЭФФЕКТ НОВИЗНЫ, НО СОМНЕВАЮТСЯ, ЧТО СПРОС БУДЕТ ДОСТАТОЧНЫМ

Немецкая сеть Медиа Маркт на днях объявила о продолжении экспансии в Татарстане. До конца года она обещает открыть еще три – два в Казани (в ТЦ «Южный» открытие состоится уже в четверг, 14 октября) и еще один в Набережных Челнах. По мнению экспертов, в автограде ситуация для нового игрока выглядит весьма привлекательной – недавно с местного рынка бытовой техники ушли несколько игроков – как федеральных, так и местных.

ЭКСПАНСИЯ НЕМЦЕВ В ТАТАРСТАН ПРОДОЛЖАЕТСЯ

До конца года в Набережных Челнах откроется первый магазин бытовой техники и электроники Медиа Маркт. По неофициальной информации, открытие возможно уже в октябре. Но о появлении крупной международной сети в городе пока мало кто знает - рекламы еще нет, да и, как оказалось, о своем приходе они не уведомили даже местных отраслевых чиновников.

Кстати, по данным «БИЗНЕС Online», в ноябре в Казани Медиа Маркт планирует открытие магазинов в ТЦ «Южный» (здесь готовится запуск гипермаркета «Ашан») и ТЦ «Парк Хаус». Таким образом, немецкий ритэйлер увеличит свое присутствие в Татарстане в разы, и тем самым очень серьезно повлияет на расстановку сил в этом секторе рынка.   

Вот какой комментарий дали «БИЗНЕС Online» в компании. «В 2010 году мы планируем открыть три новых магазина в Республике Татарстан, – говорит генеральный директор ООО «Медиа-Маркт-Сатурн» Бернд Гуральчик. – К уже существующему в Казани добавятся еще два и один появится в Набережных Челнах. Мне приятно, что наше партнерство с республикой приобретает все больший масштаб, ведь по количеству магазинов Медиа Маркт Татарстан выйдет на третье место в России. Больше их только в Санкт-Петербурге и Москве».

Напомним, что в прошлом году сеть открыла магазин в Казани, причем в момент, когда на потребительском рынке бушевал кризис. И вот что тогда об этом сказала Гуральчик: «Мы не любим кризис, кто любит кризис?  Но если вы хорошо готовы, то тогда кризис – это возможности для вас. В 2009 году мы открыли больше магазинов, чем в 2008 году, и я полагаю, что в следующем году откроем еще больше магазинов, чем в этом. Мы с уважением глядим на конкурентов, но, может быть, они были не так готовы к кризису, как мы». Он также отметил, что «особенность сети – в том, что она не берет кредиты на свое развитие, открывая магазины за счет собственных средств. Еще один момент - децентрализованная система управления: директор магазина может сам принимать решение по ценам, маркетинговой политике. Ну, а секрет «фантастических цен» - в договорах с производителями техники».

На открытии казанского магазина покупатели отметили для себя любопытные маркетинговые ходы: игровые компьютеры с возможностью играть по сети прямо в торговом зале, прослушивание дисков, распечатывание фотографий.

ПОЧЕМУ УМИРАЮТ МЕСТНЫЕ СЕТИ

К сожалению, компания так и не ответила на другие вопросы «БИЗНЕС Online» - в частности, сколько рабочих мест немецкая сеть даст городу и почему местом открытия были выбраны Набережные Челны. Эксперты в автограде противоречиво отнеслись к появлению нового ритэйлера. Какова же емкость рынка товаров бытовой техники и электроники а автограде, и как изменится ситуация с приходом крупного международного игрока?

Сегодня в Набережных Челнах работают пять крупных сетевых компаний по продаже бытовой техники и электроники: «Эльдорадо», «Техносила», «Корпорация Центр», «Домо», «М.Видео». Ни одна из компаний не решилась официально прокомментировать приход конкурента в город.

Однако, свое мнение о приходе в город крупного ритейлера «БИЗНЕС Online» высказали эксперты.

Владимир Иванов, директор ООО «Бизнес-центр» (в 90-е один из крупнейших в Челнах продавцов бытовой техники):

- В целом по товарам бытовой техники и электроники на душу населения у нас есть запас в два раза. Насколько я знаю, Медиа Маркт - это жесткий дискаунтер, где есть минимум продавцов и максимум товара. Немецкая сеть, как и другие международные, очень экономит. Может, это правильно. Но в целом их сеть особо не отличается от всех остальных. Я даже считаю, что качество обслуживания в российских сетях, которые присутствуют у нас в городе, выше, чем в международных. Кстати, по образу Медиа Маркт в Набережных Челнах в свое время создавался один известный сетевой магазин бытовой техники, в котором даже форму продавцов сменили на черно-красную, как в немецкой сети. Правда, Медиа Маркт теперь использует другую фирменную цветовую гамму – черно-малиновую.

Эффект новизны, конечно, сработает, и немцы первое время потеснят существующие в городе  сети. Помню, как на открытии Медиа Маркт в Москве они продавали ЖК-телевизор Panasonic в два раза дешевле, чем в других сетях. Их секрет - в кредитных ресурсах, ведь во всем мире бизнес поддерживается правительством (через ставки банковских кредитов, политическое лобби и т.д.), поэтому они так успешно продолжают экспансию на российский рынок. У нас ситуация другая, поэтому умирают городские, татарстанские и даже российские сети – закрылся «Элекам», «Александр ЛТД»,  «Мир» и другие магазины бытовой техники и электроники. Боюсь, что  через 10 лет у нас не останется ни одной российской сети! Для клиента, конечно, приход новой международной компании - благо, но для города, республики и страны - это тревожный сигнал, ведь это значит, что доля местных компаний, а вслед за ней и сумма налоговых поступлений в бюджет уменьшится.  Такая же ситуация складывается и по продуктовым сетям.

Елена Машкова, директор Камского центра социальных и бизнес-технологий «Развитие»:

- Несмотря на декларации о выходе из кризиса и росте потребления многих групп товаров, ситуация на рынке бытовой техники напряженная. Во время кризиса эти магазины сильно пострадали - по нашим данным, произошло падение спроса на бытовую технику и электронику на 52%, при этом на продукты, например - на 33%, на отдых, путешествия – на 42%.  Понятно, что когда потребитель начинает себя в чем-то ограничивать – это либо показатель насыщенности, либо показатель того, что эти товары не являются предметом  первой необходимости. Доходы у челнинцев невысокие. Потребительские кредиты берет основная группа населения со средней зарплатой. Но их заработки считаются низкими, потому что кредиты съедают от трети до половины семейного бюджета. Спрос на бытовую технику есть, но и предложение достаточно. Поэтому мои прогнозы в отношении новых сетей на данном этапе не оптимистичны.

Светлана Шадрина

Справка

Челнинский магазин Медиа Маркт расположится в ТЦ «Эссен» на проспекте Яшьлек. Общая площадь магазина составит 5 тыс. кв. м, в том числе торговая – 3,5 тыс. кв. м. В ассортименте будет присутствовать более 45 тысяч наименований товаров известных производителей. Это мелкая и крупная бытовая техника, компьютерное оборудование и программное обеспечение, ТВ, фото- и видеотехника, телефоны, портативные устройства развлечения, CD, DVD и mp3 диски, офисная техника.

Медиа Маркт является лидером европейского розничного рынка бытовой техники и электроники. Успех этой сети, образованной в 1979 г. и входящей в состав Media-Saturn-Holding GmbH, основан на уникальном ассортименте товаров известных марок, предлагаемых по низким ценам, компетентности персонала, качественном обслуживании, яркой рекламе и децентрализованной организационной структуре. Директор каждого магазина несет ответственность за предлагаемый ассортимент товаров, ценообразование, персонал и маркетинг. В настоящее время сеть включает более 590 магазинов в 14 странах мира, в том числе 23 магазина в России, среди которых действующий в Республике Татарстан открыт в декабре 2009 года в Казани. В 2009 году оборот Media-Saturn-Holding GmbH составил 19,7 млрд евро.