Сцена из спектакля «Нашла коса на камень»
Сцена из спектакля «Нашла коса на камень»

SPECIAL GUEST STAR ГОДА

В роли главной приглашенной звезды года выступил знаменитый актер Сергей Безруков. Руководимый им ныне Московский губернский театр еще не столь авторитетен в театральном мире, однако худрук «губернцев» привез в Казань довольно качественный репертуар.

Безруков, с которым один из гастрольных дней провели корреспонденты «БИЗНЕС Online», так и не вышел на сцену в качестве актера, но показал в театре им. Камала свою режиссерскую работу «Нашла коса на камень» по мотивам произведений Александра Островского. В основе сюжета — пьеса «Бешеные деньги», а сами герои то и дело начинают разбрасываться деньгами в прямом смысле этого слова, вынимая их из карманов и кошельков — и как аргумент в споре, и как доказательство любви. По Безрукову, герои пьес Островского часто проходят испытание пресловутым «золотым тельцом», пытаясь ответить на вечные вопросы: есть ли место настоящей любви в мире, где все продается и покупается? Причем, кажется, режиссер — неисправимый оптимист — отвечает на этот вопрос утвердительно гораздо чаще великого драматурга. Украшением спектакля стала работа Дмитрия Дюжева.

Сцена из спектакля «Мы уже здесь»
Сцена из спектакля «Мы уже здесь»

ГАСТРОЛИ ГОДА

А вот действительно гастролями года в Казани можно признать появление здесь питерского «театра post» — детища лауреата «Золотой маски» и одного из самых обсуждаемых режиссеров страны Дмитрия Волкострелова. Узнав о том, что «театр post» везет в столицу Татарстана в октябре сразу 7 названий, «облизывались» даже продвинутые столичные театральные критики. В результате организаторы гастролей из фонда «Живой город» неизменно собирали аншлаги на спектаклях лидеров российского поискового театра, проводившихся сразу на нескольких камерных площадках города.

«Успешность — это такая сложная категория — я не знаю, успешно ли все прошло, — говорит директор фонда «Живой город» Инна Яркова. — Если оценивать с точки зрения зрительской посещаемости, на каждом спектакле был аншлаг, и билетов уже дней за 10 не было совсем. С точки зрения реакции — трижды мы проводили обсуждения, люди активно делились своими мыслями, соображениями, задавали вопросы. То, что мы хотели сказать этими гастролями, мы сказали, на мой взгляд, а дальше — работа зрителей. Что касается Димы Волкострелова, безусловно, очень хотелось бы и дальше продолжить с ним работать, и было бы здорово, если бы получилось у него что-то сделать в Казани, но это все планы. Работать с такой командой, как «театр post» — это, конечно, просто мечта и сказка, такой теплой правильной атмосферы я ни в одном коллективе не встречала».

Сцена из спектакля «История медведей панда, рассказанная саксофонистом, у которого есть подружка во Франкфурте»
Сцена из спектакля «История медведей панда, рассказанная саксофонистом, у которого есть подружка во Франкфурте»

ДЕБЮТ ГОДА

Этот дебют носил ярко выраженный оттенок светскости, однако ничуть не стал от этого менее ярким. В рамках режиссерской лаборатории «Город АРТ-подготовка», которую в июне проводил все тот же «Живой город», звезда фильма «Овсянки» и сериала «Екатерина» Юлия Ауг поставила эскиз спектакля по пьесе французского драматурга румынского происхождения Матея Вишнека «История медведей панда, рассказанная саксофонистом, у которого есть подружка во Франкфурте». Историю «панд» на двоих разыграли один из самых известных драматических актеров Казани Роман Ерыгин и дочь главы аппарата президента РТ Асгата Сафарова, выпускница ГИТИСа Диана Сафарова.

Народу в выбранное для показа необычное помещение неотремонтированного третьего этажа Казанского художественного училища им. Фешина прибыло столько, что заявленные 180 посадочных мест были очень быстро заняты, и многим пришлось стоять. А некоторые из организаторов так и не увидели актерского дебюта Сафаровой, имеющей в своем послужном списке режиссерскую работу — «Маугли» в челнинском театре «Мастеровые», поскольку успокаивали в фойе и на улице тех зрителей, которые так и не попали на представление. Есть надежда, что Ауг в нынешнем году доведет свой имевший успех эскиз до полноценного спектакля.

«Это был удивительный процесс для меня, очень новый — как выключить в себе режиссера и погрузиться в историю изнутри, — говорит соучредитель фонда «Живой город» Сафарова. — Подобный формат — хороший профессиональный стресс как для актеров, так и для режиссера. Все состоялось, все случилось. Есть огромное желание со всех сторон продолжить работу, но на данный момент это зависит от множества факторов, очень надеюсь, что все сложится и спектакль состоится».

Владимир Васильев и Рауфаль Мухаметзянов
Владимир Васильев и Рауфаль Мухаметзянов

МЕНЕДЖЕР ГОДА

Директор театра им. Джалиля Рауфаль Мухаметзянов вновь блеснул на менеджерской стезе, предложив великому танцовщику Владимиру Васильеву поставить в Казани спектакль Dona nobis pacem («Даруй нам мир») на музыку Мессы си минор Иоганна Себастьяна Баха, приурочив премьеру к 75-летию артиста. После показов в столице Татарстана Dona nobis pacem отправился в Москву, где был показан на исторической сцене Большого театра 18 апреля, в день юбилея Васильева.

Так совпало, что в этот же день в столице вручали «Золотые маски», так что большого количества рецензий на спектакль, позволяющих судить о его художественной значимости, мы так и не дождались. Зато его показали на канале «Культура», а Мухаметзянов стоял рядом с Васильевым во время всех многочисленных телерепортажей о круглой дате артиста. Кстати, Большой театр, на сцене которого и блистал некогда Васильев со своей партнершей и супругой Екатериной Максимовой, полностью оплатил приезд в Москву густонаселенного спектакля Dona nobis pacem, что также можно считать менеджерской победой директора театра оперы и балета.

И все же возвращаясь к самому спектаклю. «В Казани создан идеальный ответ на возможные попытки менее умиротворенных и недостаточно просветленных художников высказаться в более жесткой и циничной манере по волнующим их вопросам. Не надо никакого раздражения, убираем всевозможные подтексты и ассоциации, намеки и политичность. Даешь чистое и высокое искусство! А кто имеет иную художественную точку зрения, тот против духовных скреп. Великий крестный ход начал свое шествие из Казани», — так писала на страницах «БИЗНЕС Online» балетный критик из Санкт-Петербурга Ольга Федорченко.

Руководители фонда «Живой город» Инна Яркова, Артем Силкин, Диана Сафарова
Руководители фонда «Живой город» Инна Яркова, Артем Силкин, Диана Сафарова

ОРГАНИЗАЦИЯ ГОДА

Кажется, что о театральной Казани за пределами республики и в профессиональной среде теперь во многом знают благодаря фонду поддержки современного искусства «Живой город», который к тому же в минувшем году получил и свою площадку под названием «Угол». Число проектов «Живого города» впечатляет: гастроли «театра post» и спектакля неоднократного номинанта «Золотой маски» режиссера Семена Александровского «Топливо», лаборатории «Город АРТ-подготовка» и «Свияжск АРТель», работа с подростками в проектах «Театр у школьной доски» и «Классная драма», и т. д.

«Если говорить о планах на следующий год, нужно рассматривать в двух плоскостях: проекты «Угла» и проекты фонда, — полагает Яркова. — Репертуар «Угла», как бы то ни было, несмотря на то, что мы многофункциональная площадка и, в общем-то, не ограничены никакими репертуарными рамками, тем не менее хочется, чтобы именно в наших стенах рождались спектакли. Будут в «Углу» и проекты, инициированные не нами, например, центром драматургии и режиссуры, но всеми нашими силами и возможностями поддерживаемые. Что касается проектов «Живого города», то продолжат свою жизнь «Город АРТ-подготовка» и «Свияжск АРТель». Надеемся провести фестиваль уличного искусства — есть идея в самом ее зародыше сделать совместно со «Сменой» и фондом «Сфорзандо» один большой общий проект, связанный с улицами. А также ретроспектива фильмов — формат не новый для нас, мы уже проводили ретроспективу Александра Сокурова и Йоса Стеллинга, надеемся, что и в этом году получится. Реализация проектов зависит от многих факторов: где-то от грамотной логистики и правильного планирования, где-то от того, будут ли возможности у «Угла» финансово вытянуть какие-то затратные проекты, и, безусловно, где-то от поддержки министерства культуры РТ, поскольку все проекты фонда реализуются при его поддержке».

«Казань сегодня не производит громких событий, зато здесь кипит жизнь, — уверена московский театральный критик Елена Ковальская. — Казань в последние годы влилась в общий театральный водоворот жизни благодаря фонду «Живой город» и Олегу Лоевскому. Есть такой показатель: если в город зачастил Лоевский, значит, в городе есть жизнь. Лоевский — организатор всероссийского лабораторного движения в России, того самого театрального водоворота идей и новых имен. Сегодня он в Казани частый гость. Сегодня в Казани самые интересные лаборатории, здесь мечтают работать самые дерзкие молодые режиссеры, здесь чрезвычайно открытая, любопытная и живая публика. Почему здесь? Думаю, потому что в Казани сегодня больше творческой свободы, чем где бы то ни было в России».

 «Кара пулат»
«Кара пулат»

ПРОРЫВ ГОДА

В январе прошлого года состоялась премьера оперы Эльмира Низамова на либретто Рената Хариса «Кара пулат» («Черная палата») в постановке Георгия Ковтуна. Сам по себе факт появления новой татарской оперы — событие далеко не рядовое, к тому же презентован был проект, в создании которого поучаствовал государственный советник РТ Минтимер Шаймиев, не на сцене театра оперы и балета, а в театре им. Тинчурина, для которого более привычны драматические спектакли. Премьера прошла с большим успехом. Столичный музыкальный критик Елена Черемных назвала «Кара пулат» уникальным образцом «жанра, который терминологические смельчаки, возможно, назовут «татарским мюзиклом». Творение главной надежды татарстанской композиторской школы Низамова попало в лонг-лист «Золотой маски» и получило республиканскую театральную премию «Тантана».

Вот только это не стало гарантией безоблачной репертуарной судьбы спектакля. Вслед за премьерой глава фонда «Возрождение» Минтимер Шаймиев устраивал несколько показов для почетных гостей. Но в текущем репертуаре Тинчуринского театра «Кара пулат» не появляется. Директор театра Фанис Мусагитов объяснял «БИЗНЕС Online» еще осенью: «Нет, он не снят с репертуара. Он заревизирован. Все костюмы есть, просто надо собрать артистов, у нас только три местных артиста участвуют, остальные из Питера — Мариинского театра — и других городов. Предварительная дата постановки — январь, репетиции начнутся за 20 дней». Однако в текущей афише спектакля по-прежнему нет.

«Меня зовут Красный»
«Меня зовут Красный»

РАЗОЧАРОВАНИЕ ГОДА

Спектакли из Казани вновь не попали в число номинантов главной театральной премии страны «Золотая маска». При этом в самой престижной номинации «драма/спектакль большой формы» представлены постановки из Красноярска, Ижевска, Минусинска и Серова. Правда, упомянутый выше «Кара пулат» и «Меня зовут Красный» Камаловского театра попали в лонг-листы самых заметных событий года по версии экспертного совета премии. «Золотая маска» действительно не указ, — считает Ковальская. — Она детектор. Детектор того, что театр Татарстана в целом интересен по преимуществу жителям Татарстана. Нужно ли этим гордиться? Вряд ли. Здорово было бы, если бы благодаря театру россияне знакомились с самобытной культурой Татарстана».

Ковальская продолжает: «Номинация на «Золотую маску» говорит о том, что театр работает в едином российском театральном поле и выигрывает у конкурентов. Сегодня на этом поле соревнуются между собой режиссерские интерпретации русской и европейской классики, постановки современной драматургии, междисциплинарные проекты. У театра Татарстана свой путь, особенный. Он одной ногой стоит на поле российского театра, другой ногой — на поле театров тюркоязычных стран. Одной своей частью он нащупывает национальную самобытность, а другой — тянется к европейскому театральному универсуму. Несколько лет назад «Золотая маска» обратила внимание на постановку Фарида Бикчантаева пьесы Юна Фоссе «Однажды летним днем». Это была европейская пьеса, и в ней гармоничным образом сплелись азиатская уклончивость с нордической сдержанностью, восточная тонкость и европейская неврастеничность. У таких постановок есть шанс на «Золотой маске».

«Странна сама постановка вопроса: почему Казань и Татарстан «опять» не попали в списки номинантов, — говорит театральный критик, завлит театра им. Камала Нияз Игламов. — На самом деле то, что два казанских спектакля попали в лонг-лист премии, а работу художника из Челнов Елены Сорочайкиной номинировали для участия в конкурсе за спектакль Ижевского русского театра («Маленькие трагедии» прим. ред.), — это уже большое событие. Казанские спектакли попали в число самых заметных спектаклей сезона. Из, вдумайтесь, почти 800 лучших спектаклей страны, отобрано чуть больше 60 в лонг-лист. К чему эти цифры? А вот к чему. Экспертный совет «Золотой маски» видит шире и точнее картину отечественного театрального процесса за сезон, чем кто-либо. И если наш спектакль «Меня зовут Красный» или копродукция Тинчуринского театра и оперной студии Казанской консерватории «Черная палата» не попали в конкурс, значит, экспертам виднее. Значит, скорее всего, объективно не дотянули. Для нашего казанского зрителя знаковым спектаклем сезона стал «Ходжа Насретдин», а «Красный» вызвал неоднозначные оценки. Однако эксперты «Маски» берут во внимание общероссийский театральный контекст. Очевидно, как событие общероссийского масштаба «Ходжа» уступает «Красному». Возможно, не станем спорить, хотя сам я считаю иначе. Главное для меня, что театр Камала один из серьезных региональных игроков, каждая премьера которого в той или иной степени событие общероссийского масштаба. Два года назад наш спектакль участвовал в конкурсе, два года подряд наши спектакли «Банкрот» и «Красный» попадают в лонг-лист. Просто посчитайте, много ли таких театров в России».

Александр Славутский в ответ на рецензию Антона Хитрова заявил, что все его критики «ответят перед лицом вечности»
Александр Славутский в ответ на рецензию Антона Хитрова заявил, что все его критики «ответят перед лицом вечности»

РЕЦЕНЗИЯ ГОДА

Рецензия московского критика Антона Хитрова на страницах «БИЗНЕС Online» о первой премьере после капитального ремонта на большой сцене театра им. Качалова «Женитьба Фигаро» так возмутила режиссера спектакля, худрука и директора театра Александра Славутского, что тот в телевизионном эфире заявил о том, что все его критики «ответят перед лицом вечности», а также пожаловался на то, что живет без отпуска и огорода.

Всю вторую половину 2015-го театральная общественность следила за перипетиями конфликта в казанском ТЮЗе, где часть труппы выступила против нового главного режиссера
Всю вторую половину 2015-го театральная общественность следила за перипетиями конфликта в казанском ТЮЗе, где часть труппы выступила против нового главного режиссера

СКАНДАЛ ГОДА

Всю вторую половину 2015-го театральная общественность следила за перипетиями конфликта в казанском ТЮЗе, где часть труппы выступила против нового главного режиссера Туфана Имамутдинова. На данный момент конфликт продолжает тлеть, минкульт РТ продлил контракт с главрежем, и остается надеяться, что до конца нынешнего театрального сезона Имамутдинов найдет ключи и к сердцам казанской публики, благо названия выбраны для этого подходящие — «Маленький принц» и «Страсти по Семен Семенычу» по пьесе Эрдмана «Самоубийца».

Сцена из спектакля «Ходжа Насретдин»
Сцена из спектакля «Ходжа Насретдин»

СПЕКТАКЛЬ ГОДА

Очередное обращение театра им. Камала к классической пьесе Наки Исанбета «Ходжа Насретдин», в которую был вкраплен текст сирийского драматурга Саадаллы Ваннуса «Слон, Ваше величество!», в постановке главного режиссера Фарида Бикчантаева превратилось в острое и смелое социальное высказывание о сегодняшнем дне. «Этот спектакль был поводом к разговору театра со своей публикой об обществе и власти, — отмечает Ковальская. — Это был нелицеприятный разговор. Разговор за закрытой дверью. Важнейший спектакль для Татарстана, я считаю. И то, что он обращен к своим, а не к целому миру, не умаляет его достоинств».

«Фарид Бикчантаев, собственно, заострил наше внимание на общеизвестном: «Новое (в смысле, сегодняшнее) — это хорошо забытое старое», — полагает ее коллега Черемных. — В спектакле образ слона — это повторяемый рефрен. В Камаловском театре пьеса «Ходжа Насретдин» — такой же рефрен. В исламской культуре одноименный мифологизированный персонаж — тоже рефрен. Все возвращается на круги своя. В том числе и необходимость «смиряться и терпеть»; понимать людские слабости, производные от жизненных обстоятельств — болезней, налогов, подпираемых лишь изнутри домов и попираемые раздутыми до гигантских размеров «слонами». Конечно, слон — это не персонифицированная — в отличие от «Бориса Годунова» — метафора власти. Как гоголевское «колесо», которое «довезет - не довезет...», — метафора России. Хотя кому-то другая метафора про птицу-тройку покажется дороже».

Сцена из спектакля «Вне закона»
Сцена из спектакля «Вне закона»

ТЕНДЕНЦИЯ ГОДА

В Казани все более популярными становятся камерные площадки и малые театральные формы. Плотно трудится на этой ниве «Живой город» в «Углу», набирает обороты «Театр. Акт». Но и традиционные репертуарные театры не стоят в стороне. Активно работает малая сцена в Качаловском театре, мечтают о такой же в ТЮЗе. Но, пожалуй, ярче всего звучит малая сцена в театре им. Камала. Здесь к номинированному на «Золотую маску» спектаклю «Однажды летним днем» и экспериментальному «Ричарду III» добавились хулиганские «Вне закона» по пьесе Джима Джармуша и «Улетные танцы» Салавата Юзеева, и теперь репертуар малой сцены кажется вполне самодостаточным и даже составляющим конкуренцию основной.

«Малая сцена давно задумывалась нами как площадка для творческого поиска, эксперимента, — рассказывает Игламов. — Но, к сожалению, ряд обстоятельств мешал реализоваться этой концепции. В первую очередь у нас не было возможности «выстрелить» несколькими названиями сразу, поэтому афиша пополнялась постепенно. В этом сезоне подобрался солидный репертуар, который позволяет говорить в некотором смысле о самостоятельной художественной жизни малого зала. Делается это вот зачем. Не каждый творческий эксперимент обречен на удачу, и не обязательно должен художественно состояться. Но без поиска нового театр не может жить. А новое в театре нужно искать непрестанно, просто потому, что наша жизнь постоянно меняется. Это не значит, что сегодня в репертуаре малого зала есть вещи слабые, в том-то и дело, что сейчас их нет. Это спектакли-участники известных фестивалей, отмеченные критикой, посещаемые зрителем. Мы несколько лет шли к этому. Теперь у нас есть репертуарный костяк малого зала, который будет пополняться от сезона к сезону новыми интересными работами. Самое главное для нашего театра — это не утратить свои традиции и не плестись на периферии театрального процесса. Мы ощущаем себя театром-лидером, театром-трендсеттером, театром, активно формирующим зрительский запрос, а не следуем устоявшимся вкусам публики».

Ринат Тазетдинов (в центре) получил свою «Золотую маску» «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства

ЧЕЛОВЕК ГОДА

Ветеран театра им. Камала, народный артист Татарстана и России, лауреат многочисленных премий Ринат Тазетдинов получил свою «Золотую маску». Пусть в актуальных номинациях нам не так везет, но приза «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства» удостоена именно живая легенда Камаловского. Причем Тазетдинов оказался в блестящей компании, специальные премии «Золотой маски» в этом году также присуждены худруку Государственного академического Малого театра России Юрию Соломину, художественному руководителю Санкт-Петербургского академического Малого драматического театра Льву Додину, художественному руководителю Санкт-Петербургского государственного академического театра балета Борису Эйфману. Напомним, что это уже вторая почетная «Маска» камаловцев «за вклад» — в свое время ее получал и многолетний худрук театра Марсель Салимжанов.