Счетная палата РФ выступила за ужесточение закона о закупках товаров и работ для нужд госкомпаний (223-ФЗ). Аудиторы предлагают, в частности, запретить им пользоваться услугами поставщиков, подконтрольных иностранным лицам, а также ограничить перечень случаев, когда закупка возможна у единственного поставщика. Позиция Счетной палаты представлена в письме первому вице-премьеру Игорю Шувалову.

В письме Шувалову содержатся результаты мониторинга аудиторами системы государственных (для нужд органов власти) и корпоративных (для нужд госкомпаний) закупок по итогам 9 месяцев 2015 года. В системе корпоративных закупок аудиторами выявлен ряд проблем — председатель Счетной палаты Татьяна Голикова публично затронула этот вопрос 22 декабря 2015 года на конференции Счетной палаты по развитию контрактной системы в сфере госзакупок.

По ее словам, многообразие способов закупок, большое количество электронных торговых площадок и необходимость дополнительных финансовых затрат приводят к сокращению возможностей для участия в торгах и ограничению конкуренции — в результате за первое полугодие 2015 года при госзакупках по 44-ФЗ относительная экономия составила 7%, а при контрактах госкорпораций (223-ФЗ) — только 0,5%.

Вице-премьеру Счетная палата отправила более подробную статистику: так, по итогам первого полугодия 2015 года уровень конкуренции при осуществлении закупок госкомпаниями в среднем составил 1,59 заявки на один лот. При этом половина (49%) закупок госкомпаний происходит у единственного поставщика.

Также Счетная палата указала в письме на выявленные в ходе мониторинга случаи, когда госкомпании заключали договор на оказание услуг с организациями, которые контролируют иностранные лица. Для устранения недостатков и повышения прозрачности и эффективности закупок госкомпаний Счетная палата указала на необходимость принятия ряда законодательных поправок — по контрактам с единственным поставщиком и контрактам с фирмами иностранцев.

В пресс-службе СП «Известиям» пояснили, что есть несколько вариантов по ограничению закупок у единственного поставщика. Первый — определить закрытый перечень закупок по примеру законодательства о закупках для нужд органов власти. Например, если этот поставщик определен распоряжением президента или правительства или если сумма закупки не превышает 100 тыс. рублей (при этом годовой объем таких закупок не должен превышать 2 млн. рублей, или 5% совокупного объема закупок в год), или если приобретаемые товары и услуги относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий и проч.

Второй вариант — установить определенные ограничения к закупкам у единственного поставщика, например, максимальный процент таких закупок в общем объеме закупок за календарный год (с определенными оговорками, учитывая специфику заказчика). Третий — определить перечень товаров (работ, услуг), закупки которых должны в обязательном порядке проводиться в открытой конкурентной форме (в зависимости от суммы). В СП отметили, что «могут быть предложены и другие варианты решения вопроса».