Юлия Туранова (слева)
Сегодня команда нового СМИ под руководством главного редактора Юлии Турановой (слева) распространила официальное сообщение о запуске интернет-журнала «Инде»

«ИНОГДА «ИНДЕ» СТАНОВИТСЯ СЛОВОМ-ПАРАЗИТОМ»

Сегодня команда нового СМИ — интернет-журнала «Инде» — распространила официальное сообщение о запуске проекта. Главный редактор — Юлия Туранова, ранее возглавлявшая казанский глянцевый журнал «Кураж». Рассылка подписана от лица «небольшой команды инициативных горожан» и дает ссылку на манифест. В манифесте Казань поздравляют с новым медиа и говорят, что хотят сформировать «нового горожанина», и рассказывать о том, что «жить в Татарстане круто». «Мы — небольшая команда инициативных горожан, таких же, как и вы: молодых, амбициозных, интересующихся и открытых к неизведанному. Городу не хватало качественного городского неновостного интернет-СМИ, и вот, мы решили сделать его сами», — говорится в рассылке.

Напомним, газета «БИЗНЕС Online» подробно писала о новом СМИ, созданном по инициативе помощника президента РТ Наталии Фишман. Согласно первоначальному плану, оно должно было запуститься еще в октябре прошлого года под названием «Рух» (в переводе с татарского языка означает «дух», «настроение»). Однако, по нашим сведениям, в последний момент от названия отказались по настоятельному совету сверху. Возможно, это связано с не самыми позитивными политическими ассоциациями: «Рух» называлась, к примеру, известная националистическая партия на Украине в конце 80-х. Вынужденный ренейминг привел к редизайну и, судя по всему, послужил причиной сдвижения сроков старта проекта.

Смысл нового названия газете «БИЗНЕС Online» пояснила сама Туранова. По ее словам, в переводе с татарского языка «инде» означает «уж» или «сейчас», и это часто употребляемое в разговорной речи в Татарстане слово. «Кроме того, в словаре Даля слово «инде» означает «иной», «другой». «Иной, другой взгляд на город» — то, на чем построена редакционная политика медиа. Мы хотим исследовать города Татарстана, искать неочевидные места, факты, проекты и людей. Находить идеи для города и помогать специалистам воплощать их. И делать это здесь и сейчас», — объяснила собеседница газеты, почему интернет-журнал получил такое название.

По словам Ахата Мушинского, писателя, директор татарского ПЕН-центра, главного редактора «Казанского альманаха», по-русски название могло звучать как «Да уж», «Ага», «Ну-ну». Порой «инде» становится словом-паразитом, как, например, «как бы», замечает эксперт.

Интересно также, что в качестве доменного имени выбрана не зона .ru, .рф или .tat, а .io — национальный домен Британских территорий в Индийском океане. Зона пользуется популярностью, так как в ней осталось еще много неразобранных буквосочетаний. Например, в ней работает известное оппозиционное издание Meduza.io, созданное в Латвии бывшими сотрудниками Lenta.ru. Однако это создает изданию некоторые проблемы, так как агрегаторы вроде «Яндекс-Новостей» упорно записывают такие сайты в рубрику иностранные СМИ.


Инвестором нового СМИ выступает некая частная компания, имя которой, а также объем инвестиций команда «Инде» не раскрывает

НАТАЛИЯ ФИШМАН НАШЛА ИНВЕСТОРА-АНОНИМА

По словам представителей проекта, инвестором нового СМИ выступает некая частная компания, имя которой, а также объем инвестиций команда «Инде» не раскрывает, обещая сделать это позже. Подобная секретность тем не менее заставляет предположить, что речь идет о спонсоре, близком к государству и не готовом взять на себя политическую ответственность за содержание издания. По подобной схеме функционирует, например, федеральное агентство гражданской журналистики «Ридус», формально принадлежащее КАМАЗу, а на деле близкое к московскому Кремлю.

Тем более что цели извлечения прибыли перед новым СМИ, судя по всему, не стоит, рекламы на сайте нет. Как рассказала в разговоре с «БИЗНЕС Online» инициатор создания нового СМИ Фишман, новое издание — это способ выявить и собрать в сообщество аудиторию «агентов изменений», людей, личная или профессиональная повестка которых направлена на развитие городской среды.

По ее мнению, такое городское медиа может многое. «Важные вопросы, о чем бы я хотела, чтобы медиа говорило, — это вопросы городского развития. Я попросила редакцию, чтобы у них была рубрика, связанная с тем, а что крутого на те или иные темы делается в разных городах мира, — говорит помощница президента РТ. — От того, как выглядит уличная еда, до того, как устроена система безопасности торговых центров. В силу загруженности чиновники или люди, принимающие решения, не могут позволить себе читать об этом много специальной литературы. А если они заинтересованы в развитии городской повестки, то почему бы для них не сделать?»

Еще одной важной миссией Фишман называет помощь одним вернуться в Казань, в Татарстан, а других удержать и не дать уехать. «Объективно я не знаю сегодня в России места, где лучше, круче дышится и живется. Ну не столица, точно! В моей основной команде только один человек из Москвы, и тот переезжает в конце января; все остальные либо вернулись в Татарстан, либо просто живут здесь. Для меня важно, когда я куда-то еду, знать, а что там происходит, какая там жизнь. Например, ты заходишь в «Квартиру 63», и у тебя в лучшую сторону меняется отношение к Казани, — уверена собеседница газеты. — И таких мест много! Для глобальных людей это знак: ага, мы в городе, в котором мы можем жить! И такое медиа может сыграть для них важную функцию. Вернуться или переехать? А почему бы и нет?»

Собирается издание рассказать и об «огромном количестве удивительных мест», про существование которых Фишман узнала во время своих поездок по районам: «Там действительно можно отдыхать и замечательно проводить время. Людям надо просто эту информацию преподнести. Кто еще есть интересный в республике? Где какие продукты производятся? Как в выходные в Татарстане провести время? — воодушевлена Фишман и говорит о мечте. — Это будет информационное поле для тех, кто принимает решение. В моем идеальном мире студенты или премьер-министр Республики Татарстан открывают вечером в пятницу или в субботу утром приложение, чтобы узнать, куда пойти. А, скажем, во вторник вечером, если находится свободных 15 минут, чтобы почитать, а что интересного происходит в других городах мира? Важно, чтобы нас читали и те, кто принимает решения, и лидеры мнений, и студенты, которые хотят им подражать. Как круто одеться на 3 тысячи рублей? Куда пойти? Где поесть? Что почитать? Какую музыку послушать? А почему из здания университета торчит часть самолета? Где есть интересные экскурсии? Какие фильмы показывают и почему их стоит или не стоит смотреть? Как слушать оперу плюс гид по Шаляпинскому фестивалю. Важно при этом, чтобы издание было не провинциальным, а давало хороший, профессиональный анализ».

С другой стороны, как подчеркивает сама Фишман, в редакционную политику она не вмешивается, не правит и не согласовывает материалы.

Наталии Фишман
Наталия Фишман в редакционную политику не вмешивается, не правит и не согласовывает материалы

ЗДУНОВ С ЛАЗЕРНЫМ МЕЧОМ ДЛЯ «АГЕНТОВ ИЗМЕНЕНИЙ»

Сейчас на сайте уже есть материалы, например, афиша мероприятий в хипстерском баре «Соль», рассказ о новых местах города, например, кофейня «Ураган Сарай» в парке им. Горького, о популярных пользователях Instagram Казани, конспект лекции экс-главного редактора AdMe Ксении Лукичевой на фестивале «ДаЁж». Огромный фотоанонс на главной странице сопровождает материал «Один день с артистами уличного театра «Высокие братья» — это еще один проект, инициированный Фишман. Есть в издании и острые материалы, например, «Почему в казанском метро сыро и темно?». А в материале «Республика или империя» чиновники, в том числе министр экономики РТ Артем Здунов, позируют с лазерными мечами и отвечают на вопросы о своем отношении к саге «Звездные войны».

Сейчас в штате «Инде» работают 9 человек: 3 журналиста, литературный редактор, корректор, арт-директор, дизайнер-верстальщик, smm/pr-менеджер. «У всех есть хороший опыт работы в СМИ. Безусловно, это команда единомышленников. Контрибьюторов, конечно, больше. Это иллюстраторы, фотографы, дизайнеры, стилисты, авторы, музыканты, колумнисты. Мне важно задействовать по максимуму татарстанских ребят, тех, кто здесь живет или родом отсюда, — говорит Туранова. — Ведь мы своей миссией видим рассказать о том, как меняются города Татарстана, почему жить, работать, творить и строить семью здесь круто. Мы хотим, чтобы талантливые, успешные, умные ребята, которые когда-то уехали, вернулись. Ведь люди делают место, а не место — людей. А те, что живут здесь, знали, что происходит в их городе, кто стоит за хорошими проектами и как можно город менять. Мы в постоянном поиске талантливых ребят, которые могут писать, рисовать, верстать или придумывать идеи, внедрять новые технологии в области медиа»

В одном из материалов новоиспеченного СМИ чиновники позируют с лазерными мечами и отвечают на вопросы о своем отношении к саге «Звездные войны» (скриншот)

Концепция нового медиа предполагает освещение жизни в городах Татарстана, но СМИ не будет новостным. При этом новости на сайте тоже будут в основном по городским изменениям. «А также новости о том, что важно и нужно нашему читателю как человеку, живущему в эру глобализации и интернета. К примеру, мы не напишем о банкротстве «Трансаэро», но напишем об отмене рейсов «Трансаэро» в Казань, Альметьевск, Нижнекамск или обратно по причине банкротства. Или мы не будем писать о выходе культовой коллаборации Рианны и Puma, но если в казанские магазины придет лимитированная коллекция или мы нашли лайфхак, как купить пару кроссовок онлайн на ebay, то рассказываем об этом, — объяснила собеседница газеты. — Мы не касаемся тем политики, экономики и происшествий, наша повестка культурно-социальная, а не общественно-политическая. Мы про городские изменения, культуру, людей и проекты, которые меняют жизнь в городе к лучшему. Мы хотим стать таким агентом изменений в городе, сформировать новую городскую культуру и сообщество активных горожан, неравнодушных к среде, в которой живут».

По мнению Турановой, спрос на такое СМИ в Татарстане назрел давно и удивительно, что оно не появилось раньше. «Городские интернет-журналы со схожей концепцией или скорее задачами есть во многих регионах: Downtown в Воронеже, «Владивосток 3000» во Владивостоке, bigvill в Самаре, siburbia в Новосибирске и так далее. Это востребованный тип СМИ у молодых, активных горожан. Они хотят читать свою «Афишу» и свой The Village». На вопрос о конкурентах главред «Инде» озвучила несколько пунктов. «Во-первых, наш первый конкурент за внимание аудитории — это, как ни странно, телевизор. И любые другие вещи, которые могут занимать читателя вместо нас. Во-вторых, мы не стремимся конкурировать с другими СМИ. Наоборот, сила в кооперации — мы открыты любому сотрудничеству, кросс-промо, совместным проектам. Нам важно, чтобы наши идеи по совершенствованию города и идеи тех экспертов, которых мы привлекаем, воплощались. Мы хотим город менять, а не просто о нем рассказывать и собирать трафик. Если мы можем сделать это вместе, отлично», — настроена оптимистично Туранова.

РЕАКЦИЯ СОЦСЕТЕЙ: «ХИПСТОТА ЗА БЮДЖЕТНЫЙ СЧЕТ»

На новость о запуске нового СМИ блогосфера отреагировала мгновенно и не однозначно. Газета «БИЗНЕС Online» собрала отзывы пользователей Twitter (орфография и пунктуация авторов сохраненыприм. ред.). Кто-то из пользователей постарался написать подобие хокку: «Новое медиа в Казани/ Хипстота за бюджетный счет/ Веселые и восторженные Инде» ‏(@bikbov). Пользователь @kocizum пожаловался на шрифт: «Шрифт мелкий и не читаем», а @Elvira_kazan24 поинтересовалась, почему сменено название: «А почему не «Рух»?» Бизнесмену Расулу Садриеву непонятна концепция издания, о чем он спрашивает других пользователей Twitter: «Мне вот, конечно, концепция не совсем ясна! Чем наполнять его каждый день? Новостей-то нет, кроме нефти и сумки DG». Пользователь @Lenar_ru пожаловался на сложности в чтении материалов сайта: «Мне как очкарику и веб версия не удобна. Комфорт принесли в жертву стилю», — считает он. А кто-то даже радуется тому, что его комментарий опубликован под новостью о запуске СМИ в газете: «ЕЕ! Модераторы главного СМИ республики пропустили мой коммент!» — пишет @xLevkin.

«ЭТО ЖЕ КАКАЯ-ТО СПРАВОЧНАЯ АФИША»

Эксперты прокомментировали для «БИЗНЕС Online» запуск нового СМИ.

Геннадий Наумов — издатель газеты «Аргументы недели».

— Замах на рубль, удар на копейку. Есть амбиции, они, конечно, всегда радуют, тем более в такие тяжелые времена. Чувствуется креатив, не знаю, позаимствованный откуда-то или свой. Понятно, что это что-то оригинальное. А с точки зрения реализации тысяча первый сайт. Возможно, целевая аудитория у них и найдется. Я один раз зашел, больше не собираюсь — как читателю мне неинтересно. Ну открылось в городе тысяча первое кафе. Возможно, у него концепция, отличная от других. Ну и что?

Если под целевой аудиторией иметь в виду молодежь, это, конечно, достаточно приличная аудитория. Но вопрос: продукт, даже и качественный, нужен ли он кому-то? Вот, например, есть по некоторым оценкам лучший в России журнал «Русский репортер». Контент замечательный. Но его никто не покупает. Читательский круг очень узкий. А здесь продукт, неизвестно, востребован ли, да еще и сделан некачественно. И кому он нужен?

Я так понял, там СМИ и близко нет. Это же какая-то справочная афиша. Но самое главное — ну не круто, не интересно. На «Эфире» есть программа — советы дают. Ну это же, мягко говоря, смешно. Какие советы может дать местный автор, вчерашний выпускник вуза? Советы я хочу послушать от серьезных людей, с именами. Понятно, что эта передача ориентирована только на рекламодателя, зрителю она не нужна. Так и здесь.

Я всегда желаю успехов любым новым начинаниям. Но, с другой стороны, на вещи нужно смотреть трезво. Пройдет некоторое время, все поймут, что потратили много сил, наверное, немало денег — ну и что?

Рустем Биктагиров — директор ООО «Марк Вебер»:

— Сайт выглядит свежо и концептуально. Дизайн хорошо транслирует настроение — технологичность, свободный взгляд, здоровую скромность. Немного смущает слабая иерархия контента, отсутствие ярких акцентов, которые могли бы облегчить считывание информации. Но при частом посещении все должно сгладиться, люди привыкнут. Что однозначно замечательно, так это оформление страницы статьи. Отлично проработаны стили для разного рода контента — списки, места, цитаты, большие фото и так далее.

Сайт работоспособен, и редакция вполне может сфокусироваться на создании качественного контента. Ведь именно он определит судьбу проекта, тогда как дизайн всегда можно улучшить, адаптировать под изменения стратегии.

Артем Тюрин — издатель, медиаменеджер, экс-директор «Карла Фукса»:

— «Инде» по содержанию — это «Карл Фукс №2». Концепция одна и та же. «Как жить», «Кто делает» (рубрики журналаприм. авт.) — ничего нового не вижу. Гид по зимней Казани, карта — это то, что рисовали в «Фуксе», даже шрифты похожи. Наверняка и картинки те же самые люди создавали. Правда, тут автор не указан.

Интернет-журнал о жизни в Казани востребован, эту нишу четко обозначил «Карл Фукс», потом он пропал — ниша опустела. «Фукс» был популярным журналом, мне жаль, что он закрылся, к сожалению, не от меня это зависело. Его погубило отсутствие государственного финансирования, отсутствие рекламы: как ни пыжились, рекламы было мало. Тут у меня возникают вопросы с рекламодателями, потому что аудитория у такого издания очень узкая. Если «Инде» будет финансироваться из других источников — хорошо, дай бог ему здоровья. А на рекламе он не продержится.

Гузель Сагитова — кандидат филологических наук, руководитель творческого объединения «Калеб», телеведущая:

— «Инде» в татарском языке является вспомогательным словом, частицей, употребляется в значении «уж», «уже». В некоторых случаях употребляется как наречие («теперь», «сейчас») и как союз («если, то», «ну, и»). В стихотворениях часто используется в качестве рифмующего элемента.

В качестве названия журнала слово «инде» может зацепить читателя неординарностью, вызвать любопытство. То есть с точки зрения пиар-хода это интересное название — привлекает внимание, интригует. Если это действительно татарское «инде», то в названии заложена самоирония, потому что для многих это слово-паразит. Звучит, правда, не очень благозвучно из-за нагнетания согласных.

Руслан Серазетдинов — писатель, медиаменеджер:

— Если говорить по содержательным вещам, что гораздо важнее, там ребята показали некие новые подходы, с которыми можно делать интересные вещи. Например, я с интересом посмотрел материал «Звездные войны и чиновники», по крайней мере, из-за фотографий Тимура Нагуманова и Артема Здунова со световым мечом это стоило увидеть.

Я слышал от коллег осуждение за название «Инде». С моей точки зрения, это просто отличное название для Казани, для Татарстана — настолько незаезженное-незамыленное и настолько откровенно показывающее на географическую принадлежность. Конечно, ребятам надо поставить пять, потому что по сравнению с тем, что они собирались сделать «Рух», последнее гораздо лучше. Они смогли найти какой-то такой хороший подход.

Ниша вот этого городского, легкого СМИ свободна. Такая подача нужна для определенной части аудитории, которая не воспринимает традиционные СМИ, но в то же время и не готова просто тупо сидеть у телевизора вечерами. Это немножко другая аудитория, немножко свой подход. Соответственно, те игровые даже, может быть , материалы, которые они пробуют, естественно, будут похожи в чем-то на «Фукса», в чем-то — на федеральный The Village, они могут быть похожи и на какие-то зарубежные вещи в своих подходах. Но в любом случае открытие нового СМИ в Казани, в Татарстане, на медиарынке, который теряет по факту СМИ и рабочие места для журналистов — этот момент для меня лично кажется плюсовым.

Нормальная, интересная аудитория есть, с ней нужно работать. «Фукс» не смог, скажем так, найти экономическую точку — между расходами на печать, другими расходами. Но это печатный журнал, а здесь интернет-СМИ. Экономическая модель в пользу интернета в любом случае. Туристический поток в Казань тоже все-таки растет каждый год несмотря на все кризисы, и этим людям тоже нужно показывать какие-то определенные направления.