30 декабря 1922 г. на I Съезде Советов было провозглашено образование Союза Советских Социалистических Республик
30 декабря 1922 года на первом съезде советов было провозглашено образование Союза Советских Социалистических Республик

ЗА ДЕРЖАВУ ОБИДНО

Накануне Нового года обратил внимание на то, что почти никто не вспомнил весьма примечательный день 30 декабря. Наверное, из-за предпраздничной суеты и подготовки к 10-дневным каникулам. Закупали продукты, раздавали подарки, просто не до этого было. Но все равно день образования СССР — более чем крупное событие. В детстве я думал, что это самый важный праздник, кроме проводимого 7 ноября «праздника октября», вернее годовщины Октябрьской революции. Потому что живем в Советском Союзе. Ведь каждый человек отмечает свои именины.

Как родился Совесткий Союз, интересно же? В 1918 году была принята «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», провозгласившая принцип будущего устройства страны. В федеративной основе свободного союза республик предполагалось право наций на самоопределение. Следуя этому, советское правительство признало независимость Финляндии и государственность Польши.

Распад Российской Империи и империалистическая война привели к установлению советской власти на всей территории России.

30 декабря 1922 года на первом съезде советов было провозглашено образование Союза Советских Социалистических Республик (СССР). Съезд принял Декларацию и Договор. В декларации говорилось о причинах, целях и принципах объединения. Основной целью было объявлено создание в конечном итоге всемирного союза коммунистических республик. Формально и юридически эта цель была отменена в декабре 1991-го.

Вот как это было. Собственно, о тех событиях уже почти забыли. Ни о 30 декабря 1922 года, ни о Беловежском соглашении, заключенном, если не ошибаюсь, 8 декабря 1991 года руководителями трех (!) «славянских» республик об упразднении Советского Союза, ни о спуске флага 25 декабря 1991 года мы не вспоминаем и молодым об этом не рассказываем. Может быть, зря.

Все верно, теперь другое время. «Социалистическая революция» теперь называется и оценивается иначе. Но народную привычку все равно признают. 7 ноября под другим лозунгом («единства и примирения») все еще остается нерабочим днем. А 30 декабря и раньше был рабочим днем и отмечался в докладах, передовых статьях, теле- и радиопередачах. По той же причине — все-таки предпоследний день года. В конце года всегда горячка. Даже День советской конституции, принятой 5 декабря 1936 года, проводился без отрыва от производства, в рабочем порядке.

НАСЛЕДИЕ «АТЛАНТИДЫ»

Понимаю, этой страны теперь нет. Нечего ностальгировать. Я и не ностальгирую, не больно скучаю по советской трескотне. Особенно по повальному страху, по репрессиям и нищете. Но Советский Союз — наше прошлое. 70 лет жизни шестой части территории Земли с населением в 280 млн. человек, что в два раза больше, чем количество жителей современной России. Именно Российская Федерация объявлена правопреемником страны, которая разделилась на 15 самостоятельных государств. Что предполагает особые отношения с казахами, узбеками, туркменами, грузинами, армянами, украинцами и белорусами, другими постсоветскими народами и государствами. У всех были свои символы на московском ВДНХ, в этюдах национальных танцев.

Дело не только в танцах, конечно. Эти 70 лет и события, вместившиеся в них, останутся ярчайшими страницами мировой истории. Советская империя была построена ради социальной справедливости, равенства, чтобы богатые не угнетали бедных. В ней изменили уклад жизни крестьян, построили города, заводы, гидростанции, ее народ совершил открытия, победил фашизм в тяжелейшей войне, вырвался в космос. А в том, что она распалась, ничего удивительного нет. Значит, и эта страна не была справедливой и гармоничной, в ней тоже жизнь строилась на обмане и насилии.

Но это было! И многое осталось и продолжает служить и сейчас — те же заводы, города, дома, учреждения культуры, учебные заведения, железные дороги, метрополитен многих городов — кроме Казанского метро, научные лаборатории, космические исследования. Книги, пусть не все, значительная часть произведений литературы и искусства продолжают составлять духовную жизнь российского (возможно, не только его) народа.

За 25 прошедших лет еще не создано столько же масштабных ценностей, хотя есть обновление и новое строительство. Но все равно за постсоветские годы мы во многом проедали накопленное, кстати, под руководством и усилиями кадров, человеческих ресурсов, выросших в советские годы. Это наследие и духовные ценности настолько велики, что было бы несправедливо отдавать их одной или двум политическим партиям с красным знаменем. Кстати, боевые знамена, мотив и основная суть государственного гимна тоже сохранились от той же страны, которая исчезла, как Атлантида, у которой как бы нет даты рождения и дня последнего вздоха.

Светлана Алексиевич
Светлана Алексиевич

КАК НАУЧИТЬ ЛЮБИТЬ РОДИНУ?

Я бы не стал вспоминать о днях минувших, если бы не дефицит надежды и позитива. Настораживают проклятия по поводу пережитого и даже в связи... с реальным настоящим и будущим. Человек (и народ!) должен уважать и любить себя, ориентироваться на лучшие в его понимании перспективы. Например, не согласен с определением «красного человека» в трактовке Светланы Алексиевич — лауреата Нобелевской премии по литературе 2015 года, заслуженно удостоившейся награды за выражение чаяний советского человека, пережившего войны и страдания XX века. Ее ругают за русофобию, политизированность, ей завидуют «изысканные» и «настоящие» литераторы. Но для меня она — лауреат премии Ленинского комсомола за книгу «У войны не женское лицо», героиня — авторитет для «Комсомольской правды» 80-х годов.

Что особенно важно, она — журналист, сотрудница районной газеты «Припятская правда» и районной газеты «Маяк коммунизма», что в Брестской области. Что интересно, Алексиевич работала в республиканской «Сельской газете» Белоруссии и 8 лет возглавляла отдел очерков и публицистики литературного журнала «Неман». То есть жизнь она знает изнутри, а на литературно-художественную правду смотрит глазами народа. Она доказала силу факта, превосходство документального жанра над беллетристикой.

Про афганскую войну, чернобыльскую трагедию и обыденную жизнь советских людей Алексиевич вправе сказать по своему разумению. «Меня называют писателем катастроф. Это неправда. Я все время ищу слова любви. Ненависть нас не спасет, нас спасет только любовь. Я надеюсь», — говорит она журналистам. Судя по Стокгольмской лекции, Светлана не очень-то надеется на любовь. В этом я с ней не согласен, потому что любовь к человеку не зависит от политической конъюнктуры.

В своей Нобелевской лекции Алексиевич, рассказав всю свою правду о пережитом, заявила: «Красной» империи нет, а «красный» человек остался. Продолжается». Меня задел и покоробил этот тезис. Потому что это слишком похоже на правду. Легко дальше обозвать совком любого из 280 млн. советских граждан. За исключением «новых капиталистов», купающихся в комфорте, забыв, что они и есть результат распада советской системы.

«Красного человека», который якобы продолжается, нет. И совок тоже не реальный тип урода, а нормальный бывалый человек. И он должен продолжаться. Не выводить же новую породу, выбирая первосортные образцы из разных стран? Алексиевич в последние годы жила в Германии, Италии, но вряд ли в благополучии этих стран нашла покой и счастье. Вернулась в Беларусь. Потому что сама тоже (как все вы и я в том числе), «красный человек», которого нельзя истреблять или обзывать.

В стокгольмской лекции она сказала: «Падение империи волновало всех: люди были озабочены днем и бытом, на что купить и как выжить? Во что верить? Под какие знамена снова встать? Или надо учиться жить без большой идеи? Последнее никому не знакомо, потому что еще никогда так не жили. Перед «красным» человеком стояли сотни вопросов, он переживал их в одиночестве. Никогда он не был так одинок, как в первые дни свободы».

Что правда, то правда. Но все равно у нормального человека есть достоинство. Как и у всякой страны, края, города, села. А как же без этого.

Поэтому я максимально доброжелательно и законопослушно воспринял первую новогоднюю новость из государственного аппарата — подписанную премьер-министром Дмитрием Медведевым госпрограмму о патриотическом воспитании граждан Российской Федерации. Попытался вчитаться в текст, понять суть госпрограммы. Нашел проект госпрограммы, в которой было 18 показателей ожидаемых результатов реализации программы, которые оглушают своей прямотой и масштабностью. Узнал, что в окончательном документе осталось 11 показателей. Интересно, каких? Пока не знаю. Как известно, на воспитание патриотизма выделяется около 1,5 млрд. рублей, что в два раза больше финансирования аналогичной программы за предыдущие 5 лет. Оно и понятно, дел стало больше, а цены растут. Сумма все равно небольшая. Если не вспомнить затраты на оборону, часть затрат на образование, культуру, молодежные мероприятия, СМИ. Там триллионы! Госпрограмма охватывает лишь научно-методические и информационные мероприятия. 1,5 млрд. рублей должно хватить...

Но на что конкретно? Как же научить 140 млн. россиян любить свою родину? И как быть с теми, кто бесплатно любит родную землю, уважает сограждан, просто надеется на свою страну? Это самый важный и сложный вопрос. Действительно, как?

ДЕМОНТАЖ ИЛИ СОЗИДАНИЕ?

По-моему, патриот — не обязательно тот, кто марширует с георгиевской лентой или ходит в церковь, поет хором песни о родине. Можно ведь любить родное село, благоустроить свой двор в городе, собирать экспонаты в школьный музей, помочь бабушке или соседям и тем самым укреплять страну, в которой живешь.

Хочу предложить небольшую дискуссию о том, каким должен быть патриотизм в наших условиях. Мне кажется история Татарстана, образованного более 95 лет назад, весьма поучительной, и нужно ее подробно изучать. Разумеется, наряду с мировой и российской историей, где довольно много места занимает Волжская Булгария, Золотая Орда и советская эпоха. В прошлом году отмечали 25-летие новой государственности Татарстана. Где-то достойно, а кто-то ухмылялся по поводу завершившегося «парада суверенитета». А зря. Для меня и многих других сограждан Россия начинается с Татарстана. Чего достигла республика, куда она идет — такой и воспринимается Россия. Тем более что Татарстан — лидирующая и надежная республика.

А что, если скажу, что мой патриотизм начинается с обычной сельской школы, клуба и даже мечети, где выражается «правильный» и законопослушный контент, где вырабатывается культурный продукт, которым живет наш народ?

Поэтому я считаю разрушением страны потуги некоторых спецов по закрытию национальных школ, отмене изучения родных языков. В годы Великой Отечественной войны издавалось 16 фронтовых газет на татарском языке. И ничего, не слабо воевали татары и татарстанцы. Половина из 700 тыс. призванных из ТАССР участников войны полегли на фронтах. А страну общими усилиями не отдали.

Любые усилия подавлять человека и попытки разбирать народы на запчасти воспринимаю как вредительство. Советский режим был жесткий, но даже он не мечтал отменять своебразие своих этносов. Хотя изучать некоторые страницы средневековой истории порой запрещалось. Ничего из того не вышло.

Особенно сильно смущает меня ажиотаж по поводу названия руководителя республики. Видимо, кому-то захотелось быстрее избавиться от самих республик. Даже президент России признал, что это право — полномочие самой республики. Чечню ведь никто не заставлял, сами предложили переименовать. И Башкортостан в местном парламенте сам решил. А у Татарстана своя история и свои проблемы, разве дело в формулировке какой-то должности, учреждаемой самой республикой?

Короче, когда слышу разговоры о «непослушности» татарстанцев, просто испытываю чувство неловкости. При замедлении (мягко говоря) экономики, росте цен, снижении реальных доходов, угрозе терроризма и войны в мировом масштабе, обязательно нужно ковыряться в табличках на кабинете, да? Четко сказано: Владимир Путин — президент Российской Федерации. А президент Академии наук России, сотен АО и университетов — соответственно, другие лица. Как их можно перепутать? Надо акцентировать внимание не на слове «президент», на следующем — президент... чего именно?

Патриотизм начинается со здравого смысла, разумности граждан и власти твоей страны, трудолюбия и творческого потенциала граждан. И все.

ПЛЮРАЛИЗМ ЦЕННОСТЕЙ И ТРАДИЦИЙ

Из желания понять современную Россию и актуальные мировые проблемы в первые дня января прочитал книгу Сергея Кара-Мурзы «Демонтаж народа», она особенно ценна для этнологов и идеологов. Народы отличаются не породой, цветом кожи раскосом глаз, как считают этнологи-примордиалисты. Поэтому нельзя делить людей по сортам в зависимости от их происхождения. Это особенно важно теперь, когда в разных странах стали рваться к власти ультраправые националисты. Кстати, в разных странах мира живут миллионы этнических россиян и русских. Можно дойти до войны всех против всех.

Кара-Мурза обращает внимание, что кое-кто напрасно делает ставку на демонтаж некоторых народов ради общего благополучия. По-моему так же, не стоит демонтировать ни русских, ни татар, ни хакасов и тувинцев, ни даже сохранивших свой облик советских людей, пусть даже с разными лицами, песнями и наречиями. Глупо объявлять кого-то богоизбраным, аллахом хранимым. Чтобы понять конструктивизм в нацстроительстве, нужно прочитать книгу «Демонтаж народа». Я нашел в интернете и прочитал, хотя говорят, что она есть в магазине.

Если этнологические дебри для вас сложноваты, можете в поисковике погуглить «Рухнама» Сапармурата Ниязова. Конечно, там есть увлеченность туркменбаши своей историей, некоторые преувеличения. Преемник его, президент нейтрального Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов некоторые перегибы в госсроительстве поправил, средние школы восстановил, названия месяцев и дней недели вернул, отдельные памятники передвинул. Культ личности всегда явление не вечное.

Но кто может сказать плохое слово о Турменистане? Кого обидели туркмены? Побывав несколько лет назад в этой стране, я был поражен новой архитектурой, отношением к культуре и народному искусству. Не говоря уже о бесплатном газе, электричестве, талонах на минимальный бесплатный бензин и других вещах. Могут возразить о непривычности некоторых сторон туркменистанских реалий, но отвечу: это их страна, у них свой менталитет и свои представления о благе и демократии. Я не вправе лезть со своими идеалами и предрассудками в эту южную страну, где грузы перевозят наши «КАМАЗы.

И пусть не навязывают россиянам свои ценности французские карикатуристы, голландские целители наркоманов при помощи раздачи наркотиков, европейские сторонники создания однополых семей при демографическом вырождении населения некоторых европейских стран, которые были вынуждены «импортировать» трудовые резервы.

Так вот, всем, кого интересует патриотическое воспитание, рекомендую скачать «Рухнаму» и прочитать ее. Книга об истории Туркменистана и традициях туркменского народа переведена на 40 языков мира. Страны и компании, которые хотят торговать с Туркменистаном, перевели «Рухнаму» в первую очередь. Понравится или нет, не знаю, но познакомиться не мешает. Если руководители России смогут не только издавать госпрограмму по патритической закалке, но и создадут (сами или мозгами других, не важно) книгу истории и дальнейшего развития многонациональной России, сбережения русских, татар, башкир, чуваш, марийцев, мордвы и остальных народов страны, особенно тех, у кого нет иной исторической родины, был бы только рад. И не допуская демонтажа народов и других бредовых идей: «Демонтаж любого народа может стать мировой катастрофой!»

А чтобы обсудить тему, все-таки прочитайте названные две книги. И госпрограмму о любви к Родине тоже.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции