C БОЕМ ЧАСОВ ЛЬГОТЫ ДЛЯ БАНКИРОВ ПРЕВРАТЯТСЯ В «БАЗЕЛЬ»

Уходящий год стал своеобразным эпилогом истории тучных времен российских банков. Даже завзятым оптимистам пришлось снять розовые очки и признать: «залечь на матрасах» и переждать потрясения — как это было в 1998-ом и 2008 - 2009 годах — не получится. А модель бизнеса, которая считалась кризисной, стала в новой реальности базовой.

К концу года это вынужденно признали и власти, еще летом бахвалившиеся, дескать, нам все нипочем, танки грязи не боятся. Правда, уйдя в топь по башню, сменили риторику, мол, всем затянуть пояса и терпеть. Сделать это придется и банкирам: несмотря на все их просьбы, Эльвира Набиуллина не намерена продлевать действие «антикризисного пакета» (включает, в частности, льготный валютный курс и мораторий на переоценку ценных бумаг с ухудшившимся качеством). Курс на принятие стандартов «Базеля III» не меняется, и уже с 1 января 2016 года банкиров ждет ввод новых стандартов, в частности, изменятся некоторые правила оценки активов по уровню риска, будет введен ряд новых повышающих коэффициентов и ужесточится расчет собственных средств. В качестве компенсационной конфетки ЦБ снизит норматив достаточности капитала с 10% до 8% в противном случае за красными флажками регулятора окажутся многие из тех, кто сегодня ходит по краю.

Впрочем, «бумажное» благополучие вовсе не гарантия существования. Внешне благополучный еще вчера банк завтра могут вынести вперед ногами, как это случилось в июле с «Российским кредитом». После того, как входивший в российский Топ-50 банк Анатолия Мотылева лишился лицензии, вдруг выяснилось, что его обязательства на 111 млрд. рублей превышают активы.

Сегодня отзыв лицензий идет ударными темпами, каких не видывали с конца 90-х: в 2015 году ЦБ признал профнепригодными 93 кредитных организации. Как подсчитали «Ведомости», отзыв более 200 лицензий в период с 1 июля 2013-го по 1 декабря нынешнего года обойдется в 1 трлн. рублей. Одни эксперты говорят о зачистке сектора от нечистых на руку банкиров, другие — о форс-мажоре, третьи — о естественном отборе. «Банк может скончаться двумя способами: традиционным для России — когда деньги украли, нетрадиционным — когда ухудшилось качество активов в момент кризиса и не смогли расплатиться по обязательствам», — считает ведущий эксперт центра развития НИУ ВШЭ Дмитрий Мирошниченко. Пассивы у большинства кредитных организаций есть, но из-за кризиса собранные деньги вкладывать особо некуда. Перспектив развития бизнеса не видно, в итоге средства выводят, максимизируя даже нечестно полученную прибыль, поясняет Мирошниченко.

СПАСАТЬ БАНКИ БУДУТ VIP-ВКЛАДЧИКИ

Случай с «Российским кредитом» является все же исключением, обычно под гребень ЦБ попадаются мелкие игроки. Злые языки говорят, что регулятор просто не горит желанием оказаться в роли охотника, схватившего руками медведя. Найти различные нарушения, вплоть до отмывания денег, при желании можно и в крупных банках, но где потом взять деньги, чтобы рассчитаться хотя бы с вкладчиками? Касса АСВ и без того практически опустошена.

Неудивительно, что сейчас ЦБ и минфин завершают проработку нового механизма санации банков в России за счет средств кредиторов, в том числе вкладчиков. Согласование соответствующих поправок в законодательство могут начать в течение одного-двух месяцев, рассказал на прошлой неделе «Газете.Ru» замглавы минфина Алексей Моисеев. По его словам, механизм в целом проработан, пока не определено лишь, какие именно кредиторы в ходе санации вместо денег получат на руки акции. О том, что ЦБ прорабатывает способы введения механизма bail-in (спасение банков за счет вкладчиков), заявила и Набиуллина. «В ряде случаев она за счет участия кредиторов позволит не отзывать лицензию, а сохранить банк с перспективой роста платежеспособности», — сказала она.

Пока что истории известен лишь один случай применения bail-in в развитых и более-менее цивилизованных странах. Финансовый кризис на Кипре, разразившийся в марте 2013 года, привел банковскую систему этой страны к преддефолтному состоянию. Офшорная республика не смогла договориться о более мягких условиях помощи Евросоюза. В обмен на кредит Брюссель потребовал изъятия части денег из всех банковских вкладов, размещенных в банках Кипра, свыше 100 тыс. евро. Так, примерно половина лежавших на счетах в Bank of Cyprus крупных сумм была конвертирована в собственный капитал банка.

Впрочем, российские олигархи, которые давно превратили Кипр в тихую гавань для своих капиталов, от этого не слишком пострадали. Кипрские СМИ были изрядно возмущены тем, что от 50 до 60% акций Bank of Cyprus оказались в руках россиян: в новоизбранный совет директоров банка, состоящий из 16 человек, вошли сразу 6 россиян. А заместителем его председателя стал российский мультимиллионер Владимир Стржалковский (уроженец Ленинграда, бывший подполковник КГБ и экс-председатель правления ОАО «ГМК «Норильский никель», получивший при расторжении контракта крупнейшую в РФ компенсацию из «засвеченных» — $100 миллионов ).

Вот только вряд ли наши нувориши захотят стать акционерами очередного «Российского кредита» или Мастер-банка. Рядовым же вкладчикам и вовсе нечего опасаться: пока речь о том, чтобы спасать банки за счет застрахованных депозитов суммой до 1,4 млн. рублей, не идет. Но сам факт серьезного обсуждения bail-in показывает: власти наконец-то признали, что не в состоянии самостоятельно разобраться с финансами проблемных банков (а ведь еще недавно заявлялось, мол, денег на это у АСВ хватит).

ИНТЕХБАНК ПОДВЕЛИ СТРОИТЕЛЬНЫЕ КРЕДИТЫ

Итак, подведем предварительные итоги 2015 года. По данным ЦБ, в ноябре сальдированная чистая прибыль российских банков составила 71,5 млрд. рублей. Таким образом, кредитные организации 4 месяца подряд работали в плюс: в октябре они заработали 64 млрд., в сентябре — 52 млрд., в августе — 42 млрд. рублей. За 11 месяцев прибыль банков составила 264,6 млрд., что почти втрое меньше прошлогоднего, но больше, чем ожидал Центробанк по итогам 2015 года.

Правда, агентство Standard&Poor’s, не слишком доверяющее промежуточной отчетности банкиров, по своей традиции не преминуло добавить половник дегтя в банку меда. Если верить его экспертам, российские банки переживают худшие за последние 10 лет времена — в уходящем году система получит от 50 до 70 млрд. рублей. Если же отбросить Сбербанк, убытки могут достигнуть и четверти триллиона. Да и в прошлом году ситуация сложилась неоднозначная: большую часть прибыли — 160 - 170 из 220 млрд. по МСФО — банкирам обеспечили... государственные деньги, выданные на санацию подшефных организаций.

Но татарстанские банкиры по-прежнему не могут похвалиться даже «сомнительными» достижениями российских коллег. А ведь в ноябре у них были все шансы выйти в плюс. Крупнейшие банки РТ наконец-то получили прибыль, пусть и незначительную: Татфондбанк — 44 млн. рублей, «АК БАРС» Банк — 15 миллионов. И если у ТФБ периоды провалов и взлетов чередовались друг с другом, то АББ прервал затянувшуюся на месяцы серию миллиардных убытков. «Помимо снижения объема процентных расходов по собственным еврооблигациям, погашенным в ноябре 2015 года, банк провел мероприятия по снижению ставок по депозитам юридических и физических лиц, что в ближайшей перспективе даст положительный эффект в объеме не менее 200 миллионов рублей в месяц», — рассказал «БИЗНЕС Online» председатель правления банка Зуфар Гараев. По его словам, эффект от антикризисных мер в среднесрочной перспективе позволит улучшить финансовый результат АББ более чем на 500 млн. рублей в месяц. Надеемся, так оно и случится.

В целом же из 21 местного банка в ноябре смогли заработать 17, пусть ни у кого из них прибыль не перешагнула за отметку 100 млн. (ближе всех к ней подошли «Девон-Кредит», Энергобанк и «Аверс»). Очередные 111 млн. убытка «Тимер Банка» вряд ли кого-то удивят — процесс его санации не обещал быть быстрым, но вовсе не подопечные Роберта Мусина подпортили общую картину. Главным неудачником месяца неожиданно стал Интехбанк.

Банк, доселе пребывавший среди лидеров татарстанского рейтинга, отчитался о 712 млн. рублей убытка и упал с 5-го места на предпоследнее по итогам 11 месяцев. Как выяснилось, подвели Интехбанк строители, точнее, общая ситуация в отрасли. «Банком была проведена переоценка кредитных рисков, что главным образом отразилось на переоценке финансирования строительных проектов на фоне стагнации рынка недвижимости РФ и РТ. В результате в ноябре 2015 года было осуществлено досоздание резервов, что и повлекло получение отрицательного финансового результата. Данная тенденция полностью адекватна рынку: объем резервов банковской системы РФ за 2014 - 2015 годы вырос более чем на 80 процентов и продолжает расти», — рассказал нашему изданию Альмир Хазиев, финансовый директор ПАО «ИнтехБанк».

Как утверждает Хазиев, эти 700 млн. нельзя считать потерянными безвозвратно: «В связи с высокой степенью готовности большинства объектов банк высоко оценивает вероятность того, что на горизонте 1 - 1,5 лет на фоне оживления рынка недвижимости РТ, кредитные риски будут постепенно минимизированы». В частности, переоценка активов была проведена по финансированию таких объектов, как строительство ЖК «Видный» (степень готовности первой очереди — 98%), 7 жилых домов ЖК «Лесной городок» (100%), первой очереди ЖК "Крылатый«(100%), ЖК «Казанское подворье» (91%), ЖК «Грин Хилл» (99,5%), ЖК «Экопарк «Дубрава» (степень готовности объекта — 95%).

РАЗМЕР ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ... НО КАЧЕСТВО ВАЖНЕЕ

Именно об этом мы не раз писали в предыдущих обзорах: неизбежное ухудшение кредитного портфеля приведет к росту резервов и ударит по прибыли. Размер активов сегодня уже играет не столь большое значение — на первый план выходит их качество, ибо вернуть откровенно плохие кредиты не получится у целой армии коллекторов.

И все же даже на этом фоне сокращение на 30 млрд. рублей активов АББ в ноябре не может не обратить внимания. Впрочем, в этом нет ничего загадочного. «Основное сокращение активов обусловлено возвратом средств по собственным еврооблигациям «АК БАРС» Банка на сумму 500 миллионов долларов США. Погашение данного займа было осуществлено за счет ранее сформированного запаса валютных средств. Кроме этого, банк реализовывал ликвидные, но низкодоходные долговые ценные бумаги, номинированные в рублях и в валюте, из своего портфеля, объем которого за месяц снизился на 24 миллиарда рублей в рублевом выражении», — пояснил Зуфар Гараев.

Столь гигантская сумма определила и общий результат — за месяц активы местных банков просели на 25 млрд. рублей. В обратном направлении дальше всего продвинулся Татфондбанк, активы которого выросли на 2,6 млрд. рублей. 2 млрд. из них составили корпоративные кредиты (первое место и в этом зачете), и мы поинтересовались у банкиров, в какой отрасли они находят качественных заемщиков.

«За ноябрь текущего года основной объем кредитов был выдан предприятиям крупного и среднего бизнеса. Основную долю кредитов, выданных в ноябре, составляют кредиты предприятиям агропромышленного комплекса РТ, занимающимся производством и реализацией продукции животноводства и растениеводства. Также кредиты получили компании, ведущие девелоперскую деятельность, реализующие инвестиционные проекты в сфере строительства (жилой и коммерческой недвижимости), промышленного строительства, относящиеся к торговой отрасли», — ответила нашему изданию Ирина Ионова, начальник управления по работе с крупными клиентами ПАО «Татфондбанк». Что ж, судя по нашему Топ-50 прибыльных компаний Татарстана, агропром сегодня — одно из самых удачных вложений. Именно эта отрасль вместе с нефтехимией идет в рост на фоне все новых и новых контрсанкций.

Однако в целом местные банки, за исключением таифовского «Аверса» под началом Камиля Юсупова, предпочитают не сорить деньгами или просто не видят надежных заемщиков. За месяц портфель корпоративных кредитов банков РТ подрос всего на 0,7% (по России — на вполне приличные 2,2%). А ведь даже если отбросить вопрос «Где бизнесменам взять инвестиции?», останется другой: «Что заменит самим банкирам главный источник дохода?»

Некогда активно растущее потребительское кредитование сегодня лежит в руинах. Более того, покупатели торговых сетей с начала 2016 года могут лишиться акций и рассрочек по кредитам на товары (POS-кредиты). Причина — настойчивое желание ретейлеров повысить комиссии для банков за работу в точках продаж, дабы компенсировать падение доходов торговцев. Участники рынка рассказали «Коммерсанту», что размер комиссии для банков может вырасти на 25 - 50%, и в этих условиях на потребительские акции денег не останется.

Некоторое оживление автокредитов и ипотеки общую картину с «физиками» не меняет: их кредитование в ноябре в России вновь снизилось на 0,4%. Портфель татарстанских банков сократился на 0,6%, и вновь здесь отличился Интехбанк (минус 22% за месяц). Правда, его представители говорят скорее о техническом сокращении. «Снижение розничного кредитного портфеля в ноябре 2015 года связано исключительно с передачей пула ипотечных кредитов в рамках подготовки выпуска ипотечных облигаций. Проект осуществляется в соответствии с контрактом с АИЖК РФ на 3 миллиарда рублей. Выпуск запланирован на март 2016 года. Аналогичная сделка была осуществлена в марте 2015 года на сумму 1,1 миллиарда рублей», — рассказал «БИЗНЕС Online» Хазиев.

.
.

СЕЗОН ПОДАРКОВ: 120 МЛРД. ЗА ГОД

Впрочем, еще сильнее владельцев сейчас беспокоит капитал кредитных организаций. Недавно ЦБ сообщил о новом рекорде: за 9 месяцев 2015 года отечественные банки безвозмездно получили 91 млрд. рублей в виде безвозмездной помощи от акционеров — почти в два раза больше, чем годом ранее. Таких деньжищ за столь короткий срок акционеры прежде в капитал никогда не закачивали, но и это не предел. Ожидается, что по итогам года «подарки» превысят 120 миллиардов.

Тем не менее аналитики S&P невысоко оценивают скромный капитал банковской системы, который ныне напоминает кусок шагреневой кожи из классического произведения. «Показатели капитализации большинства российских банков являются неадекватными, принимая во внимание сложные условия операционной деятельности», — пишут аналитики агентства. Чтобы «сохранить тот слабый запас», который имелся к июлю, банкам в следующем году потребуется 850 млрд. рублей вливаний в капитал первого уровня. К этому выводу эксперты пришли, проанализировав консолидированную отчетность 30 крупнейших банков за первое полугодие и оценив масштаб ожидаемых потерь к концу года. Такая докапитализация понадобится банковской системе, если активы вырастут на 10% за год, но при условии, что расходы на резервы сохранятся на нынешнем уровне 4 - 4,5%, уточнил аналитик S&P Сергей Вороненко. Если же расходы на резервирование вырастут до 5,5%, то российские банки станут убыточными и им потребуется новый капитал порядка 1,3 триллиона.

В Татарстане основная волна докапитализации, о которой мы подробно рассказывали, прошла летом и в начале осени. В ноябре кубышки банкиров не пополнялись значительными суммами, впрочем, и больших потерь никто не понес, за двумя исключениями. Растущие резервы съели почти 700 млн. у «АК БАРСа» и сразу 860 млн. — у Интехбанка, капитал которого уменьшился на 18,5%. Но если для главного банка РТ это стало комариным укусом — из-за сокращения активов показатель достаточности капитала Н1 даже вырос на 0,04 процентных пункта, то на статистике Интехбанка это отразилось серьезнее — у него Н1 упал на 2,2 п. п.

В самом банке трагедию из этого не делают. «Норматив достаточности Н1 по состоянию на 1 декабря находится на комфортном уровне в 13,04 процента, — заявил нам Хазиев и поделился новостью. — В рамках утвержденного советом директоров 24 декабря 2015 года плана развития ПАО «ИнтехБанк» на 2016 год запланировано увеличение уставного капитала на 1,25 миллиарда рублей».

С ВЫГОДНЫХ ВКЛАДОВ ПРИДЕТСЯ ПЛАТИТЬ НАЛОГ

В заключение несколько слов о настроениях вкладчиков. В России они в ноябре заметно оживились: прирост депозитов физлиц без учета валютной переоценки составил 1,4% против октябрьского снижения на 0,1%. Как водится, в Татарстане все сложилось иначе: счета «физиков» выросли на 1%, однако октябрьская активизация (плюс 5,3 млрд. рублей) сменилась стандартным притоком на 2,8 миллиарда.

Из 21 кредитной организации депозиты «физиков» выросли в 15, а тройку лидеров составили все те же ТФБ, Интехбанк и примкнувший к ним «Аверс». При этом в ноябре выросла доля крупных вкладов суммой свыше 1,4 млн. рублей, отмечает Лариса Серова — начальник управления депозитов и комиссионных продуктов Татфондбанка. Согласно рэнкингу портала «Банки.ру», частные депозиты в ТФБ выросли на 1,4% (или на 973 млн. рублей), однако Серова уточнила эти данные. «Прирост вкладов физических лиц в ноябре текущего года составил 1,1 миллиарда рублей или 1,6 процента. Наиболее популярным в ноябре оказался вклад «...кто формирует капитал», а также пополняемый вклад для клиентов старшего поколения «...кто копит на пенсии», — сообщила она

Напомним, что 31 декабря завершается период льготного налогообложения доходов от банковских вкладов. С 1 января вклады со ставкой выше 16% годовых будут облагаться подоходным налогом (НДФЛ) в 13%. Сейчас под налогообложение подпадают депозиты с доходностью выше 18,25%. Произойдет это потому, что в декабре прошлого года Госдума установила льготный порог не облагаемой налогом ставки (после того как регулятор резко поднял ключевую ставку, вслед за ним банки начали поднимать ставки по вкладам). 1 января 2016 срок этого послабления истекает, налог начнут взимать со всех вкладов, доходность по которым как минимум на 5% выше ставки рефинансирования. Сама ставка рефинансирования с 1 января будет приравнена к ключевой ставке ЦБ, которая сейчас равна 11%. Впрочем, эксперты все последние месяцы говорят, что время выгодных вкладов миновало и тем, кто рассчитывает на хорошие барыши, пора приглядеться к другим способам вложить деньги.

Смотрите также:

Банковские показатели, таблицы