ЭНЕРГЕТИКИ УВЕРЕНЫ: ТОЛЬКО УЖЕСТОЧЕНИЕ ЗАКОНА ЗА ПОВРЕЖДЕНИЕ СЕТЕЙ СМОЖЕТ ПРИСТРУНИТЬ НАРУШИТЕЛЕЙ

Без электричества остались сразу три ключевых объекта Казани: Казанский кремль, здание исполкома и мечеть Кул Шариф. Аварийная ситуация произошла 22 сентября. Можно представить, что почувствовали в тот момент чиновники и служители мечети, у которых разом отключились все компьютеры, телефоны и факсы. В наше время подобные ситуации сродни локальной катастрофе, когда целые организации (и жилые дома) буквально остаются без связи с внешним миром, а в некоторых случаях и без элементарных бытовых условий. Правда, благодаря оперативным действиям энергетиков, аварию удалось ликвидировать в кратчайшие сроки: потребители получили электроэнергию через 20 минут после происшествия.

ЭНЕРГЕТИКИ РАБОТАЮТ КАК «СКОРАЯ ПОМОЩЬ»

Виновником случившегося является ООО «Антика», проводившее земляные работы в охранной зоне без согласования с эксплуатирующей организацией – ОАО «Сетевая компания».

Подобное происходит постоянно, утверждают энергетики. Суточная ведомость происшествий напоминает сводку с фронта: по всей республике ежедневно регистрируются энергоЧП, произошедшие по вине сторонних лиц. Причина тому – элементарная безалаберность и, нередко, халатность руководства организаций, чьи сотрудники ведут работы в охранных зонах.

Руководитель пресс-службы ОАО «Сетевая компания» Зульфат Мингалиев привел несколько показательных примеров. 21 сентября в 10 утра компания «Алекс Альфа-Татарстан» проводила земляные работы в охранной зоне (без согласования с Сетевой компанией), в результате которых повредила кабельные линии, из-за чего отключились 9 трансформаторных станций. Более 4 тыс. потребителей на 50 минут остались без электроэнергии. В тот же день буквально через пару часов произошло механическое повреждение кабельной линии, которая идет от подстанции Горки. Виновник этой аварии – фирма «Свод», «благодаря» которой отключились 6 ТП.

Подобные ситуации происходят так часто, что энергетикам приходится работать по принципу «скорой помощи»: не успеют вернуться на базу с одного вызова, как срочно отправляются на новый. А население нервничает: почему света нет, кто компенсирует убытки из-за вышедших из строя приборов? Только вот истинные виновники происшествий предпочитают не афишировать к ним свою причастность. Происходят и курьезные (но чрезвычайно серьезные для энергетиков) случаи: в Черемшанском районе некий тракторист буквально выдернул опору электропередач, предварительно зацепив ее за якорь фундамента. Все провода упали на землю, горе-тракторист умудрился еще и проехаться по ним несколько раз, видимо, пытался исчезнуть с места происшествия, но запутался в скрученных в спираль проводах. К счастью, мужчина не пострадал, но он, похоже, так и не понял, что натворил.

ПРАВИЛА, НАПИСАННЫЕ КРОВЬЮ

Мингалиев напомнил и о трагическом случае, когда в июле на ул. Зорге во время переноса киоска в охранной зоне 110 кВ, кран-манипулятор приблизился на недопустимое расстояние к ЛЭП. Тогда пострадали три человека, один до сих пор в тяжелом состоянии находится в больнице. Эти работники опять пострадали из-за самовольно производимых работ в охранной зоне ЛЭП.

А строительство АЗС в охранных зонах? В Сетевой компании недоумевают: как власти муниципалитетов выдают разрешение на возведение заправочных станций в охранных зонах? Ведь какой-нибудь «умелец-тракторист», к примеру, заденет там провод и – пиши-пропало: все на воздух взлетит.

Между тем аварийных и чрезвычайных ситуаций, работы на грани жизни и смерти, можно избежать. Если строго выполнять «Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон», установленные правительством РФ. По правилам, все работы, проходящие в охранных зонах, должны в обязательном порядке согласовываться с эксплуатирующей организацией, она же проводит инструктаж работников. В правилах четко расписано, где можно и где нельзя проводить работы без согласования. Без письменного разрешения, к примеру, нельзя производить строительство, капремонт, реконструкцию и снос зданий и сооружений, проводить земляные работы на глубине 0,3 метра, размещать стадионы, детские площадки, рынки, торговые точки, гаражи и стоянки. Все логично и объяснимо с точки зрения безопасности.

– Эти правила, – говорит  Мингалиев, – не просто так придуманы, они написаны кровью, человеческими жизнями.

Стремление выполнить работу как можно быстрее без согласования с Сетевой компанией (а именно этими соображениями руководствуются люди, игнорирующие правила) ведет к потерям – людским и финансовым. Услуги же по согласованию проведения работ в охранной зоне бесплатны, зато убытки от аварий исчисляются миллионами. И компенсировать их обязаны виновники происшествий. Возникает резонный вопрос: что мешает людям действовать в соответствии с законом? Разгильдяйство, лень, или наше пресловутое российское «авось»?

Только ужесточение закона в части ответственности за повреждение сетей, за направление работников в заведомо опасное место, решит проблему несанкционированных работ в охранной зоне электросетевых объектов, уверены энергетики. Сейчас за самоуправство в охранных зонах применяются только административные меры. Но этого мало, ведь на карту поставлена безопасность всего общества.

Елена Фадеева