ДЕСЯТЬ ВЕРТОЛЁТОВ МИ-17 КАЗАНСКОГО ПРОИЗВОДСТВА ПОКУПАЮТ ПОВСТАНЦЫ

Информагентство Bloomberg на днях опубликовало целое расследование о поставках Казанским вертолетным заводом в мятежный Южный Судан 10 вертолетов Ми-17. На самом предприятии сделку не комментируют, но известно, что еще в 2005 году КВЗ вел переговоры с центральным правительством этой африканской страны об экспорте винтокрылых машин Миля. Тогда до сделки из-за выросшей цены не дошло, но теперь, похоже, казанцы договорились с оппонентами официальных властей Судана.

ПОПЫТКА №2

В пятницу информагентство Bloomberg опубликовало материал Алана Босвелла под названием "Южный Судан покупает российские вертолеты в преддверии референдума о выходе (из состава Судана)". В нем не только подробно рассказывается о непростой ситуации в этой африканской стране, но и раскрываются детали военного контракта  с суданцами, заключенного КВЗ о поставках транспортных Ми-17.

Стоимость контракта не раскрывается, но известно, что в конце 2005 года казанское предприятие уже вело переговоры с центральным правительством Судана на поставку десяти вертолетов Ми-17 стоимостью более $50 млн. Тогда Судан отложил на неопределенный срок заключение контракта с КВЗ из-за выросшей цены на винтокрылые машины Миля. Так, в конце 90-х Судан закупил у вертолетного завода двенадцать Ми-17 по цене $3,5 млн. каждый. В 2005 году цена выросла до $5 млн. за машину.

Как известно, военные контракты являются одной из самых закрытых тем и всегда неохотно комментируются официальными властями. КВЗ также не оказалось исключением, в пресс-службе отказались комментировать «БИЗНЕС Online» сделку. "У нас существуют обязательства перед партнерами", - объяснили на предприятии. Но мы предлагаем вниманию наших читателей публикацию из Bloomberg.

ВЕРТОЛЕТЫ РУССКИЕ, А ТЕХНИКИ ИЗ ШТАТОВ И БРИТАНИИ

"Южный Судан, который планирует в январе провести референдум о выходе из состава страны, приобретает 10 русских вертолетов, которые станут основой формирующихся воздушных сил полуавтономной области.

Правительство Судана было проинформировано о покупке вертолетов, которые предназначаются для гражданских целей, сообщил пресс-секретарь армии Судана аль-Халед Саварми. 30 августа по телефону из Хартума он сказал, что в регионе, который контролирует народно-освободительное движение, "подтвердили, что они будут использовать машины в качестве транспортных средств".

Напомним, что в 2005 году между повстанцами из Южного Судана и центральным правительством страны было подписано "Всеобъемлющее мирное соглашение" (CPA), остановившее конфликт, в котором погибло 2 млн. человек. В итоге политическое крыло народно-освободительной армии Судана, известное как SPLA, получив полуавтономный статус, сохранило контроль над южной частью Судана. SPLA пообещало провести плебисцит по вопросу о целесообразности создания независимого государства.

Представитель SPLA генерал-лейтенант Куол Дейм Куол в июне заявил, что до начала референдума Южный Судан намерен создать собственные военно-воздушные силы. Он отрицал, что эти планы могут нарушить соглашение о прекращении огня, указывая на то, что помощь в создании ВВС и техническом обучении SPLA оказывает правительство США и Великобритании. "Международное сообщество должно SPLA помочь в модернизации", сказал Куол.

В то же время, согласно соглашению, обе стороны должны были прекратить "пополнение боеприпасов, оружия и других смертоносных припасов, а также военной техники". Зоны прекращения огня, указанные в документе, распространяются на весь Южный Судан и некоторые района севера. Соглашение позволяет пополнение "смертоносных припасов" в том случае, если это будет одобрено Объединенным советом обороны (ОСО) в координации с миссией Организации Объединенных Наций в Судане".

АФГАНСКИЙ ПЕРЕВОЗЧИК

"Исследования, проведенные центром "Обзор стрелкового оружия", показали, что на практике ОСО не играет никакой роли и не контролирует закупки оружия", - говорит Клэр МакЭвой, руководитель проекта по Судану в женевской исследовательской группе.

Согласно докладу 2009 года, в результате проведенных исследований обе стороны активно перевооружаются в нарушение обязательств о прекращении огня. Вертолеты Ми-17 по заказу правительства Южного Судана произведены ОАО "Казанский вертолетный завод". Копия договора между КВЗ и правительством Южного Судана есть в распоряжении Bloomberg. Вертолеты этой усовершенствованной модели впервые были использованы в 1979 году во время вторжения России в Афганистане.

"Ми-17 является военным транспортным вертолетом, которых также может быть использован для гражданских целей", - заявил в интервью 2 сентября Э. Джей. Хогендорн, директор проекта "Африканский рог" в международной кризисной группе. - На него можно монтировать вооружение, после чего он превращается в атакующую платформу".

"ХОЧЕШЬ МИРА, ГОТОВЬСЯ К ВОЙНЕ"

"Импорт воздушных судов может представлять собой "техническое нарушение" мирного соглашения и является ответом на то, что правительство в Хартуме в последние годы активно импортирует боевые вертолеты Ми-24", - заявил Хогендорн. - Сейчас обе страны активно импортируют вооружение".

Покупке вертолетов, по данным научно-исследовательской группы IHS Jane's (штат Колорадо), в прошлом году предшествовало приобретение Южным Суданом 100 российских танков Т-72 и артиллерийских орудий.

"В совокупности с покупкой этих танков, приобретение вертолетов, на мой взгляд, является попыткой Южного Судана сформировать крупные вооруженные силы, чтобы воспрепятствовать Хартуму, если он попытается отменить или свести на нет референдум, - говорит Хельмуд Ромер-Хейтман, военный аналитик из Кейптауна. - Южный Судан надеется, что голосование за отделение пройдет в январе и не даст утвердиться Хартуму".

СУДАНЦЫ И КИТАЙЦЫ БРАТЬЯ НА ВЕК

Судан – третий по величине нефтедобывающий регион к югу от Сахары. Ежедневно 490 тыс. баррелей добытой нефти перекачивается из Южного Судана. Нефть подается по трубопроводу, который проходит через север Судана в Порт-Судан на Красном море. Стороны не достигли соглашений о распределение доходов или оплате за пользование трубопроводом после подведения итогов референдума. Как известно, большинство суданской нефти поставляется в Китай.

Когда редакция Bloomderg связалась с Kуолом, он заявил, что не будет комментировать покупку Ми-17, и повесил трубку. Его мобильный телефон не отвечал. Дозвониться до головного офиса КВЗ в Казани Bloomberg также не удалось. Казанская компания не отреагировала на запрос по электронной почте о комментарии.

"Нет никаких доказательств, что воздушные суда приобретаются в военных целях", - заявил Халед из суданской армии. - Правительство Юга объявило, что оно не собирается приобретать военные воздушные суда".

ИЗ КАЗАНИ В ЭНТЕББЕ

"В соответствии с допсоглашением от марта 2009 года к контракту, заключенному в мае 2007 года, первая партия вертолетов должна была прибыть в Уганду (страна, граничащая с Южным Суданом) в мае 2010 года. Копию договора между Казанью и правительством Южного Судана Bloomberg получил от начальника штаба SPLA Джеймса Хот-Маи.

Первые четыре вертолета планировалось 12 августа доставить из казанского аэропорта в Энтеббе (Уганда) на борту самолета Ан-124 в зависимости от договоренностей между сторонами. Пресс-секретарь правительства Южного Судана Барнаба Мариал Бенджамин заявил, что вертолеты не доставлены в регион.

Bloomberg.net

Перевод подготовлен
аналитическим центром «БИЗНЕС Online»

Справка

Ми-17 - средний многоцелевой вертолет является модернизацией хорошо себя зарекомендовавшего Ми-8. Универсальность и высокие летно-технические характеристики сделали его самым распространенным вертолетом в мире. На сегодняшний день выпущено более 11 тысяч вертолетов семейства Ми-8/Ми-17, которые были поставлены в 80 стран. В настоящее время на казанском вертолетном заводе идет серийное производство трех основных модификаций:

Ми-172 – пассажирская модификация, предназначена для перевозки пассажиров. Выпускаются также специальные VIP модификации;

Ми-8МТВ-5 (Ми-17-В5) – транспортная модификация, предназначена для транспортировки груза внутри кабины и на внешней подвеске. Может использоваться для перевозки спасателей;

Ми-8МТВ-1 (Ми-17-1В) – многоцелевая модификация, на базе которой выпускаются вертолеты различного целевого назначения, в том числе летающий госпиталь.

Поставки российских вооружений в Судан – крупнейшей сделкой по поставке российского оружия в Судан стал заключенный в 2001 году контракт на продажу десяти истребителей МиГ-29СЭ и двух МиГ-29УБ стоимостью $120 млн. Согласно регистру вооружений ООН, в 2001-2005 годах РФ продала Судану 30 бронемашин БТР-80, 12 вертолетов Ми-17 и 20 — Ми-24.

На вооружении суданской армии также имеются шесть истребителей-бомбардировщиков МиГ-23БН советского производства (переданы Ливией) и транспортные самолеты Ан-26 и Ан-32, модифицированные для бомбометания. Кроме того, Судан располагает небольшим количеством вертолетов Ми-4 и Ми-8, самолетов МиГ-21, Ан-12 и Ан-24, поставленных СССР в 60-е годы. (По материалам газеты  "Коммерсантъ").