СМЯГЧАЮЩИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, СРОКИ ДАВНОСТИ И ОТМЕНА СТАТЬИ "БАНДИТИЗМ" ПРИВЕЛИ ПРОЦЕСС ПО ДЕЛУ "СЕВАСТОПОЛЬСКИХ" К ФИНАЛУ, КОТОРОГО НИКТО НЕ ОЖИДАЛ.

Вчера в Верховном суде завершилось вынесение приговора по делу "севастопольских". Многочасовое его чтение, сопровождавшееся обмороком одной из присутствующих, завершилось самой настоящей сенсацией: Радик Юсупов, фактически основой фигурант процесса, оказался на свободе. О том, что еще происходило на финальном заседании суда   и какие сроки получили другие подсудимые - репортаж корреспондента "БИЗНЕС Online".   

СТОИЧЕСКОЕ ИСПЫТАНИЕ

Оглашение приговора, как и днем раньше, заняло более четырех часов. Согласно закону, все присутствующие в зале заслушивали его стоя. Испытание - не из легких, одна девушка даже упала в обморок и ее унесли из зала суда. Почти все подсудимые были в масках, натянутых на глаза бейсболках и стояли спиной к залу в своих стеклянных клетках, спасаясь от теле- и фотообъективов.

Председательствующий судья Ильгиз Галимуллин зачитал оставшиеся эпизоды преступлений. В их числе были подробности убийства лидера противостоящей группировки "Жилка" Хайдара Закирова (Хайдера). Суд признал Рустема Сайманова и Радика Юсупова-Дракона непричастными к этому преступлению.

 

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА МЕСТА И ВРЕМЕНИ

Суд принял во внимание максимум смягчающих вину обстоятельств:

- активное сотрудничество со следствием (многие явились с повинной, заключили договоры о досудебном сотрудничестве со следствием. Гособвинение предлагало этот факт из числа смягчающих обстоятельств исключить);

- в "послевоенные" 14 лет все подсудимые перестали быть социально опасными. В ходе процесса выяснилось, что ни у одного из "севастопольских" за это время не было даже административного, не говоря уж об уголовном, правонарушения;

- противоправный характер поведения потерпевших (если проще – противоборствующая "Жилка" вела себя так, что не оставила "севастопольским" выбора – суд признал, что они защищали себя и свои семьи);

- у многих есть несовершеннолетние дети.

На приговор повлияли сроки давности (вчера суд своим постановлением по этой причине освободил от наказания всех "севастопольских" от статьи 77 УК РСФСР (бандитизм).

Подсудимым "повезло" с мораторием на смертную казнь, а также с попаданием меж двух Уголовных кодексов – старым (РСФСР, когда совершались преступления), и новым (РФ – когда их судили).

В связи с отменой статьи "бандитизм", вся тяжесть наказания пала на непосредственных исполнителей – участников убийств.

СРОКИ БЕЗ ДАВНОСТИ

«БИЗНЕС Online» публикует список подсудимых и сроки для каждого из них, которые суд назначил им в качестве наказания:

Сайманов Рустем Фидаевич – 6 лет лишения свободы
Юсупов Радик Ризаевич – освобожден
Баринов Андрей Юрьевич – 8 лет лишения свободы
Кургин Александр Александрович – 8 лет лишения свободы
Панаиоти Максим Вадимович – 7 лет лишения свободы
Михайлов Николай Вячеславович – 7 лет лишения свободы
Зенюк Александр Анатольевич – 9 лет 6 месяцев лишения свободы
Фахрутдинов Фарид Ренатович – 9 лет 6 месяцев лишения свободы
Миронов Дмитрий Викторович – 4 года 6 месяцев лишения свободы (условно)
Ганеев Марат Ренатович – 5 лет лишения свободы (взят под стражу в зале суда)
Хабипов Фарит Раисович – 5 лет лишения свободы (условно).

Отбывать наказание осужденные будут в исправительных колониях общего режима.

"СЕВАСТОПОЛЬСКИЕ" КРАЙНОСТИ

Ганеев - бывший офицер-ракетчик, участник боевых действий, работавший у "севастопольских" в основном шофером, был взят под стражу в зале суда. Ганеев участвовал лишь в одном "горячем" эпизоде: в убийстве Сафиуллина-Камбалы, финансировавшего "Жилку" в ее криминальных войнах. Сафиуллин желал реванша даже после смерти Хайдера. Ганеев на процессе не только признал свою вину, но и в своем выступлении в прениях не стал юлить, а прямо сказал, что пошел на "акцию" сознательно. Он слышал перехваченные телефонные звонки Камбалы, из которых понял: его и его семью, как и многих "севастопольских", не оставят в покое, пока не убьют.

Наибольшие сроки получили непосредственные и наиболее активные исполнители "акций" из числа "молодых" - Зенюк,  Фахрутдинов и  Кургин.

Что касается самого Дракона, суд посчитал, что он не был непосредственным участником "акций", а 77-ю статью "бандитизм" (участие в банде) ему сняли за сроком давности. Представитель гособвинения Артем Сухов пояснил «БИЗНЕС Online», что судом "в остатке" ему вменялось только пособничество в покушении на убийство Артура Якупова-Акулы (тот знаменитый "альпинистский" налет со стрельбой на его квартиру). На курок он не нажимал, так что суд в приговоре назначил ему 4 года, которые "подпали" под срок давности. В результате – Дракон сегодня вышел на свободу.

ГДЕ ДРАКОНОВСКИЕ МЕРЫ?

В отличие от Ханнанова и его вчерашнего стремительного освобождения из-под стражи, когда тот через пару-тройку минут оказался в зале среди "рядовых" и свободных зрителей, Дракон как-то не слишком торопился закончить свое пребывание "за стеклом". Заседание завершилось, народ уже почти весь оказался за дверями, судебные приставы поторапливали "зазевавшихся" корреспондентов. А бывший (или будущий?) известный московский предприниматель Юсупов теребил свою голубую футболку, по инерции старясь держаться спиной к центральной части зала, до сей минуты "чреватой" корреспондентской назойливостью. Даже возник непроизвольный вопрос: "А может, его пока еще не выпускают?"

- Да нет, -  объяснил прокурор Сухов. - Просто существуют некоторые формальности…

В кулуарах суда витала другая версия. "Дракон" может попасть в руки матерей погибших "жилковских", возмущенных мягкостью приговора.

Действительно, одна из них атаковала гособвинителей: "Это в какой мы стране живем? Просто кошмар!"

 Юсупов тем временем потихоньку скрылся в темном дверном проеме-выходе из стеклянной клетки. Дежурный майор сделал шаг назад, уступив ему дорогу…

Михаил Бирин
Фото автора и Олега Тихонова
Видеорепортаж с сайта МВД по РТ