ПОБЕДОЙ ИЛИ ПОРАЖЕНИЕМ МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА "КАЗАНСКОГО КРЕМЛЯ" ЯВЛЯЕТСЯ ВВЕДЕНИЕ СИМВОЛИЧЕСКОЙ ПЛАТЫ ЗА ЕГО ИЗОБРАЖЕНИЕ?

Решение о введении платы в размере 30 рублей в год за использование изображения Казанского кремля на сувенирах, предприниматели воспринимают неоднозначно. Одни рады тому, что сумма оказалась невелика по сравнению с первоначальными требованиями музея-заповедника, другие недовольны в принципе. "БИЗНЕС Online" приводит мнение предпринимателей, которых касается новшество.

Напомним, что вчера газета БИЗНЕС Online рассказала о принятом кабмином РТ решении о введении платы

с размере символических 30 рублей в год (такая ставка будет действовать до конца года), которые производители сувениров должны будут заплатить музею-заповеднику за использование  изображений Казанского кремля. В интервью нашему изданию точку зрения музея-заповедника изложил Григорий Бусарев, генеральный директор агентства "Артпатент", которое осуществляло для музея-заповедника работу по регистрации товарных знаков кремля. Сегодня мы публикуем мнения предпринимателей, которых затрагивает это решение. 

Татьяна Забегина – директор ЗАО "Эбиволь":

- 30 рублей, по сравнению с тем, сколько планировалось брать с предпринимателей изначально (10-15% от цены товара), цена нормальная. Это как раз тот редкий случай, когда бизнес-сообщество и власть нашли компромисс. Бизнес ведь тоже заинтересован в том, чтобы сфера его деятельности процветала. 30 рублей не тягостны для предпринимателя, цена же символическая. До этого решения мы были вынуждены снять с производства все наши изделия, например, сумочки, вышивки, батики с кремлем и башней Сююмбике, так как 10-15% для нас это много! Поэтому новое решение очень нас порадовало, не случайно мы за него так долго бились. Теперь осталось только защитить нашу продукцию от контрафакта.

Но есть другая проблема. Китай увидел, что наше правительство не заинтересовано в развитии ремесел в республике. Да и мы всё равно не сможем противостоять Китаю! Тут пострадают такие предприятия, которые производят сувениры, магниты, и мне за них очень обидно. Пусть наше правительство поможет встать этим предприятиям на ноги, ведь цена на сувенир складывается из всего: из света, тепла. Снизьте цены – наши сувениры будут стоить столько же, сколько и китайские, а качество будет в разы лучше. И зачем в принципе заставлять музей-заповедник зарабатывать? Культура не должна приносить деньги, иначе это же не культура, а бизнес. Заповедник должен жить безбедно сам по себе, на хорошем бюджетном стабильном финансировании, а сейчас он вынужден зарабатывать. Пусть тогда ставят пивные и рестораны!  

Надеюсь, ума, воли и патриотического настроя Казанскому кремлю хватит, чтобы цену не поднимать. Хотя, если честно, я не понимаю, почему башня Сююмбике должна принадлежать кому-то. Нельзя запатентовать культурное достояние. Когда предпринимателей облагают данью, это плохо, а вот если бы мы добровольно вносили бы деньги в какой-либо фонд на развитие культуры, нам было приятно. Если Кремль через год увеличит цену, мы снова снимем продукцию с производства. Мне кажется, вся проблема в том, что изначально не было нормальной правовой экспертизы. Экспертиза, причем, нужна независимая, не должны юристы из Татарстана ее проводить, ведь кто-то станет на позицию ремесленников, а кто-то на позицию правительства. Мне иногда кажется, что наши власти и не хотят, чтобы у нас развивалась своя сувенирная промышленность. Что ж, пусть будет так, но пусть они нам-то об этом скажут.

Евгений Русских – директор фирмы "Фрегат":

- На данный момент меня бы устроило любое решение, так как 50% нашего объема – это сувенирная продукция. И нам бы очень не хотелось этот объем терять. А фиксированная и маленькая цена нас очень даже устраивает. По сравнению с тем, что было. Жаль, что не ясно, что нас ждет после окончания этого года. В целом же я за то, чтобы оплачивать какие-либо услуги за реальные моменты, я против того, что, чтобы этими услугами пользовались люди, которые к этому не имеют прямого отношения.

Наталья Харченко – генеральный директор ООО "Казанский сувенир":

- Изначально я была на стороне Кремля, хотя сама я произвожу и реализую сувенирную продукцию. Я считаю, что Кремль в битве с предпринимателями проиграл, они провалили всю свою замечательную идею, чем я очень расстроена. Я была не согласна только с тем, что туристические фирмы должны платить за кремль, ведь он для них – не конечный продукт, но в результате с туристическими фирмами ситуация разрешилась, с нами - нет.

Дело не в деньгах, в которые все в результате уперлось, а в самой беспрецедентной и масштабной акции. Получалось ведь, что бедные сувенирщики будто подвергались гонениям злого и алчного Кремля…. Не о том они и пресса говорили! У каждого объекта должен быть хозяин, в том числе и у символов города.

Кремль мог дать качественным товарам дорогу, некачественные мог запретить, в конце концов, Кремль сам мог проводить экспертизу объектов. Хозяин должен регулировать рынок, например, в каких-то местах запрещать торговлю китайской продукцией, в каких-то разрешать. За такие символические деньги Кремль профукал рычаги власти! Какой вообще смысл в этих 30 рублях? Не вижу ни малейшей логики! Кремль потратил большие деньги просто, чтобы разработать соглашения, а ради чего? Почему-то не был продуман механизм работы? Это небольшая катастрофа мелкого масштаба. Ведь они заявили, а не победили, уперлись в деньги, а не во власть. При правильной организации можно было вообще без денег обойтись. Сейчас ведь такой беспорядок в нашей отрасли, все воруют друг у друга идеи.

Марина Абдуллина – генеральный директор магазинов "Богема" и "Сююмбике":

- Сувенирщики, конечно, добились своего. Но Кремль-то все равно будет получать прибыль. На самом деле 30 рублей - немало, ведь это плата за один объект! А вот для китайского товара с их огромными тиражами это копейки. Для моего бизнеса 30 рублей – это ощутимо. Конечно, хорошо, что пока цена прозрачная и меняться не будет хотя бы до конца года, но в целом ситуация не очень правильная. Меня больше пугает даже не цена, а то, что весь свой бизнес я должна предоставить на блюдечке с голубой каемочкой. Информацию об объемах, ценах, партнерах, все я должна отдать. А зачем? Кто-то явно что-то просчитывает.

Ольга Романова - директор сувенирной компании "ОАЗИС":
- Моя позиция неоднозначна. Для меня пока не очень понятно, на каких объектах использование изображение и название кремля платно, на каких бесплатно. Граница между частными интересами и коммерческой выгодой довольно размыта. Мы занимаем изготовлением рекламной и представительской сувенирной продукции по макету клиента и в данном случае не я должна оплачивать или получать разрешение на использование объектов кремля, а тот, кто ее у меня сувенирную продукцию заказывает и реализует с целью получения прибыли. В основном же, продукцию у нас заказывают не с
целью реализации, а с целью внутрифирменного использования.
А, к примеру, если гостиница хочет продавать у себя сувениры с изображением кремля,
те же самые зеркальца или брелоки, магниты, то это их задача получить
разрешение у музея-заповедника. Ведь это они получают от реализации сувениров выгоду. Но в целом, если нововведение будет приносить пользу для кремля, то я неплохо к нему отнесусь.

Надежда Замалиева