За счет каких ресурсов грузоперевозчикам Татарстана удается оставаться на плаву, с какими проблемами они сталкиваются и на чём экономят. Об этом и многом другом газете "БИЗНЕС
Online"  рассказал Леонид Штейнберг – руководитель транспортно-коммерческой фирмы "Кама-Тракс", президент логистической ассоциации Татарстана. 

В ОДИНОЧКУ БОРОТЬСЯ СЛОЖНО

- Леонид Данилович, расскажите, какие тенденции сейчас вы наблюдаете на рынке автомобильных грузоперевозок?

- На рынке международных грузоперевозок мы работаем уже восемнадцатый год, на рынке региональных перевозок двенадцатый. И думаю, что кризис произошел и ударил по всем очень сильно, в том числе и потому, что мы к нему слишком поверхностно относились. Мы и в нашей компании, и в нашей логистической ассоциации Татарстана, поняли одно –  в период кризиса надо помогать друг другу, поддерживать финансово, если есть такая возможность, просто человеческую поддержку оказывать. И тогда все будут работать.

- А за период кризиса много компаний ушло с рынка?

- Если говорить о членах ассоциации грузовых автоперевозчиков Челнов (АСГАП), потери на уровне 10 процентов. Но пришли другие люди, которые поняли, что с кризисом в одиночку бороться очень сложно. Я считаю, что это незначительная цифра, учитывая масштабы проблем, которые обрушились на транспортников.  Кто-то с кем-то объединился, кто-то ушел вообще. По международным перевозкам потери очень большие – с рынка ушло более 12 тысяч автомобилей. А по логистической ассоциации Татарстана наоборот, есть небольшой рост. Большую роль в этом сыграло то, что в период кризиса некоторые наши банки начали по-человечески относиться к своим клиентам, начали находить формы взаимодействия, выдавать кредиты.

- Можете назвать банки с человеческим лицом?

- Автоградбанк.  Мы также нашли и формы работы со страховыми компаниями – в их числе - Чулпан, НАСКО. В каждом конкретном случае, конечно, решали эти вопросы отдельно, но самое главное, решали. Кроме того, нужно сказать, что в период кризиса, те предприятия, где очень серьезно отнеслись и к рынку, и к выпускаемой продукции, и к человеческому фактору, увеличили производство. Возьмите, например, Нижнекамскнефтехим. Везде реализация продукции упала, а у них объемы пошли вверх. Это же говорит о том, что руководство выбрало правильную стратегию выхода из кризиса.  А раз пошла продукция, пошли и перевозки.

- А насколько по отношению к началу года выросли объемы грузоперевозок?

- Процентов на пятнадцать.

У МЕНЯ НЕТ КОНКУРЕНТОВ, У МЕНЯ КОМПАНЬОНЫ

- Как вы можете оценить уровень конкуренции в вашей отрасли?

- Здесь трудно говорить о конкуренции, потому что в грузовых перевозках очень мало порядка. Солидные фирмы, которые дорожат своим именем, работают, как правило, с крупными компаниями. А те, которые придерживаются принципа урвать, убрать, украсть они работают в другой плоскости.  Бывает так, что нужно выполнить  заказ в очень сжатые сроки и выполнить большой объем, а особенность заключается в том, что нам приходится очень деликатно подходить к вопросам ценообразования. Сегодня, если поднимается на рубль цена топлива, то автоматом растет цена на все – на шины, на масла, на запасные части. Как быть? Мы возим товары, цены, на перевозку которых каждый месяц не поменяешь. Может быть, только раз в год цены эти можно пересматривать. Поэтому только за счет внутренних резервов, экономии, за счет увеличения оборота транспортных средств и выходим из положения. Мы сейчас практически полностью исключили порожний пробег. Если смотреть по кварталу, то эта цифра будет не больше двух процентов. Простоя практически тоже нет. А если и есть, то, в основном, из-за таможенников - на границах и в таможенных терминалах в Москве. На внутренних перевозках – на разгрузках в основном.

- А на международных перевозках с иностранцами конкурировать приходится?

- У меня конкурентов нет, у меня есть компаньоны. Иностранцы, те же самые немцы к нам уже практически не ездят.

- Почему?

-Зачем им наши морозы, убитые дороги, проблемы с отсутствием ремонтной базы,  сервисом?

- А поляки, латыши?

- Латыши, белорусы - эти да. "Батька" говорит, вот мол, мы братья, надо помогать, покупать МАЗы, а сам у себя создал условия для приобретения иномарок. Вот вы видели у нас хоть один МАЗ с белорусскими номерами?

- Нет.

- Я тоже не видел…(смеется). 

СЛУЧАЙНЫЕ ЛЮДИ

- Что вы считаете самым трудным в транспортном бизнесе?

- В транспортном бизнесе сейчас нет системы. У нас на рынок приходят случайные люди. Отменили лицензирование, поэтому нам необходимо внедрять СРО (саморегулируемые организации), чтобы мы могли какие-то правила игры вырабатывать. Вот пример - вчера мне звонит мне давнишний приятель из Москвы и просит выручить. Он занимается тоже транспортным бизнесом, его работники загрузили машину из Москвы на Чистополь - 20 тонн. На посту весового контроля машину остановили, взвесили  и поставили на штрафстоянку. Он просит выручить, так как обязательства перед заказчиком необходимо выполнять. Я ему говорю, вопросов нет, выручим, только двадцать тонн мы не возьмем, возьмем восемнадцать. Сегодня дали ему вторую машину, а он свою еще со штрафстоянки забрать не может. Почему такое происходит? Потому что порядка нет.  Рынок транспортных услуг приносит результат, когда ты работаешь системно, четко, никого не подводишь, не привозишь бой, не привозишь брак, работаешь в рамках своей ответственности.


Еще один большой аспект – то, что мы работаем на дороге. Дорога – это сложный механизм и нам хотелось бы, чтобы наши водители работали в комфортных условиях. А когда начинаются проблемы на постах весового контроля, на постах ГАИ, он же начинает нервничать. Представьте, что такой, весь на нервах водитель сидит за рулем 38-тонного автопоезда…Что может произойти?

Еще проблема - в кризис начали дотировать автопром, и правильно делали. Мне кажется, сейчас пришло время помогать нам – автоперевозчикам, чтобы мы могли эту технику покупать.  Mercedes в ИП-Мастере будет делать с КАМАЗом хорошие машины, да? Но мы не можем себе эту технику позволить! Вот спросили бы вы – на какую сумму  лизинговая компания Татарстана профинансировала проекты транспортных компаний, связанные с обновлением автопарка? Почему-то считается, что если мы оказываем услуги, то нам поддержка не положена. Но мы ведь везем все – пеленки, сахар, муку, оборудование. Мы такая же отрасль, как и все остальные! Без нас, без грузовых автоперевозчиков, экономика просто перестанет функционировать! А обновлять автопарк на условиях, которые предлагаются лизинговыми компаниями и банками сейчас – практически нереально!

-Давайте поставим вопрос по-другому: какие условия по лизингу грузового автотранспорта вы считаете сегодня приемлемыми?

- Удорожание не более пяти процентов.

- А первоначальный взнос?

- Для тех, кто впервые идет на этот рынок, и не имеет опыта лизинговых платежей – двадцать процентов. Для тех, кто уже работает в этой сфере – десять процентов или вообще без первоначального взноса.

- Чем вы руководствуетесь, выбирая подвижной состав, какие критерии оказываются решающими при выборе той или иной марки?

- Во-первых, ходимостью автомобиля в межсервисный период. Кто-то проходит 75 – 80 - 90 тысяч километров. За границей они и больше проходят, но в российских условиях этот показатель заметно снижается. Во-вторых – ценой. Сейчас есть из чего выбрать, но значительное влияние имеет еще сервис и  подход компаний в работе с нами. Нам нужно, чтобы нас считали партнерами, а не теми, на ком можно нагреть руки.

- Какой марке отдаете предпочтение вы?

- IVECO и "КАМАЗу".

- Каков возраст автопарка в вашей компании?

- В среднем около пяти лет.

КАК ПОТЕРЯТЬ ЗАКАЗЧИКА

- Решена ли сегодня проблема злоупотреблений на постах весового контроля в Татарстане?

- Это сложная тема… Я так скажу, продолжение имеет место быть. Я понимаю, что на дорогах не должны ездить грузовики с грузом под 45 тонн. Но ведь бывают разные ситуации…  Вот посмотрите опять же, депутаты приняли КоАП, где наказание на предприятие может доходить до 400 тысяч рублей! Если бы в Госдуме хоть один профессионал сидел, никогда такого закона не приняли бы! Да, наказывать надо, но не так же! Представьте, транспортная компания, в автопарке которой два автопоезда и водитель одной  перегрузил автомобиль. После такого штрафа можно закрываться сразу! Или вот случай, ехал водитель из Красноярска, у него груз сместился, естественно на посту весы показали перегруз. А где в пути он его может подправить? Он автоматически подпадает под штрафные санкции.

- Я буквально вчера в одном журнале прочитал, что структура американских транспортных компаний кардинально отличается от управленческой структуры принятой у нас – там в руководстве компании директор, бухгалтер и менеджер, который подыскивает заказы. Все необходимые компании услуги в аутсорсинге. У нас же, если сравнивать с ними, транспортные компании – это целые корпорации. И стоимость километра у них в три раза ниже, чем у нас.

- Если я сегодня не буду сам заниматься обслуживанием своей техники, я завтра вылечу в трубу.

- У вас были случаи, когда вы по каким-либо причинам теряли своих заказчиков?

- Да. Бывает так, что компании, обычно московские, перекупают какую-нибудь фирму по производству, допустим, металла и ставят туда своего транспортного оператора, выдавливая того, кто с этой компанией давно уже работал. Я, честно говоря, никогда не жалел о том, что кто-то ушел. Мы в любом случае продолжаем со всеми работать. Кто-то ушел, кто-то пришел, потому что мы свою работу делаем профессионально, поэтому к нам и идут. Кто-то производит, кто-то торгует, мы возим, какие бы кризисы не приходили.

- У вас есть в планах какие-то новые проекты?

- Сейчас, одна из компаний, входящих в нашу ассоциацию подписала серьезный документ с компанией Рикод (дочерняя компания Роскосмоса) по установке систем ГЛОНАСС. Работа не простая. Это ведь тоже надо убедить людей, что завтра без осуществления контроля за подвижным составом эффективно работать на рынке будет невозможно.


- Какова сегодня рентабельность в транспортном бизнесе?

- Восемь-десять-двенадцать, иногда пять процентов.

- А когда было проще работать, 15 лет назад или сейчас?

15 лет назад были другие правила игры. Для компании, которая работает по правилам, имеет свою ремонтную базу, медицинскую базу, если ее водители получают деньги не в конверте – работать очень сложно.

- На следующий год будет еще сложнее…

- Да, выплаты из фонда оплаты труда поднимут еще на сеиь процентов.

- За последние несколько лет в Татарстане сменилось три министра транспорта и дорожного хозяйства (Швецов, Фасхутдинов, Емельянов), кто из них, по-вашему мнению, был наиболее эффективным?

- Емельянов.

- Он, кстати, проработал меньше всех…

- Для нас, грузовых автоперевозчиков, он был очень неплохим менеджером в населенных пунктах, которые возглавлял и знал хорошо проблемы, в том числе и транспортной отрасли. При нем в министерстве был создан экспертно-экономический совет, где начались решаться вопросы в интересах грузовых, пассажирских автоперевозчиков и дорожных служб. Началось взаимодействие.

- А сегодня можно говорить о каких-то результатах работы этого экономического совета?

- Мы хоть начали общаться между собой!

- А раньше у вас не было такой возможности?

- Раньше в минтрансе не было даже отдела по руководству грузовыми перевозками! Вот благодаря нам (логистической ассоциации Татарстана) и поддержке тогда еще премьер-министра Минниханова Рустама Нургалиевича и был создан этот отдел. Представьте, в минтрансе не было службы, которая бы курировала грузовые автоперевозки!

- Сейчас у лизинговых компаний скопилось достаточно много конфискованной техники, как вы считаете, для тех, кто хочет заняться транспортным бизнесом – это выгодный момент для входа?

- На рынок надо входить цивилизованно. Это не так просто как может показаться на первый взгляд. Сразу возникает проблемы кадров, организации технического осмотра, медсомотра, вопросы подготовки персонала, связанные с перевозкой опасных грузов – то есть целый комплекс вопросов.

- Соответствует ли действительности тот факт, что количество автомобилей в крупных компаниях снижается, а количество мелких перевозчиков, у которых два-три автомобиля постепенно увеличивается?

- Доля правды в этом есть.

- Сейчас, как мне представляется, рынок грузоперевозок еще нельзя назвать стабильным. В этой ситуации предпринимателю выгоднее работать на собственной технике или на арендованной?

- На собственной выгоднее. Вот, кстати, иностранные лизинговые компании в период кризиса, повели себя очень деликатно.

- То есть технику не забирали?

- Они искали варианты, как помочь. Они разумные, в отличие от отечественных.

- А вы с какими работаете?

- Мы работаем и с иностранными и с отечественными.

- В последние годы в республику пришли крупные сети. Они пришли со своими транспортными компаниями или пользуются услугами местных перевозчиков?

Когда в руководстве этих компаний работали иностранцы, работали местные перевозчики, потом появились наши менеджеры, началась игра - московские перевозчики и наши начали работать вперемешку. Взять того ритэйлера МETRO. Раньше мы работали с этой компанией напрямую, а сейчас через московских посредников. Они взяли к себе все договора и нас просто арендуют. Но на рынке пока хватает места всем.

ЦЕНЫ СНАЧАЛА УПАЛИ НА 30 ПРОЦЕНТОВ, НО ТЕПЕРЬ ВЫРОСЛИ НА 10

- Транспортная фирма сегодня может обойтись без экспедиторской фирмы?

- Нет.

- У каждой транспортной компании должна быть своя "экспедиция"?

- Я считаю, что на двести-триста транспортных компаний может быть одна мощная экспедиторская фирма, которая должна брать на себя решение множества вопросов - движения в прямом и обратном направлении, финансовой помощи, гарантий, страховки груза… Массу вопросов!

- Вы все грузы страхуете?

- Нет, частично. Зависит от опасности груза. Если груз дорогой -страхуем, если груз не требует страховки и заказчик этого не требует, везем так.

-Как в кризис изменились цены на ваши услуги?

- С его началом цены сразу упали на 30 процентов. Сейчас, когда ситуация стала выправляться поднялись процентов на 10.

УВИДЕВ ДЕНЬГИ, НЕКОТОРЫЕ ТЕРЯЮТ РАЗУМ

- Леонид Данилович, вы достаточно уважаемый в республике бизнесмен, а с  пресловутым шлагбаумом на нижнекамской ГЭС, на котором собирали деньги за проезд, боролись почти одиннадцать лет. Чем вы сами для себя можете объяснить это?

- Недостаточно сильно боролся…(улыбается). Но результат все равно достигнут, это радует. Город понял, Ильдар Шафкатович поддержал. Говорят, Когогин сказал свое слово.


- Наблюдая за вашей работой на протяжении нескольких лет, у меня почему-то сложилось впечатление, что вам общественная работа ближе, чем собственно само занятие бизнесом, это так?

- Надо уметь совмещать. Мне нравится работать с людьми. С нормальными людьми. К сожалению, бывают ненормальные. Иногда, некоторые, увидев деньги, теряют разум. К большому сожалению.

- Если бы вам предстояло определиться, каким направлением бизнеса заняться, скажем, не двадцать лет назад, а сейчас, каким бизнесом занялись бы?

- Учитывая все ошибки, которые мы сделали, я бы занялся грузоперевозками. Но начал бы не с международных, а внутрироссийских перевозок. А я начал сразу с международных, практически семь лет ездил только за границу.

- У вас есть хобби?

- Посмотреть хороший футбол, побывать на хороших соревнованиях по боксу…

Асхат Идиятуллин

Справка

Визитная карточка руководителя:

Штейнберг Леонид Данилович – генеральный директор ООО "ТКФ Кама-Тракс", президент логистической ассоциации Татарстана
Дата и место рождения: 13 сентября 1946 года, г. Житомир Украинской ССР.
Образование: казанский авиационный институт.
Основные этапы карьеры: после окончания института приехал на КАМАЗ, четыре года работал в комсомоле, затем служил в органах внутренних дел, дошел до должности заместителя начальника УВД г. Набережные Челны. Затем был назначен на должность начальника пожарной охраны Челнов.
В 1992 году основал и возглавил транспортно-коммерческую фирму "Кама-Тракс".
Увлечения: футбол, бокс.

Визитная карточка компании:

ООО "ТКФ Кама-Тракс"
Дата создания: 1992 год.
Основные направления деятельности: предоставление услуг транспортных грузоперевозок на российских и международных линиях.
Автопарк: 60 автопоездов.
Клиенты: крупные производственные компании региона Закамье
Численность персонала: 135 человек