ГЛАВНЫЙ РОССИЙСКИЙ АВИАСТРОИТЕЛЬ НЕ ХОЧЕТ РАСКРЫВАТЬ ПЛАНЫ ПО ПРОИЗВОДСТВУ САМОЛЕТОВ В КАЗАНИ, ССЫЛАЯСЬ НА ВОЕННУЮ ТАЙНУ

Сегодня в Казани, похоже, окончательно определилась судьба одного из крупнейших предприятий Татарстана: на КАПО будут базироваться фактически два разных производства – самолетов и композитных материалов. Такую схему подразумевают два соглашения, заключенных сегодня между правительством Татарстана, Объединенной авиастроительной корпорацией и ЗАО "Аэрокомпозит". Документы были подписаны в рамках международной специализированной выставке "Авиакосмические технологии, современные материалы и оборудование. Казань-2010". Однако, в ОАК пока не готовы четко сказать, какие самолеты и в каком количестве будут производиться в Казани.

КАК ЗАГРУЗИТЬ КАПО НА 15 МЛРД. РУБЛЕЙ В ГОД?

Первое соглашение подразумевает загрузку мощностей КАПО им. Горбунова новыми заказами. "Сегодня нас очень волнуют 2012-2014 годы, - рассказал на пресс-конференции министр промышленности и торговли РТ Равиль Зарипов. - Перед нами стоит задача начиная с 2015 года выйти на объемы в 15 млрд. рублей товарной продукции в год".

Как известно, в последнее время КАПО испытывает серьезные трудности с загрузкой своих мощностей, в том числе и по причине как слишком большой их величины, так и неопределенности планов ОАК в отношении компании. Даже сейчас, после подписания соглашения, вопросов гораздо больше, чем ответов. Причем комментарии, которые дало сегодня на выставке в Казани руководство ОАК, практически не внесли ясности в его планы относительно КАПО.

Алексей Федоров, президент ОАК никаких сроков и цифр так и не назвал, сославшись на то, что вопрос загрузки КАПО будет снят после принятия в РФ программы вооружений.

"В ней будет четко обозначено количество и марки машин, которые будет производить и обслуживать КАПО, - заявил Федоров. - Я не хочу называть сейчас все эти марки, сами понимаете, программа закрытая. Но могу вас уверить, что это достаточно много машин. Это для нас очень важный документ, который определит на следующую десятилетку основные направление работы КАПО, связанные со специальной авиацией".

Федоров лишь подтвердил, что на КАПО сохраняется производство самолетов ТУ-214, пока в специальных версиях (речь идет в частности, о самолетах спецсвязи). "Но в будущем я не исключаю, что на новых моделях, модернизированных, КАПО будет участвовать в производстве гражданских самолетов. Пока это будет наше профильное предприятие для дальней авиации и для специальных самолетов в вооруженных силах и в других госведомствах", - рассказал глава ОАК.

80 МЛН. ДОЛЛАРОВ НА КРЫЛЬЯ

Относительно второго соглашения ясности больше. ОАК и "Аэрокомпозит" создают на базе КАПО отдельное производство по выпуску композиционных углепластиковых агрегатов для самолетов. В Казани будут изготавливаться отдельные узлы и элементы, сборка крыльев будет происходить на заводе в Ульяновске. Новое производство потребует 200-250 новых рабочих мест, сообщил газете «БИЗНЕС Online» глава минпромторга РТ Равиль Зарипов. Сейчас по новый проект на КАПО выделен корпус, в перспективе к нему будут достроены новые корпуса. 

Инвестиции в проект со стороны Аэрокомпозита и иностранного партнера – австрийской фирмы "Фишер" - составят 80 млн. долларов, сообщил журналистам президент компании "Аэрокомпозит" Анатолий Гайданский. Планируется, что на новом производстве будет выпускаться продукция для корпорации "Сухой" (крылья для около 60 самолетов в год) и корпорации "Иркут" (около 60 самолетов семейства МС 21). Также определенный объем заказов поступит от иностранных партнеров, однако Гайданский не стал озвучивать эти цифры. Известно только, что это будут такие компании как Airbus и Boeing. Выпуск первой продукции намечен на конец 2012 – начало 2013 годов.

Как сообщил Гайданский, на производство будет принесен последний технологический опыт и мировые тенденции композитного авиастроения. Производство будет происходить из тех материалов, которые сейчас являются основными для Airbus и Boeing.

"Сегодня наши самолеты затратны потому, что производим, с одной стороны мало, - рассказал журналистам Васил Каюмов, генеральный директор КАПО им. Горбунова. - С другой – посмотрите, какова инфраструктура завода – 645 гектар плюс коммуникации и старые технологии. Это только повышает стоимость самолета. Мы должны уходить от этого пошагово. Есть продукт – нужно под него провести перевооружение, обновить технологию. Аэрокомпозит придет с технологиями не вчерашнего, а завтрашнего дня. Для нас это важно". 

Владимир Казанцев
Фото Олега Тихонова

Справка

ОАО "КАПО им. Горбунова"
Создано в 1927 году. За годы своего существования завод выпустил 34 типа и модификаций авиационной техники, к числу которых относятся всемирно известные самолеты Пе-2, Пе-8, Ту-16, Ту-104Б, Ту-22МЗ, Ту-160, Ил-62М. За более чем 70 лет существования предприятие выпустило 34 модификации авиационной техники, общим числом более 18 тысяч единиц.
На данный момент казанский авиазавод - единственное предприятие в России, которое способно выпускать стратегические бомбардировщики последнего поколения, потребность в которых определяется военной оборонной доктриной нашего государства.
Сегодня в стадии производства на объединении находятся более пятнадцати воздушных судов ТУ-214 различных модификаций. Имеется предварительный договор на поставку еще пяти самолетов.

ОАО "Объединённая авиастрои́тельная корпора́ция"
Российская авиастроительная компания, объединяющая крупнейшие авиастроительные предприятия России. Зарегистрирована 20 ноября 2006 года.
Государству принадлежит 80,29 % акций ОАО "ОАК", Внешэкономбанку - 11,45%, оставшиеся акции — частным акционерам, в том числе совладельцам "Иркута", включая президента ОАО "ОАК" Алексея Федорова.
Уставный капитал ОАО "ОАК" сформирован путем его оплаты следующими пакетами акций:
- Открытое акционерное общество "Авиационная холдинговая компания "Сухой" 100%
- Открытое акционерное общество "Внешнеэкономическое объединение "Авиаэкспорт" 15%
- Открытое акционерное общество "Ильюшин Финанс Ко." 38%
- Открытое акционерное общество "Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение имени Ю.А. Гагарина" 25,5%
- Открытое акционерное общество "Межгосударственная авиастроительная компания "Ильюшин" 86%
- Открытое акционерное общество "Нижегородский авиастроительный завод "Сокол" 38%
- Открытое акционерное общество "Новосибирское авиационное производственное объединение имени В.П. Чкалова" 25,5%
- Открытое акционерное общество "Туполев" 90,8%
- Открытое акционерное общество "Финансовая лизинговая компания" 58%
- Открытое акционерное общество "Научно-производственная корпорация "Иркут" 38,2%
На момент учреждения уставный капитал Корпорации составил 96,72 млрд. рублей.

ЗАО "Аэрокомпозит"
ЗАО "Аэрокомпозит" — предприятие по проектированию и производству конструкций из полимерных и композитных материалов. 48% акций принадлежит ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация".
Годовая выручка "Аэрокомпозита" в период с 2009 по 2014 год должна составить 1-2 млрд. рублей, с момента начала поставок деталей в 2014-2016 году — 4-6 млрд.