В один из солнечных дней Хинг Ши вышел прогуляться по берегу реки, сопровождаемый тремя своими учениками. Остановившись на берегу, Хинг Ши сказал: "Посмотрите на реку, она - сама Жизнь, то мерно, то бурно протекающая. Река меняется с каждым мгновением, никогда не повторяя свой облик дважды".

Ученики долго смотрели на реку, пока мудрец не спросил их:

- А как вы бы стремились к своей цели?

Первый ученик сказал:

- Я бы всегда боролся с течением, плыл против него вперёд, к своей цели, - отважно сказал один.

- Это хорошо, - сказал Хинг Ши, - но ты рискуешь однажды утонуть, так и не справившись с рекой. Мой тебе совет - до того, как плыть против течения, узнай, лежит ли путь к твоей цели наперекор ему.

Второй ученик сказал:

- А я бы плыл по течению, как тот лепесток, что скользит по волнам, и набирался бы опыта в пути.

- Это хорошо лишь в том случае, если течение несёт тебя к твоей цели, в противном случае ты, действительно, уподобляешься лепестку, которому всё равно куда плыть, ибо ему так же не важно в какой заводи сгнить, - заметил Хинг Ши.

Третий ученик ответил:

- А я бы плыл к своей цели, постоянно меняя тактику, то, отдаваясь на волю течения, то, стремясь его побороть. Я бы обходил опасные места, останавливался на отдых, но потом, отдохнувшим и окрепшим, всегда продолжал свой путь.

- Твой ответ хорош, но недостаточно мудр, - заметил Учитель, развернулся и пошёл обратно к дому. Его ученики ещё какое-то время стояли на берегу реки, думая над его словами, а потом последовали за Учителем. Поравнявшись с ним, они спросили:

- Ну а твой путь по реке жизни, Учитель, каков он?

Хинг Ши остановился, посмотрел на своих учеников и, улыбнувшись, сказал:

- Я бы даже не пускался в плаванье.

- Но разве твоя цель уже достигнута, - удивились ученики.

- Нет, - сказал Хинг Ши, - но ведь и не ко всякой цели можно добраться вплавь.

Просмотрев рейтинг самых востребованных специальностей среди абитуриентов – 2010 КФУ невольно задумываешься над вопросом, чем же руководствуется современная молодежь при выборе жизненного пути, на примере предпочтений специальностей (профессии) абитуриентами.  И очередной раз сожалеешь об отсутствии мудрой государственной политики, в лице системы образования, которая бы с детского сада и до вузовской (ремесленной) аудитории  помогала (подсказала, не мешала) бы индивидууму (нередко и его родителям)  сделать правильный выбор в профессии – свое жизненное профессиональное предназначение. Все оставлено на произвол и саморегулирование капиталистической рыночной экономики. Основа же капитализма эгоизм - одна из основ бытующей в современном обществе морали.

Один самурай, очень высокомерный воин, пришёл однажды к Мастеру дзэн. Самурай был очень знатен, но, взглянув на Мастера, увидев красоту Мастера, прелесть момента, вдруг почувствовал себя каким-то ничтожным. Он сказал Мастеру:

— Почему я чувствую своё ничтожество? Миг назад всё было хорошо. Как только я вошёл на твой двор, я пал. Никогда раньше не чувствовал этого. Я много раз встречал смерть лицом к лицу и никогда не чувствовал страха. Почему я сейчас испуган?

Мастер сказал:

— Погоди. Я отвечу, когда все уйдут.

Люди приходили посетить Мастера весь день, и самураю надоело ждать.

Вечером, когда комната была пуста, самурай спросил:

— Теперь ты можешь ответить мне?

— Выйди.

Было полнолуние, и луна всходила над горизонтом. Мастер сказал:

— Посмотри на эти деревья, на это, высокое до неба, и это, маленькое, рядом с ним. Они оба растут перед моим окном много лет, но у них нет никаких проблем. Это маленькое дерево никогда не говорит большому: "Почему я чувствую унижение перед тобой?" Это дерево малое, а то такое большое, почему я никогда не слышал их ропота?

Самурай задумался и ответил:

— Потому что они не могут сравнивать.

Сейчас не социализм и сравнивать молодежи есть что, но на пользу ли это ей.

Психологи говорят, что  близость создает лучшие условия для сравнения, делает жизнь другого человека более обозримой. При этом, чем меньше дистанция между завидующим и объектом зависти, тем сильнее зависть. Зависть есть не что иное, как стремление человека к тому, чтобы всё: успехи, заслуги, расположение других людей, богатство — безраздельно принадлежало только ему.

Зависть и страх перед своим будущим – это движущие силы при выборе своего профессионального пути в капиталистическом мире.  В словаре "Психология" зависть рассматривается как проявление мотивации достижения, при которой чьи-либо реальные или воображаемые преимущества в приобретении социальных благ (материальных ценностей, успеха, статуса, личных качеств) воспринимаются субъектом как угроза ценности собственного "Я" и сопровождаются аффективными переживаниями и действиями.

Вот и тянутся абитуриенты в государственное и муниципальное управление (стал чиновником – жизнь удалась), в экономическую теорию (у профессии экономиста всегда ассоциация с деньгами) не давая возможности раскрыться своим истинным способностям и мастерству и получать радость и удовольствие от работы для себя и для окружающих. Оканчивая вуз, получают диплом на "модную" профессию, но  часть не может трудоустроиться, часть автоматически по "родительской брони" залетают на злачные места,  и начинаются маяния до пенсии. Беда самому и окружающим. 

Поэтому есть два пути – или работать по призванию, или выполнять любую работу с любовью.  Человек, который выполняет любую работу с любовью, не боится безработицы. Цементирующей смесью трудовой деятельности такого человека является чувство любви, которая безгранична.

Образно побывав на празднике Великих Мастеров всей Земли, авторы детской образовательной книги "Секреты мастерства" выбрали самую лучшую профессию. 

Первый, кто был на празднике, был сухонький старичок с рабочими инструментами в руках.

— Этот человек — Великий Строитель, — сказал нам на ухо один из гостей. — Его дома выдерживают ураганы и даже землетрясения. Они так искусно построены, что будто пустили в землю корни.

— А вот там стоит Великий Правитель, — нам указали на человека, походившего скорее на ученого, чем на правителя.

— Вы его не знаете, потому что историки мало о нем писали. Он не вел войн и не основывал огромные империи. Во время своего правления он развивал науки, ремесла и торговлю, строил церкви и соборы. Он уничтожил нищенство в своей стране, а многие из его справедливых законов действуют по сей день, — снова объяснили нам.

Мы пошли дальше, и вдруг увидели самого обыкновенного дворника с метлой. "Неужели и дворника считают здесь Великим Мастером?" — удивились мы и услышали в ответ:

— Конечно, когда этот человек убирает свой двор, он дарит людям столько радости, что даже хмурое небо начинает улыбаться. Звание Великого Мастера принадлежит ему по праву.

10.08.10

Айрат Залялиев

Родился в 1972 году. Окончил в 1996 году факультет татарской филологии, истории и восточных языков КГУ,   в 2000 году экономический факультет Стамбульского университета.

Профессиональная специализация – кризисология.