ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИТЕТА ПО РАЗВИТИЮ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РТ В ХОДЕ ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИИ ОТВЕТИЛ НА ВОПРОСЫ ЧИТАТЕЛЕЙ "БИЗНЕС ONLINE"


Во время традиционной интернет-конференции "БИЗНЕС Online" председатель комитета по развитию малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан Тимур Шагивалеев рассказал, как регистрируют бизнес в Сингапуре; когда откроется агропарк в Казани и какие банки РТ наиболее активны в сотрудничестве с малым и средним бизнесом. Сегодня мы публикуем вторую часть разговора с Шагивалеевым.

СТАВКА НА НЕФТЬ?

- За последние 15 лет было не очень-то заметно, чтобы в нашей стране и в нашей республике власти сильно интересовались малым бизнесом, да и вообще производством. У нас ставка на нефть, на нефтехимию, это же не секрет...

- Вот вы говорите, что не интересовались. Но у нас в республике производства полипропилена еще пять лет назад не было, работала всего одна установка, которая делала пропилен. А пропилен – это мономер, по сути, газ, с которым ничего ни малый, ни средний бизнес сделать не могут. И только благодаря активной позиции и правительства, и Нижнекамскнефтехима была построена современнейшая линия по производству полипропилена. А полипропилен – это уже то сырье, из которого много чего можно делать, от стаканчиков для йогурта до труб большого диаметра. Те же медицинские маски, о которых я рассказывал. И миллион других применений.

Таким образом, в Татарстане создана основа для создания новых производств по переработке полимеров. И вот теперь, в том числе и в рамках программы "Лизинг-грант", в том числе и в наших индустриальных парках Химград, КИП-Мастер, Камские Поляны малый бизнес наконец-то получил возможность производить что-то, делать что-то из нашего татарстанского сырья. Благодаря этому мы получаем сразу же конкурентное преимущество за счет более дешевой стоимости нашего сырья, отсутствия транспортных расходов и импортной пошлины. Поэтому сказать, что в республике ничего не сделано для развития малого и среднего бизнеса, нельзя. Как раз мы стараемся сделать все возможное для того, чтобы эти производства создавались. Если вы подскажете нам, или если предприниматели подскажут нам, что мы еще могли бы сделать, я с огромным удовольствием лично приму их и выслушаю.

А НАДО ЛИ ПОМОГАТЬ МАЛОМУ БИЗНЕСУ?

- Еще вопрос от читателя под псевдонимом Пилигрим. Как он пишет, вопрос политический: а надо ли вообще помогать малому бизнесу? Это же, как естественный отбор, – если ты слаб, то тебе никакая помощь не поможет…

- Как только начинаются макроэкономические вопросы, я чувствую огромное желание поговорить об этом побольше. На региональном уровне мы не так уж и много можем сделать, это правда. Возьмем, например, процедуру создания нового бизнеса, все эти процессы регистрации, получения лицензий...

- Но сейчас за один день компании создаются, без проблем...

- Это верно, что при помощи юридических фирм можно открыть бизнес. Но попробуй сам это сделать…

- Но проще обратиться в юрфирму. И стоит это недорого, три копейки…

- Проще, да. Но это тоже потери для предпринимателя. Давайте, как пример, возьмем горячо любимый Татарстаном Сингапур. В этой стране видно, что мы живем в XXI веке, – уже по тому, как там регистрируют бизнес. У всех в Сингапуре есть электронный паспорт. У нас это можно сделать? Можно, на федеральном уровне. В Сингапуре практически у всех есть кредитная карточка. У нас можно этого добиться? Можно. Берешь свой электронный паспорт, заходишь на сайт, вводишь номер паспорта с пином, кредитной карточкой оплачиваешь необходимые пошлины. Ставишь галочку – какие лицензии тебе нужны. И тебе приходит смс-оповещение. Вот это называется проактивная позиция с точки зрения регистрации нового бизнеса и выдачи лицензий.

У нас ситуация, по крайней мере, устаканилась, и можно зарегистрировать свой бизнес, однако эта процедура все-таки далека от сингапурского идеала. Хотя, повторяю, на федеральном уровне ввести электронные паспорта для всех жителей в XXI веке не представляет никакой сложности.

Если смотреть дальше – как оказывать поддержку малому бизнесу? Есть несколько вариантов. Можно создать для него тяжелые, полуневыносимые условия, а потом ему помогать. Но что-то мне кажется, это не совсем то, к чему надо стремиться. Желательно, чтобы условия для малого бизнеса были прозрачными, понятными, легко реализуемыми.

Функция номер один малого бизнеса – это рабочие места. Как только появляются рабочие места, как только малый бизнес начинает работать, он потихонечку начинает расширяться.

Еще один ответ на вопрос – зачем нужен малый бизнес, зачем его поддерживать? Во всех развитых странах малый бизнес формирует свыше 50 процентов внутреннего валового продукта. Свыше 50 процентов! Это огромная стабильность, это значит, что мы не будем зависеть от того, сколько стоит нефть… Плюс рабочие места, диверсификация экономики и, наконец, это уже третьим этапом, вклад в налогооблагаемую базу, и вклад в валовой внутренний продукт.


Поэтому поддержка малого бизнеса – это очень серьезная цель, и такая поддержка у нас только растет. Наша рыночная экономика относительно молода. Если в Италии или там Германии семейным компаниям по 300 – 400 лет, то у нас таким компаниям максимум 20 лет. Максимум. Это еще молодой организм, он еще формируется.

Тут надо учитывать и то, что СССР был силен – и слаб – тем, что там были суперкорпорации, огромные индустриальные гиганты. Они, может быть, и были эффективны в своих отраслях, но обо всех остальных мелочах забывали.

- И в СССР вечно не хватало детских колготок, стирального порошка, колбасы…

ОСВОБОДИТЬ ОТ НАЛОГОВ

- Следующий вопрос, который у нас вызывает серьезную озабоченность на федеральном уровне,– это политика, связанная с учетной ставкой Центробанка. Есть, на мой взгляд, два внятных пути по созданию новых производств, новых бизнесов в России. Первый путь, – это тот, по которому прошли США, Германия в 30-е годы, тот же Сингапур, Малайзия, Китай, Южная Корея. Причем, не только развивающие, но и развитые страны прошли. Очень понятный путь. Мы хотим, чтобы нефть перерабатывалась и благодаря этому создавались новые производства? Тогда надо всю цепочку на два - три года вообще освободить от налогов. Или сделать их минимальными. Потом когда бизнес создастся, он будет платить налоги. Так покажите ему, что это – приоритет. И тогда предприниматели будут заниматься именно тем, что интересно государству стратегически.

Но это невозможно сделать без инфраструктуры, так что вторая серьезная работа – создание инфраструктуры. Начиная от банального – дорог и аэропорта, и заканчивая индустриальными парками… Потому что в джунглях, или в голой пустыне, или в чистом поле заводы и производства не возникнут.

Это вот один путь, по которому прошло все мировое сообщество. Я считаю, что и у нас есть некоторые ростки этого и успешные примеры. 

С другой стороны – существующая политика. Борьба с инфляцией, и в итоге – высокие процентные ставки для предпринимателей. Ладно уж, в кризис, они вообще были экстремальными – 25 процентов. Но ведь и 10 процентов – много, в мире-то три процента. А залоги у нас какие? Как же развиваться? Какая должна быть фантастическая рентабельность у бизнеса, чтобы это все вытянуть.

У нас говорят: мы будем снижать инфляцию, она будет потихонечку снижаться, снижаться, снижаться, и когда-нибудь и у нас будут ставки низкие… Возможно, будут, но сейчас нет. И пока мы снижаем инфляцию, мы теряем время. И новые бизнесы, которые должны были возникнуть, не возникают. А ведь это они могли бы поддержать нашу экономику, внутреннее потребление и тем самым снижать инфляцию. Мы могли бы развивать инфраструктуру и тем самым тоже снижать инфляцию, создавать рабочие места, платить налоги. Но этого не происходит. И мы просто все замораживаем ту непростую ситуацию, которая у нас в России сегодня.

Так что, безусловно, поддерживать малый бизнес надо. Причем, поддерживать как на федеральном уровне, путем упрощения процедур, путем грамотной финансовой политики, грамотной инфраструктурной политики, так и на местном уровне…

КАК ЗАМОТИВИРОВАТЬ МУНИЦИПАЛИТЕТЫ?

- Вопрос Ильдуса Янышева: как можно замотивировать и запланировать деятельность органов государственного управления (муниципальных образований) и их руководителей на развитие предпринимательства на территориях?

О том же спрашивает и Марат Шарифуллин: в республике создана довольно мощная инфраструктура поддержки малого бизнеса. Однако основная проблема, препятствующая его развитию, по сей день не решена, – это серьезные административные барьеры на уровне муниципальных образований. Как побороть это явление и как мотивировать муниципальных чиновников на развитие малого бизнеса? Ведь в конечном итоге это дополнительные рабочие места, налоговые отчисления…

- Действительно, это ключевой вопрос. Вопрос-победитель, я ведь должен его выбрать?.. Когда мы говорим о нашей финансовой политике, ключевой вопрос в том, что сегодня муниципальные образования фактически не стимулированы на то, чтобы создавать малый бизнес. Я считаю, 100 процентов налогов от малого бизнеса должно оставаться в муниципальных образованиях. 100 процентов – от всех форм налогообложения, будь то упрощенка или вмененка… Сегодня это в той или иной степени уже происходит, но и те фирмы, которые находятся на общей системе налогообложения, они также – если относятся к малому бизнесу – свои налоги должны отчислять именно в бюджет муниципального образования. Тогда все, тогда глава предпринимателей на руках носить будет! Он будет думать: как же мне новый киоск-то создать, что еще сделать, чтобы новый бизнес начал работать?.. Некоторые главы уже делают это сегодня. Но далеко не во всех муниципальных образованиях, потому что нет мотивации.


Налоги – это вообще важнейший стимул. Как только мы отдадим налоги муниципалам, многое в районе поменяется. Главное, поменяется отношение муниципальной власти к малому и среднему бизнесу. Да, найдутся, наверное, и тогда нерадивые руководители, которых не очень-то интересует судьба района, как он будет развиваться, откуда будут у него деньги на новые школы, новые детские сады, новые больницы… Но, я уверен, с таким стимулом, как передача налогов МСБ муниципальным образованиям, мы в общероссийском масштабе увидим совершенно другую картину. На новый уровень выйдет жизнь в районах. И малый бизнес сможет развиваться, потому что важнейшая роль в этом, еще раз подчеркну, принадлежит именно муниципальному уровню.

БАНКИ И БИЗНЕС

- Какие банки в нашей республике, вы считаете, наиболее активны в работе с малым и средним бизнесом?

  В Татарстане есть, по крайней мере, по объему системообразующий банк Ак Барс, который имеет филиалы во всех муниципальных образованиях. Естественно, благодаря этому есть возможность именно через этот банк получить средства, в том числе и по нашим программам. Ну а так классический банк кредитования малого бизнеса – это СПУРТ банк. Мы очень позитивно оцениваем его работу. Много делают также Банк Казани, Автоградбанк – они недавно начали несколько новых интересных программ. Сейчас у нас появился банк, который вообще заточен под малый бизнес, это АНКОР-банк

- Какие ставки в банках, вы в курсе?

- Мы не просто в курсе, на сайте нашего комитета есть ежемесячная аналитика по банковским ставкам. Можно зайти на сайт и посмотреть информацию по всем банкам. У нас есть соответствующий отдел, который ведет постоянную работу с ними.

- Какая сегодня средняя ставка в Казани?

- Все же зависит от условий. Ну, реально где-то 17 - 18 процентов.

- Да, да. Но это же только торговля может такие ставки вытянуть...

- Согласен, я об этом уже говорил. Но ведь банки тоже не могут под четыре процента давать кредиты, их средства тоже возвратные. А ставка Центробанка – 7,75 процента.

- По сути, наша банковская система не способствует развитию малого и среднего бизнеса. Она способствует лишь удержания на плаву тех, кто уже устойчив. Но о развитии и речи не может быть. Вы согласны с таким тезисом?

- Я не виню банковскую систему. Банки играют по тем правилам, которые определены им министерством финансов Российской Федерации, Центробанком России.

- Это не обвинение – это констатация фактов.

- Другое дело, что если бы ставка была в пять процентов, могло возникнуть огромное количество бизнесов, которые могли бы работать, приносить прибыль, кормить семьи, кормить наемных работников. Но эти бизнесы не возникли и не возникнут, пока у нас в стране такие высокие процентные ставки.

"СКОРАЯ ПОМОЩЬ" ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

- Сегодня очень много говорится о борьбе с коррупцией в республике. Мы видим вещи пиаровского плана, например, декларирование доходов чиновниками... А как вы в целом оцениваете уровень коррупции, насколько она мешает бизнесу стартовать, работать, развиваться?

- Что касается старта, у нас работает программа "Начало дела", которая субсидирует 50 процентов от стоимости услуг по регистрации новых фирм. Поэтому, если предприниматель при регистрации новой фирмы воспользуется программой "Начало дела", то он не столкнется ни с какими проявлениями коррупции, не будет у него этих проблем.

Кроме того, комитет серьезно взаимодействует с прокуратурой, при ней создан общественный совет. Есть, как известно, республиканский антикоррупционный комитет. Еще нужно отметить, говоря о борьбе с коррупцией, что в нынешнем году сократилось до 50 процентов проверок предпринимателей, – за счет того, что "лишние" проверки прокуратура не пропускает.

Комитет создал "скорую помощь" предпринимателям. Для многих из них важен сам факт наличия такой структуры, куда можно обратиться за советом, за подсказкой, с жалобой, в конце концов…


- И сколько человек к вам обратились?

- Было 366 обращений. По всем по ним помогли – где-то с выездом на место, где-то удалось решить проблему по телефону… Мы надеемся, что такая помощь оказалась для предпринимателей весьма полезной.

- "Скорая помощь" и сегодня действует?

- Да.

- А с чем больше всего обращаются?

- Несколько основных проблем. Эта служба помогает практически по всем вопросам, связанным с проверками. Вот к предпринимателю, который, как правило, не имеет высшего юридического образования, приходит проверяющий. Говорит: я пришел проверять, давай, показывай, что у тебя есть. Предприниматель, возможно, не знает, что нужен ордер, кем-то подписанный, кем-то утвержденный. Что нужно его внимательно посмотреть – кто подписал, когда подписал. Что не надо сразу пугаться...

Наша скорая юридическая помощь имеет контакты со всеми отделами всех ведомств, которые занимаются проверками. И если предприниматель обращается к нам, "скорая помощь" может сразу позвонить и спросить, действительно ли посылали эту проверку или это, так сказать, личная инициатива товарища контролера, который пришел самовольно, сам себе начеркав какую-то бумагу.

Мы уже знаем, как бывает, если предприниматель обращается в "скорую помощь". Когда проверка абсолютно незаконная, и контролер понимает, что вот сейчас в "скорой" это выяснят, а то и подъедут – у него реакция предсказуемая: поворачивается и уходит. Сбегает.

Но бывают и абсолютно законные, плановые проверки. Однако и в этом случае порой предприниматель, тем не менее, может быть недоволен. Тогда в "скорой" ему разъясняют, какие документы проверяющие должны предъявить ему, какие – он обязан предъявить, а какие, может быть, и не обязан, как по закону обстоят дела со сроками… И так далее... Это тоже важные вещи.

- Значит, вы не сворачиваете эту компанию. Но раньше была массированная реклама "скорой", а теперь почему-то нет…

- Все наши программы стартуют, по большому счету, в июле - августе. Но такой пиар, какой был в прошлом году, в нынешнем менее востребован. С одной стороны, об этих программах уже знают, с другой, есть вещи, которые более востребованы, – участие в госзаказе, понимание ниш и так далее…

АГРОПАРК ДЛЯ ТАТАРСТАНЦЕВ

- Когда недавно министр Эльвира Набиуллина посещала КИП-Мастер, у нее там был интересный диалог с президентом Татарстана. Он говорил про агропарк и заметил: что-то вы не очень нас в этом плане поддерживаете… Так что про агропарк хотелось бы узнать побольше: объем инвестиций, возможно ли этот проект осуществить без федеральной поддержки?

- Нужно сказать, что наш комитет выступал одним из непосредственных идеологов, разработчиков этого проекта. Мы понимаем, насколько велика его востребованность, насколько он архиважен для республики. Прежде всего, агропромпарк – это место, где сельские производители могли бы реализовывать свою продукцию. Вот представьте себе, что это МЕГА – новая, с парковкой, с кондиционированием, с цивилизованными каталками, с водопроводом… Место, где соблюдены все требования санэпидстанции… А внутри этого комплекса стоят киоски, где торгуют, например, охлажденным мясом. Подчеркиваю – не импортным, замороженным еще в 86 году, а свежим охлажденным мясом, произведенном в Арском, Буинском или любом другом районе Татарстана.

- И торгует не перекупщик…

- Конечно, нет, что очень важно: не перекупщики, а непосредственные представители потребительских кооперативов на местах. Мы даже запланировали, когда разрабатывали стратегию, за каждым районом закрепить несколько мест в этом агропромпарке, за теми, кто состоит в ассоциациях и так далее.

Вот я рассказывал, что у нас в России такая стыдуха, что мы импортируем полимеры. Но также нельзя забывать, что Россия является импортером мяса – номером один в мире. В это надо вдуматься – импортер мяса. Значит, мы могли бы сами вырастить больше и больше реализовать. Но мы платим нашими нефтедолларами за мясо, которое и в наших условиях можем вырастить.

Конечно же, здесь важнейшая роль принадлежит сельскому малому бизнесу. Потому что сегодня свыше 60 процентов поголовья крупного рогатого скота – на личных подворьях и в малых формах хозяйств на селе. Они могли бы больше растить, но им некуда больше реализовывать. Попробуй все реализовать, если у них нет ни цехов убоя, ни лабораторий… Все это мы сейчас даем по программе "Лизинг-грант". Но самый большой и самый больной вопрос – куда реализовать? И вот агропромпарк мог бы стать основным элементом этой инфраструктуры.

Агромпромпарк – это не то же самое, что рынок, это не рынок. В агропромпарке, например, будут серьезные складские помещения. Будут созданы все возможности, чтобы реализовываться продукцию по нормальным ценам. Благодаря агропромпарку сельские производители смогут больше зарабатывать, и это будет стимулировать их больше производить. С другой стороны, и горожане смогут покупать по более приемлемым ценам и, самое главное, более качественную, свежую продукцию. Наверняка покупателями в агропромпарке будут не только те, кто традиционно ходит на рынки, – средний сегмент, ниже среднего. Я уверен, что и люди в костюмах с удовольствием зайдут в такой агропромпарк.


- Хорошая экологическая идея, конечно. Но сколько на ее воплощение нужно денег?

- Что касается финансирования… Агропромпарк – это опять-таки не совсем рынок. Это серьезный объект, который включает розничную реализацию, складские серьезные помещения и помещения, подготовленные для первичной переработки. Туда будут со всей республики свозить все самое свежее. Милое дело, салатики, выпечка, творог – все свеженькое. И мы планируем сделать в агропромпарке помещения, идеально подготовленные для размещения перерабатывающих бизнесов. Обычное помещение построить легко – железки там худо-бедно сварят, и ладно. А попробуйте постройте и введите помещения, необходимые для производства пищевых продуктов, и чтобы эти помещения соответствовали всем нормам. Это серьезная задача. Таким образом, в целом этот комплекс будет стоить порядка 2,5 миллиарда рублей.

- И как обстоят дела со строительством?

- Мы уже в этом году подали заявку в министерство экономического развития России. И при наличии дополнительных лимитов эта заявка будет рассмотрена. Горячим сторонником этой программы является наш президент, республиканское министерство сельского хозяйства. Я знаю, что и мэрия Казани стала относиться к строительству агропромпарка очень позитивно. Но сейчас доходная часть республиканского бюджета формируется не так легко, мы серьезно заимствуем в центре, поэтому одним этот проект тянуть будет тяжело. Однако его идеология готова, утверждена. Поэтому, если даже федеральных средств не будет, как и раньше много раз происходило, но как только в Татарстане появится возможность финансировать такие объекты, я уверен, что республика начнет сама строить агропромпарк. А федерация позднее присоединится и поможет.

IT-ПАРК: СЕГОДНЯ И ЗАВТРА

- И еще об индустриальных парках. Марат Шарифуллин спрашивает, каковы все-таки перспективы развития Химграда? Не повторит ли он участь технопарка "Идея", который не дает на выходе ранее ожидаемый объем инноваций, а существует фактически за счет арендных платежей якорных арендаторов, не ведущих инновационную деятельность?

- Начнем по порядку с Химграда. Я уже говорил: чтобы перерабатывать полимеры, нужны площадки, это в поле или в лесу не сделать. Так что Химград плохая судьба не ждет, он будет развиваться. Это приоритетный республиканский проект, специализированная площадка, которая полностью вписывается в стратегию развития в республике переработки полимеров.

В чем плюс тех бизнесов, которые будут вводиться в Химграде? Там, например, будут центры коллективного пользования. Любое полимерное производство, любой малый бизнес в этой сфере, хочешь – не хочешь, а требует наличия лаборатории. Ты должен иметь свою небольшую лабораторию. Стоимость ее, как правило, десять процентов от стоимости линии. Но если бизнес открывается в Химграде, свою лабораторию создавать не надо. Здесь будет работать Центр коллективного пользования, и предприниматель сможет обращаться туда за анализами продукции – один - два раза в месяц, сколько будет нужно. Причем в этом центре коллективного пользования будут работать специалисты, они будут оказывать качественные услуги… То же самое можно сказать по готовой промышленности, по монтажу… На мой взгляд, в Химграде будет серьезный куст всевозможных инструментов.

Да, Химграду досталось очень непростое наследство. Но, на самом-то деле, если бы республика не пошла на реструктуризацию Тасмы, на ее реформирование, что бы там было у нас, почти в центре города? Эту территорию невозможно было бы использовать под другие цели, кроме как производственные. На мой взгляд, абсолютно разумное решение было принято по формированию там индустриального парка.

- Аналогичный вопрос по IT-парку...

- IT-парк, это не секрет, является лидером в области IT-технологий в Российской Федерации. Особенно в такой нише, которая называется "электронное правительство". В создании электронного правительства наша республика – безусловный лидер. Это признается на всех уровнях. Победа татарстанской электронной площадки на федеральном конкурсе осенью прошлого года – она отнюдь не случайна.