ПРОГРАММА УТИЛИЗАЦИИ БУКСУЕТ: В ТАТАРСТАНЕ НЕ ВЫДАНЫ ПОКУПАТЕЛЯМ
3 ТЫС. МАШИН. В АВТОСАЛОНАХ НАЧАЛИСЬ СКАНДАЛЫ 

Программа утилизации автомобилей в Татарстане стала предметом громкого разбирательства между минпромторгом РТ и участвующими в ней автодилерами на совещании в минувшую среду. В министерство поступило почти 600 обращений граждан-участников программы. Люди недовольны как темпом выдачи машин, так и отношением к себе в дилерских центрах: со слов жалобщиков, менеджеры навязывают им дорогие версии машин, давая понять, что в противном случае автомобиля придется ждать  месяцами и по гораздо более высокой цене.

500 ЗВОНКОВ И 83 ПИСЬМА

В минувшую среду в минпромторге РТ прошло совещание по претензиям граждан к дилерским центрам, возникшим в ходе реализации программы утилизации автомобилей.

На совещании, которое провел замминистра Олег Власов, выяснились следующие факты.

Практически во всех дилерских центрах образовались очереди из желающих приобрести автомобили по программе утилизации старых авто. Менеджеры и руководство, пользуясь ажиотажем вокруг программы, навязывают покупателям более дорогие машин с дополнительным оборудованием. Менеджеры вводят в заблуждение покупателей, объясняя, что, отказавшись, они не получат машину вовсе, будут исключены из очереди, либо получат заказанную машину через много месяцев и по более дорогой цене.

Эти действия приобрели массовый характер, утверждают в минпромторге. В результате люди пишут не только в министерство, но даже Дмитрию Медведеву и Рустаму Минниханову. За 4,5 месяца действия программы минпромторг РТ рассмотрел и дал ответы на 83 письменных и более 500 телефонных обращений. При этом в жалобах фигурируют ООО "Парус", ООО "КАН-АвтоВАЗ", ООО "Нижнекамск-Лада-Сервис", ТД Sollers и альметьевское ООО "Альтернатива". 

ВИНОВАТ АВТОВАЗ?

В министерстве утверждают, что дилерским центрам неоднократно указывалось на необходимость проведения разъяснительной работы с менеджерами.

Однако, по всей видимости, рекомендации из области теоретической в практическую так и не перешли. Компании попросту игнорируют письма министерства.  Например, один из "виновников торжества" – руководство альметьевского салона ООО "Альтернатива" (в его адрес поступило больше всего нареканий), даже не явилось на совещание в министерство, сославшись на срочную командировку.

Вот как прокомментировала «БИЗНЕС Online» возникшую проблему начальник отдела лесоперерабатывающей, пищевой и легкой промышленности минпромторга (в сферу отдела входит контроль за исполнением программы утилизации) Татьяна Федорова:

- Подобные нарушения выявляются часто. Поэтому и было созвано совещание, что поступает много жалоб на навязывание покупателям дополнительного оборудования, которое не должно входить в стоимость автомобиля. Аргументы дилеров, что очереди на машины действительно большие, отчасти оправданы: АвтоВАЗ даже по квотам не поставляет то количество машин, которое требуется для региона. Мощности завода не успевают изготавливать продукцию, тут вины дилеров нет. Мы уже вышли на ВАЗ, на президента Комарова, чтобы они увеличили возможности поставки. Но там свои проблемы: нет комплектующих на автомобили. Если мы увеличили количество шин на 46 тысяч штук от Татарстана, то по стеклу, по фарам стоят на площадках машины неукомплектованные. С Sollers также есть проблемы: мы сейчас выходим с обращением к руководству завода об увеличении объемов производства по программе утилизации автомобилей. Сегодня мы выдали 8,5 тысяч свидетельств об утилизации, а продали только 5,8 тысяч. У нас разница почти в три тысячи автомобилей, которых люди не могут получить.

А ЧТО МЫ МОЖЕМ ПОДЕЛАТЬ?

Однако, у топ-менеджмента предприятий, попавших под огонь критики минпромторга РТ, есть свое мнение. Руководители компаний высказали его корреспонденту «БИЗНЕС Online». 

Сергей Чернов - заместитель генерального директора ООО "КАН-АвтоВАЗ":

– Люди не понимают, почему у нас стоит такое большое количество автомобилей на площадке, а им их не выдают. Автомобили, которые приходят на площадку хранения не только ВАЗовские, и не все по программе утилизации. Естественно, возникает вопрос:  какие автомобили уходят на утилизацию? По этой программе выделялось крайне малое количество авто, предварительно заказанное клиентами. Нам даже пришлось пойти на некоторые нарушения, чтобы людям сделать приятное: мы берем автомобиль, который предназначен для коммерческой продажи, дальше его аннулируем в своем прокате и переводим на утилизацию. Но эти автомобили, как правило, уже прошли предпродажную подготовку и на них уже установлено дополнительное оборудование. Когда мы предлагаем такие автомашины, клиенты начинают возмущаться – зачем нам такой! А мы и так пошли на нарушение, не объяснять же это клиенту… Выход тут один: чтобы ситуацию нормализовать, нужны конкретные поставки от АвтоВАЗа, соответствующие нашим заказам. А пока остается либо отправлять клиента на ожидание, либо предлагать автомобиль коммерческой комплектации.

Владимир Капитонов - генеральный директор ООО "Альтернатива":

– Вы прекрасно знаете, что автомобилей по утилизации не хватает. А люди вообще жалуются всем подряд: и президенту, и в минпромторг. И мне в том числе. А что мы можем поделать? Вот и предлагаем свои автомобили, других-то нет. Но никто ни на кого не давит. Что касается грубостей со стороны персонала, то таких фактов я не припомню. А жалобы, насколько мне известно, поступают на все салоны, не только на наш.

Елена Фадеева
фото с сайта правительства РТ

Комментарий пресс-службы SOLLERS:

– Дефицит с легковыми автомобилями Fiat. реализуемыми в рамках программы утилизации, связан с тем, что, как уже сообщалось ранее, мы не рассчитывали на столь резко возросший спрос на наши авто. Сейчас завод "SOLLERS-Набережные Челны" работает на полную мощность, и мы надеемся, что это позволит снизить напряженность с реализацией автомобилей. Решению это проблемы способствует также и организация выпуска автомобилей по выходным дням. Но покрыть весь дефицит автомобилей, возникший, в том числе, и в дилерской сети, одномоментно просто нереально.

Сегодня мы находимся в контакте со всеми нашими клиентами по программе утилизации. Обеспечение их автомобилями для нас в приоритете. Это касается не только участников программы в Татарстане, но и клиентов, получивших свидетельства в других регионах России.