НА КАЖДЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ РУБЛЬ, ПОТРАЧЕННЫЙ НА ОЭЗ, ПРИХОДИТСЯ 12,5 КОП. ИЗ РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ И 50 КОП. ЧАСТНЫХ ВЛОЖЕНИЙ

Как и Татарстан, другие российские регионы решили создавать технопарки и особые экономические зоны (ОЭЗ). Эксперты с удивлением отмечают: такого в России еще никогда не было – всего за два минувших года число региональных технопарков с нескольких единиц выросло до сотни. При этом постоянно стартуют новые проекты. Более того, в стране обнаружился и огромный спрос на ОЭЗ…

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ РУБЛЬ НЕ ОКУПАЕТСЯ

В Тольятти скоро должна открыться третья по счету промышленная ОЭЗ. На ее устройство федеральный бюджет готов выдать 7,2 млрд. рублей. Золотой федеральный дождь прольется и на остальные зоны.

Гендиректор ОАО "Особые экономические зоны", главного инфраструктурного оператора ОЭЗ, Игорь Косов сообщил, что в нынешнем году по сравнению с прошлым финансирование ОЭЗ вырастет втрое – до 21 млрд. рублей. Это половина всех денег, потраченных на особые экономические зоны с 2006 года. Не случайно инвесторы всеми силами стараются попасть в такие ОЭЗ.

Дело в том, что в них – особый инвестиционный климат. В том же Тольятти инвесторам обещают готовые площади со всеми инженерными коммуникациями, бесплатное подключение к электросетям, быстрые согласования, а, кроме того, солидные налоговые льготы. Так, резидентов готовы освободить от налогов на имущество, от земельного налога, от таможенных пошлин и НДС на ввезенное оборудование. В итоге строиться в Тольятти уже вызвались 11 отечественных и западных компаний.

Тем не менее, пока что ОЭЗ плохо выполняют свое предназначение – способствовать массовому притоку частных денег в регионы. Так, на каждый федеральный рубль, потраченный на ОЭЗ, приходится 12,5 коп. из региональных бюджетов и 50 коп. частных вложений. Причина – пока мало резидентов. Например, в ОЭЗ "Алабуга" их десять, в "Липецке" – 18. Пробиваться в эти "анклавы коммунизма" кандидатам приходится аж с федеральных верхов, так что до финиша добираются единицы.

ЗАПУСТИТЬ ПАРК НЕПРОСТО

Кризис подстегнул тягу предприятий сбиваться в группы. В итоге сами компании стали организовывать промышленные парки – чтобы минимизировать свои затраты или задействовать собственные пустующие площади. Обычно так поступают собственники бывших советских промышленных гигантов. Масштабы их бизнеса ныне съежились в разы, а территория, за которую надо платить огромные налоги, осталась. Компании стремятся этот балласт превратить в источник дохода, создать на пустующих площадях индустриальный парк и разделить с другими резидентами расходы на коммунальные платежи и электричество. В Татарстане, в частности, такие парки организовали КамАЗ и Чистопольский часовой завод.

Конечно, запустить подобный парк непросто, нужны хорошие лоббистские и финансовые возможности организатора. Он должен найти деньги на модернизацию коммунальных сетей, организовать подключение к электросетям и тому подобное. А главное – надо добиться содействия региональных властей. Идеальным вариантом, своеобразной "золотой серединой" являются кластеры, которые создаются по инициативе самих регионов. Так, в промышленном кластере Калужской области, который не обладает федеральным статусом, на каждый рубль, ассигнованный региональной казной, частные инвесторы вложили 10 рублей.

ТОЛЬКО СТРОЙСЯ!

Еще год назад шведская компания IKEA, устав бороться с мздоимством российских чиновников, решила заморозить все свои инвестпроекты в РФ. Причиной стала двухлетняя задержка открытия магазина IKEA в Самаре, который, кстати, так и не открылся. А об австрийской компании Egger, которая целых три года не могла согласовать проект строительства в городе Шуя Ивановской области завода по производству ДСП, даже написана книга "Шуйские шняги"…

Но не все главы регионов стремятся стать героями подобных историй. В России постоянно возникают всевозможные корпорации и агентства развития, которые ищут желающих строиться и даже готовят для них разрешительную документацию. Причем, делают это бесплатно – только стройся!

Сами региональные власти организуют и промышленные парки, поскольку в этом случае дешевле и быстрее прокладывать инженерные коммуникации. Сергей Вахруков, губернатор Ярославской области, утверждает: "Это наш ответ кризису". "Новоселки", первый парк в Ярославской области, появился в прошлом году, а к 2015-му в области будет семь таких парков.

Больше всего резидентов в промышленных парках Калужской, Московской и Ростовской областей. Так, Агентство инвестиционного развития Ростовской области за пять лет сумело привлечь в областную экономику инвестиций на сумму более $3,4 млрд. Здесь действуют семь индустриальных парков, самый успешный из них – Новоалександровский парк в Азовском районе. Здесь открыли производства Coca-Cola, Ball Corporation, "Юнимилк" и "Астон", при этом объем инвестиций превысил $500 млн.

ОСОБАЯ ТЕРРИТОРИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА

Сегодня в России девять парков из десяти создаются по инициативе глав регионов и мэров. Таким образом, наиболее эффективные инициативы по созданию особых территорий для бизнеса идут не сверху и не снизу, а из середины — от региональных властей. Конечно, регионы не могут освободить инвесторов от таможенных пошлин или от уплаты НДС, как происходит в федеральных ОЭЗ. Но, тем не менее, регионы в состоянии устранить административные барьеры для инвесторов.

Экономический кризис создал своеобразный "флешмоб" среди региональных чиновников России. Вынужденные думать о наполнении бюджета, они ныне готовы создавать тепличные условия для инвесторов. И в России – стране тотального бюрократизма и почти полного отсутствия инфраструктуры – такие предложения нарасхват.

По материалу газеты "Коммерсантъ"